Небанковские кредитные организации и их роль в банковской системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель работы – полное раскрытие темы Небанковские кредитные организации, их роль в кредитной системе России как в пространственном, так и во временном периодах.

Содержание

Введение……………………………………….……………..…..…..………3
1.Создание и регулирование деятельности НКО……….……….…………5
2. Операции, выполняемые НКО.………………………....……..……..…29
3. НКО как часть банковской системы …………………………….......…31
Заключение………………………..…..……………………………….……42
Список используемой литературы. …………………….…… ………...…46

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 160.21 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

 

Кафедра: «Финансы»

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

 

«Небанковские кредитные организации и их роль в банковской системе»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ВКФ 3-1,

Семибратова Е.Н.

Научный руководитель: Гамза В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………….……………..…..…..………3

1.Создание  и регулирование деятельности НКО……….……….…………5

2. Операции, выполняемые НКО.………………………....……..……..…29

3. НКО  как часть банковской системы …………………………….......…31

Заключение………………………..…..……………………………….……42

Список  используемой литературы. …………………….…… ………...…46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Кредитная организация –   юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Современное банковское законодательство России выделяет два вида кредитных  организаций: банки и небанковские кредитные организации. Номенклатура услуг, оказываемых небанковскими  кредитными организациями своим  клиентам, меньше, чем у банков.

    В последнее время  заметно возрос интерес к небанковским кредитным организациям со стороны ученых и практиков. Вместе с тем  противоположные   позиции, противоречивые данные, встречающиеся в отдельных публикациях, а также изменения законодательства порождают необходимость их дальнейшего изучения.

Следует отметить, что термин НКО не достаточно ясен для понимания, так как содержит в своем определении взаимоисключающие понятия «небанковская» и «кредитная», однако их деятельность по осуществлению расчётов выгодно отличается от аналогичной деятельности банков тем, что является финансово устойчивой и не подвержена классическим банковским рискам. Но, к сожалению, преодолеть негативную окраску термина «небанковские» довольно сложно. При этом,  как показывает практика, российская банковская система довольно слаба и подвержена резким колебаниям в экономике. Возможно, следует рассмотреть работу с небанковской кредитной организацией как достойную альтернативу работы с банком.

Объект работы  - Небанковские кредитные  организации, их роль в кредитной системе России.

Предмет исследования – система отношений в части Небанковские кредитные организации, их роль в кредитной системе России.

Цель  работы – полное раскрытие темы Небанковские кредитные организации, их роль в кредитной системе России как в пространственном, так и во временном периодах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть  теоретические вопросы Небанковские кредитные организации;

2. Выявить проблематику Небанковских кредитных организаций;

3. Определить их роль в кредитной системе России;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Создание и регулирование  деятельности НКО

Небанковская кредитная  организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для  небанковских кредитных организаций  устанавливаются Банком России.

Небанковские кредитные организации (далее по тексту НКО) сравнительно новый вид кредитных организаций, созданных Банком России для осуществления без рисковых расчетов между кредитными организациями и юридическими лицами клиентами – участниками расчетов, имеющими расчетные счета в НКО.

Впервые НКО появились на банковском рынке в начале 90-х годов прошлого столетия по рекомендации Международного валютного фонда в условиях банковских неплатежей и системы суррогатных расчетов на основе бартера с перспективой обслуживания новых систем расчетов: межбанковских, биржевых, корпоративных и т.д.

В середине 90-х годов в Федеральном  законе «О банках и банковской деятельности»  появился и термин «небанковская кредитная организация».

Кредитная организация имеет  фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь  наименование на другом языке народов  Российской Федерации, сокращенное  наименование и наименование на иностранном  языке. Кредитная организация имеет  печать со своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование кредитной  организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования  слов "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно-правовую форму.

1.1 Учредительные документы кредитной организации

Кредитная организация имеет  учредительные документы, предусмотренные  федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации  должен содержать:

1) фирменное наименование;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана  регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном  им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган  в срок не более чем пять рабочих  дней со дня получения необходимых  сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических  лиц соответствующую запись и  не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом

 

1.2 Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной  организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного  капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей  о получении лицензии, предусматривающей  право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в  том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Банк России устанавливает  предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

Средства федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся  в ведении федеральных органов  государственной власти, не могут  быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся  в ведении органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Приобретение и (или) получение  в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной  или нескольких сделок одним юридическим  или физическим лицом либо группой  юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению  друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует  уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

1.3 Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в  соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной  регистрации кредитной организации  принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных  организаций, а также иных предусмотренных  федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом  на основании решения Банка России о соответствующей государственной  регистрации. Взаимодействие Банка  России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной  регистрации кредитных организаций  осуществляется в порядке, согласованном  Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях  осуществления им контрольных и  надзорных функций ведет Книгу  государственной регистрации кредитных  организаций в порядке, установленном  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

За государственную регистрацию  кредитных организаций взимается  государственная пошлина в порядке  и в размерах, которые установлены  законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация обязана  информировать Банк России об изменении  сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с  момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей  информации от кредитной организации  сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении  сведений о кредитной организации.

Лицензия на осуществление  банковских операций кредитной организации  выдается после ее государственной  регистрации в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с  ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет  право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Информация о работе Небанковские кредитные организации и их роль в банковской системе