Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Реферат 2
Введение 5
Глава 1. Понятие, экономическая сущность, элементы денежной
системы. 6
Глава 2. Виды денежных систем. 17
Глава 3. Направления совершенствования организации денежной 28
системы Республики Беларусь.
Заключение. 34
Литература.
В январе-октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.
Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.
Со 2 января по 1 ноября 2009 г.
параметры изменения курса
Для своевременной реакции
курсовой политики на дополнительные
неблагоприятные внешние
Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента.
На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысит 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).
Процентная политика. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 – 13,5 процента годовых.
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта.
В мае – июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.
Аукционными операциями на
открытом рынке Национальный банк удерживал
процентную ставку на однодневном рублевом
межбанковском рынке на уровне, близком
к верхней границе, задаваемой постоянно
доступными операциями. В результате
в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная
ставка по однодневному межбанковскому
кредиту составила 21,2 процента годовых.
Для обеспечения непрерывности
платежного процесса Национальный банк
оказывал значительную ресурсную поддержку
банкам. Среднедневной остаток
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.
Денежно-кредитные показатели. В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов. Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей. На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно [19].
На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
Параметры развития банковского сектора. В январе – октябре 2009 г. активы банков возросли на 23,1 процента (на 14,63 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 31,3 процента (на 14,76 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 33,2 процента (на 10,6 трлн. рублей).
По итогам работы за январь – октябрь 2009 г. прирост нормативного капитала банковского сектора составил 12,1 процента, рентабельность капитала сложилась на уровне 8,53 процента, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 5,51 процента.
Функционирование платежной системы. В январе – октябре 2009 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено платежей на сумму 942,3 трлн. рублей, что выше на 70,8 процента, чем в аналогичном периоде 2008 года.
Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь в 2010 году направлена
на формирование условий стабильного
экономического развития Республики Беларусь,
выполнение показателей социально-
В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения Республики Беларусь претерпел существенные изменения. Однако не на всех территориальных уровнях можно производить анализ с использованием показателей свойственных рыночной экономике. Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня развития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение. Только наличные деньги как законные платежные средства обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей на всей территории государства в любое время суток и в неограниченных объемах. В сфере наличного денежного оборота происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. От состояния наличного денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты. Наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков, эмитированных центральным банком страны (банкнот и разменной монеты), в ходе которого денежные знаки прежде всего выполняют функции средства обращения и средства платежа.
Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Национального банка Республики Беларусь. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, откуда они поступают в обращение. Из оборотных касс расчетно-кассовых центров наличные деньги направляются в операционные кассы банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов.
Одним из важных условий денежно-кредитной политики Республики Беларусь является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.
Современный механизм эмиссии банкнот в Республике Беларусь основан на кредитовании банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями, ценными бумагами и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты - собственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Национального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций Национального банка. Размеры пассивной операции Национального банка - «эмиссия банкнот» - зависит от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (Министерству Финансов), покупки иностранной валюты и золота.
В целях изъятия излишней
ликвидности банковской системы
Беларуси активно использует такой
инструмент, как депозитные операции.
Эти операции позволяют банкам Беларуси
оперативно привлекать в депозиты временно
свободные денежные средства банков
и тем самым практически
Одним из важных условий этого является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.