Направления совершенствования организации денежной 28 системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Реферат 2
Введение 5
Глава 1. Понятие, экономическая сущность, элементы денежной
системы. 6
Глава 2. Виды денежных систем. 17
Глава 3. Направления совершенствования организации денежной 28
системы Республики Беларусь.
Заключение. 34
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 75.28 Кб (Скачать документ)

Четвертый поток появляется при  использовании наличных денег, к  да платеж осуществляется посредством  простой передачи денежного знака  получателю платежа. При этом для  двух сторон сделки не требуют никакие  технические средства. Не требуется  также уведомлять третью сторону  и получать ее подтверждение на право  совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.

В современных условиях данный поток  денежной наличности приводит к возникновению  «теневого» оборота. Огромные суммы  наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике  для осуществления противоправных действий, ухода от налогообложения, а также в операциях с наркотиками  и оружием, в игорном бизнесе, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем  практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен. [12, с. 118]

Рассмотрим принципы, по которым  строится современная денежная система  рыночного типа:

- Принцип централизованного управления  денежной системой. Этот принцип  существует и в первом типе  денежной системы, свойственном  административно-распределительной  модели экономики. Однако при  этой модели управление осуществлялось  с помощью директивных актов  правительства, которые были обязательны  для выполнения всеми государственными  банками и их филиалами во  всех регионах разных стран.

- Принцип прогнозного планирования  денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так  и децентрализованные планы денежного  оборота и его составных частей  подготавливаются не как директивные  планы, обязательные для выполнения  конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

- Принцип устойчивости и эластичности  денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

- Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии  с этим принципом появление  новых денежных знаков (безналичных  и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате  проведения банками кредитных операций.

- Принцип обеспеченности выпускаемых  в оборот денежных знаков. В  условиях рыночной модели экономики  денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

- Принцип неподчиненности Национального  банка правительству и подотчетности  его парламенту страны. Он связан  с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Национального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства Национального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

- Принцип предоставления правительству  денежных средств только в  порядке кредитования. Обычно в  законодательствах стран с рыночной  экономикой имеется положение  о том, что Национальный банк  не должен финансировать правительство,  а средства ему предоставлять  только в порядке кредитования  под определенное обеспечение  (недвижимость, товарно-материальные  ценности, принадлежащие государству,  государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие  государству. 

- Принцип комплексного использования  инструментов денежно-кредитного  регулирования. Сущность его заключается  в том, что Национальный банк  не должен ограничиваться каким-либо  одним инструментом денежно-кредитного  регулирования для поддержания  устойчивости денежного оборота,  а должен использовать комплекс  этих инструментов, иначе должного  эффекта достигнуть не удается.

- Принцип надзора и контроля  за денежным оборотом. Государство  через банковскую, финансовую систему,  налоговые органы должно обеспечивать  постоянный контроль как за  всем денежным оборотом в целом,  так и за отдельными денежными  потоками в хозяйстве. 

- Принцип функционирования исключительно  национальной валюты на территории  страны. Законодательство страны  предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки [17, c. 154].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Республика Беларусь –  молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей  ранее В состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе  СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и  разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В  обращение денежные знаки могли  выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

После распада СССР и образования  самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы  не последовало, что еще больше осложнило  последствия нарушений сложившихся  экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать  национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.

В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились  и безналичные расчеты. Однако такое  продолжаться долго не могло, поскольку  стали нарушаться традиционные связи  по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные  расчеты, и в безналичном обороте  произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную  валюту стал различным и курс этих рублей.

В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в  обращение с июня 1992 г. Расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.

Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский»  и «российский» послужило решение  Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных  билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные  билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать  свои приоритеты. Спрос на безналичные  российские рубли привели к росту  курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги [13, с. 185].

Решение Центрального банка  России об изъятии из обращения в  конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка  Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными  деньгами, а с другой – еще  больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей  социально – экономическим отношениям в республике.

Двойственность валют  в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

В мае 1994 г. Национального  банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения  денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.

Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный  Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в  наличном обращении – расчетный  билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных  денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования [13, с. 187].

Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено  монопольное право эмиссии банкнот  и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в  любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.

Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также  определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено  обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

В целях обеспечения единства в организации оборота наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и утверждает:

– порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве;

– правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, методы и способы их инкассации;

– правила совершения эмиссионно-кассовых операций;

– правила признаков платежности  денежных законов [13, с. 188].

В январе-октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций [19].

Информация о работе Направления совершенствования организации денежной 28 системы Республики Беларусь