Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:12, контрольная работа
Федеральный закон об аудиторской деятельности не назван в качестве основного или системообразующего акта, т.е. не указано на то, что иные федеральные законы, регулирующие аудиторскую деятельность, должны приниматься в соответствии с данным Законом, и что нормы иных федеральных законов в части регулирования аудиторской деятельности должны соответствовать данному Закону. В качестве акта, регулирующего аудиторскую деятельность, непосредственно назван Закон о СРО.
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 2
1.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 2
1.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности 23
1.4. Лицензирование аудиторской деятельности 27
1.5. Этика аудиторов 28
2. ТЕСТЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Содержание |
|
1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ |
2 |
1.1. Система нормативного |
2 |
1.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» |
8 |
1.3. Аттестация на право |
23 |
1.4. Лицензирование аудиторской деятельности |
27 |
1.5. Этика аудиторов |
28 |
2. Тесты |
30 |
Список использованной литературы |
38 |
1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
1.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
В статье 2 «Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность» Федерального закона РФ от 30.12.200г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон об аудиторской деятельности не назван в качестве основного или системообразующего акта, т.е. не указано на то, что иные федеральные законы, регулирующие аудиторскую деятельность, должны приниматься в соответствии с данным Законом, и что нормы иных федеральных законов в части регулирования аудиторской деятельности должны соответствовать данному Закону. В качестве акта, регулирующего аудиторскую деятельность, непосредственно назван Закон о СРО.
Иными нормативными правовыми актами, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности, могут быть только акты федерального уровня. К таковым относятся нормативные правовые акты Президента РФ, а также Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, Федеральный закон об аудиторской деятельности является специальным законом, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В случае столкновения норм различных законов будут применяться нормы Закона об аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение Закона об аудиторской деятельности и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.
Закон об аудиторской деятельности не содержит норм, непосредственно предусматривающих издание Президентом РФ или Правительством РФ нормативных правовых актов по вопросам регулирования аудиторской деятельности, но прямо наделяет полномочиями федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, на издание ряда нормативных правовых актов в сфере аудиторской деятельности. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона в функции уполномоченного федерального органа (т.е. Минфина России) входит нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение ФСАД, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных данным Законом. При этом предусмотрено участие СпАД и СРО аудиторов в данном процессе: согласно п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона СпАД рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона СРО аудиторов разрабатывает проекты ФСАД.
В отличие от этого Закон 2001 г. об аудите в п. 4 ст. 9 наделял полномочиями на утверждение ФПСАД непосредственно Правительство РФ. Такие ФПСАД в силу заключительного положения ч. 9 ст. 23 комментируемого Закона являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, СРО аудиторов и их работников до утверждения уполномоченным федеральным органом ФСАД, предусмотренных данным Законом. Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности применяются ПСАД, одобренные Комиссией при Президенте РФ по аудиторской деятельности.
Следует также отметить, что Закон об аудиторской деятельности № 307-ФЗ предусматривает издание стандартов СРО аудиторов и КПЭА. Однако данные акты обладают не всеми существенными признаками, которые характеризуют нормативный правовой акт и которые определены в п. 9 постановления Пленума ВС России от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
С одной стороны, стандарты СРО аудиторов и КПЭА обладают такими признаками - они устанавливают обязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные отношения, ими предусмотренные. Однако стандарты СРО аудиторов разрабатываются и утверждаются, а КПЭА принимаются СРО аудиторов, т.е. организациями, хотя и наделенными публично-властными полномочиями, но не являющимися органами публичной власти - органами государственной власти или органами местного самоуправления. Кроме того, стандарты СРО аудиторов и КПЭА обязательны к соблюдению только членами соответствующей СРО аудиторов. С учетом изложенного, стандарты СРО аудиторов и КПЭА можно охарактеризовать лишь как локальные нормативные правовые акты.
В настоящее время действует ряд Постановлений РФ, которые можно назвать существенными в нормативном правовом регулировании рассматриваемых отношений:
1. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 (в изм.) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
2. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 года № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» и др.
В ряде случаев реализация норм Закона об аудиторской деятельности требует обращения и применения положений иных законов, например, Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В действующем российском законодательстве есть целая группа законов, которые в той или иной мере, наоборот, отсылают к нормам Закона об аудиторской деятельности, так как содержат положения об обязательной аудиторской проверке. Например, Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» устанавливается, что ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности. К названной группе следует также отнести Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», согласно ст. 42 которой отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет.
Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аудиторская организация
обязана составить заключение о
результатах аудиторской
Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.
Статьей 22 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.
Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и требованиями Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Аудитор, осуществляющий проверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария. Аудиторское заключение представляется фондом в уполномоченный федеральный орган не позднее 30 июня.
Другая группа законов
предусматривает возможность
Организационно-правовая форма аудиторских организаций определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в вышеперечисленных Законах, должны соответствовать положениям Закона об аудиторской деятельности.
1.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Закон № 307-ФЗ), что положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг и взаимоотношений на нем. Основной чертой указанного новшества явилось перераспределение функций государственного регулирования от Правительства Российской Федерации к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов.
Новым Законом предусмотрена также отмена лицензирования аудиторской деятельности. В качестве альтернативы предложено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях.
Указанный Закон вводит внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны саморегулируемых организаций. С его вступлением в силу связана и отмена обязательного страхования ответственности аудитора и обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых саморегулируемыми организациями.
2009 год являлся переходным
от ранее действовавшей
В соответствии Законом № 307-ФЗ минимальная численность аудиторов в аудиторских организациях снижена с пяти до трех человек, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий.
Изменились и критерии, в соответствии с которыми устанавливается необходимость обязательного аудита: если ранее действовавший Закон устанавливал пороговый уровень выручки и активов организации, при превышении которых ее отчетность подлежит обязательному аудиту, в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (500 тыс. МРОТ и 200 тыс. МРОТ соответственно), то новый Закон определил эти критерии в абсолютных величинах: 50 млн руб. - для выручки и 20 млн руб. - для активов.
Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ