Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:12, контрольная работа
Федеральный закон об аудиторской деятельности не назван в качестве основного или системообразующего акта, т.е. не указано на то, что иные федеральные законы, регулирующие аудиторскую деятельность, должны приниматься в соответствии с данным Законом, и что нормы иных федеральных законов в части регулирования аудиторской деятельности должны соответствовать данному Закону. В качестве акта, регулирующего аудиторскую деятельность, непосредственно назван Закон о СРО.
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 2
1.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 2
1.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности 23
1.4. Лицензирование аудиторской деятельности 27
1.5. Этика аудиторов 28
2. ТЕСТЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
При этом ранее действовавший Закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который должен был быть проведен аудит, а Закон № 307-ФЗ относит эти критерии к году, предшествующему отчетному.
Все перечисленные меры призваны существенно повысить качество аудиторских услуг. Предполагается также, что реализация предусмотренных новым Законом норм значительно приблизит законодательство России в области аудиторской деятельности к признанным международным стандартам аудита.
Необходимо отметить, что комментируемый Закон об аудиторской деятельности полностью отменил предыдущий Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» только с 1 января 2011 г. А в переходный период с 2009 по 2011 гг. действовали оба закона, причем предыдущий - частично.
Федеральный закон ввел новое определение понятия «аудиторская деятельность (аудиторские услуги)» - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Таким образом, Закон, с одной стороны, разделяет понятия «аудиторская деятельность» и «аудит», а с другой - объединяет понятия «аудиторская деятельность» и «аудиторские услуги» взамен ранее существовавшего тандема «аудиторская деятельность» и «аудит». То есть перечень видов аудиторской деятельности, ранее ограничиваемый только классическим обязательным аудитом, сегодня расширен. Теперь нормы Закона начинают соответствовать давно сложившейся ситуации на рынке аудиторских услуг.
При этом термину «аудит» посвящен п. 3 статьи 1, в котором говорится, что аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Важным изменением при этом является исключение из характеристики, как аудиторской деятельности, так и аудита, слов «предпринимательская деятельность».
Таким образом, с 1 января 2009 г. аудиторская деятельность не всегда может являться одним из видов предпринимательской деятельности.
И связано это в
том числе с введением в
последние годы дополнительно к
государственному регулированию
Указанные организации могут осуществлять следующие функции: защищать интересы своих членов; содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению аудиторов; разрабатывать собственные стандарты аудита; разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества; содействовать повышению уровня профессиональной подготовки аудиторов; содействовать осуществлению аудиторской деятельности.
Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Гарантии независимости
аудиторских организаций и
В пункте 4 стать1 Закона говорится, что перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Подробнее о стандартах аудиторской деятельности, которые делятся на федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты саморегулируемой организации аудиторов, говорится в ст. 7 Закона.
Законом установлен запрет на осуществление аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аудиторскую деятельность) какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных ст. 1 Закона.
Под прочими связанными с аудиторской деятельностью услугами, которые могут осуществлять аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими, понимаются в частности следующие:
1) постановка, восстановление
и ведение бухгалтерского
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-
4) управленческое
5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочная деятельность;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-
10) обучение в областях,
связанных с аудиторской
Таким образом, пунктом 7 статьи 1 изменен ранее существовавший перечень - из него исключены услуги по проведению маркетинговых исследований и добавлены услуги по постановке, восстановлению и ведению налогового учета, составлению налоговых расчетов и деклараций.
Кроме того, с 1 января 2009 г. перечисленные услуги не являются аудиторскими в смысле комментируемого Закона и определяются как прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью.
Перечень сопутствующих
аудиту услуг устанавливается
В статье 2 установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
Таким образом, нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности могут содержаться и в других федеральных законах, помимо комментируемого Закона, и в принятых в соответствии с ним иных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом такие нормы должны соответствовать комментируемому Закону.
Помимо этого в комментируемой статье назван Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который также регулирует аудиторскую деятельность.
В пункте 1 статьи 3 определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Пункт 1 статьи 4 устанавливает, что аудитором может быть физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Таким образом, пункт 1 статьи 4 устанавливает два признака, одновременное наличие которых характеризует физическое лицо как аудитора: наличие квалификационного аттестата аудитора; членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
В пункте 1 статьи 5 установлены случаи осуществления обязательного аудита. Так, обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет
организационно-правовую форму
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от
продажи продукции (выполнения
работ, оказания услуг)
Претерпели изменения и критерии, в соответствии с которыми устанавливается необходимость обязательного аудита: если ранее действовавший Закон устанавливал пороговый уровень выручки и активов организации, при превышении которых ее отчетность подлежит обязательному аудиту, в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (500 тыс. МРОТ и 200 тыс. МРОТ соответственно), то новый Закон определил эти критерии в абсолютных величинах: 50 млн руб. - для выручки и 20 млн руб. - для активов. Таким образом, критерий зафиксирован на том уровне, на котором он определялся и ранее, исходя из МРОТ, равного 100 руб.
Однако гораздо важнее качественные изменения, вытекающие из формулировок нового Закона. Так, ранее действовавший Закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который и должен был быть проведен аудит. Новый Закон № 307-ФЗ относит эти критерии к году, предшествующему отчетному. Таким образом, обязательному аудиту за 2008 г. подлежит отчетность организаций, выручка либо активы которых превысили установленный критерий в 2007 г. вне зависимости от того, какими они оказались в 2008 г. И наоборот, если в 2007 г. выручка или активы организаций не превысили установленных критериев, то аудит за 2008 г. не обязателен, во сколько бы раз установленные критерии ни оказались превышенными в 2008 г. Направленность этой нормы на повышение надежности финансовой информации не может не вызывать обоснованных сомнений.
4) в иных случаях,
установленных федеральными
В пункте 1 статьи 6 содержится определение понятия «аудиторское заключение» - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации является целью аудита, как указано в п. 3 ст. 1 Закона.
В пункте 2 статьи 6, в отличие от ранее действующего Закона, законодатель ввел реквизиты, которые должно содержать аудиторское заключение:
1) наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской
организации, индивидуальном
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской
организации, индивидуального
8) указание даты заключения.
В пункте статьи 7 определено, что федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования
к порядку осуществления
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Закон предусматривает в отличие от ранее действующего Закона двухуровневую систему стандартов: федеральные стандарты и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Ранее система стандартов аудита была трехуровневой: федеральные стандарты, стандарты аккредитованных профессиональных объединений и внутрифирменные стандарты.
Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ