Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:45, курсовая работа
Процесс интернационализации затронул большинство сфер хозяйственной жизни в странах мира. Одной из таких областей является банковское дело: национальные банки все активнее осуществляют операции за рубежом, иностранные наращивают объемы банковских операций в национальных хозяйствах.
Введение ……………………………………………………………………….2
1. Теоретические основы банковского бизнеса………………………...3
1.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем ……………………………………………………………………..3
1.2. Современные организационно – правовые формы международной банковской деятельности………………………………………………..10
1.3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе.14
1.4. Регулирование международной банковской деятельности……..21
2. Оценка стоимости коммерческого банка……………………………27
Заключение…………………………………………………………….…46
Список использованной литературы…………………………………...
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….2
1. Теоретические основы банковского бизнеса………………………...3
1.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем ……………………………………………………………………..3
1.2. Современные
организационно – правовые формы международной
банковской деятельности………………………………………………
1.3. Виды услуг и операций в международном банковском бизнесе.14
1.4. Регулирование международной банковской деятельности……..21
2. Оценка стоимости коммерческого банка……………………………27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………... 47
Введение
Процесс интернационализации затронул большинство сфер хозяйственной жизни в странах мира. Одной из таких областей является банковское дело: национальные банки все активнее осуществляют операции за рубежом, иностранные наращивают объемы банковских операций в национальных хозяйствах.
Банковский бизнес с каждым годом расширяется, захватывая и осваивая всё новые и новые географические размещения. Представляя интересы своих клиентов, но и не забывают про свои выгоды.
До сих пор существует немало банков, которые рассматривают диверсификацию направлений своего бизнеса как неоправданное «распыление» ресурсов. Рост конкуренции на мировых рынках финансовых услуг сопровождается таким масштабным процессом международных слияний и поглощений банков, что в ряде случаев ведет к снижению конкуренции и даже монополизации рынков банковских услуг. Либерализация национальных банковских законодательств нередко происходит односторонне — в отношении международной деятельности национальных банков, но при этом ужесточаются требования и контроль за деятельностью иностранных на своей территории.
Глава 1. Теоретические основы банковского бизнеса
1.1. Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем
Наивысшей ступенью интернационализации банковской деятельности являются растущие прямые иностранные инвестиции банков, позволяющие оказывать весь спектр услуг через банковские офисы в принимающих странах. Крупнейшие международно оперирующие банки превращаются в транснациональные (ТНБ), если объем зарубежных активов и количество стран, в которых банк имеет свои зарубежные подразделения, позволяет ему занять существенную нишу на мировых рынках конкретных банковских услуг.
Можно указать на существенные различия транснациональных корпораций (ТНК) и ТНБ. Так, в деятельности первых часто прослеживается ступенчатость технологического процесса: в одних странах филиалы ТНК выполняют первичную обработку продукции, в других — следующую стадию обработки, в третьих — окончательную сборку изделий, в четвертых — их реализацию. Напротив, в оказании банковских услуг разорванность целостного процесса наблюдается редко, так как такого рода услуги требуют одномоментности действия и непосредственного контакта производителя и конечного потребителя. Вместе с тем в деятельности ТНБ тоже можно обнаружить различный характер международного предпринимательства. Так, банки в кредитовании клиентов в одних странах могут использовать привлеченные ими средства на депозитных или фондовых рынках других стран.
Иногда
проводят параллели между
Степень открытости национальных банковских систем и участия национальных банков в обслуживании внешнеэкономических связей и международном предпринимательстве в разных странах весьма различна. Это объясняется целым рядом факторов:
Хотя
процесс интернационализации
Универсализация банковской деятельности. Отвечая растущим потребностям клиента, банки постепенно расширяют число предоставляемых услуг и даже активно осваивают нетрадиционные для них виды деятельности (консалтинг, операции с недвижимостью, страхование и пр.). Инвестиционные банки занимаются коммерческим банковским бизнесом, коммерческие банки — инвестиционным. Превращение банков в финансовые «супермаркеты» выгодно клиентам, поскольку в своем банке они получают весь набор требующихся им финансовых услуг.
Кроме того, сами банки в условиях ужесточения конкуренции, снижения рентабельности традиционных видов банковских операций, а также под «давлением» быстро расширяющегося фондового рынка ищут новые источники дохода. Давление фондового рынка выражается прежде всего в повышении роли операций с долговыми ценными бумагами по сравнению с обычными банковскими кредитами. На рынках ценных бумаг финансовые ресурсы привлечь относительно легче. Иногда даже не требуется обеспечения таких займов, сами займы по срокам длиннее, плата за кредит, как правило, ниже, чем аналогичные условия в банковском кредитовании.
Рост конкуренции. Следует помнить, что на зарубежных рынках международные банки конкурируют с большим числом других участников финансовых сделок, в частности, с местными депозитными учреждениями, а также с другими международными банками, которых привлек данный рынок. Отмеченное выше расширение спектра банковских услуг и операций не сокращает, а увеличивает число конкурентов на смежных рынках.
Либерализация банковских операций. Она выражается в снижении и даже отмене ряда государственных ограничений. Волна либерализации прокатилась по национальным законодательствам ведущих развитых стран в 80-х годах XX в. и до сих пор этот процесс не закончен. Его развитие связано с поиском новых элементов конкурентоспособности национальных банковских учреждений. Эта потребность стала особенно остро ощущаться с дальнейшим развитием интернационализации хозяйственной деятельности и возникновением мирохозяйственной глобализации, следствием чего в ведущих развитых странах были кардинально пересмотрены национальные банковские законодательства. К примеру, в 1999 г. в США был пересмотрен Закон Гласса — Стиголла 1933 г., содержавший множество запретов американским банкам в отношении совмещения направлений их деятельности.
Возрастание инновационной активности банков. Появляются новые банковские продукты и технологии, банковский бизнес внедряется в глобальную сеть (интернет-банкинг). Регулярно обновляются технологии карточного бизнеса банков: чиповые карты сменяют устаревшие банковские карты с магнитной полосой, а банкоматы по выдачи наличности дополняются банкоматами по приему и зачислению денег на счет. Банки ищут новые, более эффективные варианты функционирования филиальных сетей, открывают специализированные офисы в супермаркетах, создают совместные офисы, действующие в интересах нескольких банков-учредителей. Даже вариант франчайзинга постепенно осваивается международными банками'. Скажем, американский ТНБ «Ситибанк» в одном из своих последних годовых отчетов указал на рост клиентской базы в Брюсселе на 26% благодаря именно франчайзинговой схеме своего прихода на бельгийский рынок.
Эти
и другие названные выше тенденции
имеют некоторые
1 Франчайзинг — деятельность
под «чужим», хорошо известным потребителю
брендом, в банковский бизнес пришел в
1994 г., когда австралийский банк «Colonial»
впервые выдал разрешение использовать
стороннему банку свой имидж и свои технологии.
По целям и содержанию процесс интернационализации банковского дела необходимо рассматривать, имея в виду двойственную природу банковской деятельности: банк как посредник в деятельности своих клиентов и банк как субъект предпринимательства, размещающий капитал за рубежом в своих собственных интересах. Изначально выход национальных банков за рубеж был вызван интернационализацией промышленного и торгового капитала, или, иными словами, банки следовали в зарубежные страны за своими клиентами. К примеру, географическое размещение филиальной сети голландского банка «ABN AMRO» не случайно совпадает с географией зарубежных производственных, сбытовых, сборочных предприятий его главного клиента у себя на родине — концерна «Philips». Интересы своих клиентов, их потребности в расчетно-кредитной поддержке в зарубежных странах явились основными факторами широкомасштабного процесса интернационализации банковского бизнеса развитых стран в 60—70-х годах XX столетия. Вместе с тем не следует забывать и о собственных интересах банков входе их географической экспансии. Часто более дешевые источники финансирования самих банков в принимающих странах, высокая доходность по отдельным операциям, вывод в зарубежную страну морально устаревшего в своей стране банковского продукта, динамичность экономического развития отдельных стран и регионов, привлекательность мировых финансовых центров,— все это следует считать дополнительными факторами, способствующими интернационализации банковского капитала и банковских операций.
Эти факторы привели к глобальной активности крупнейших банков мира, представленных в табл. 1.1. Основными показателями, которые используются в составлении рейтингов и свидетельствуют о величине таких банков, являются размер собственного капитала2, объем активов, размер прибыли до или после уплаты налогов.
2 Точнее, размер капитала первого порядка, учитывающего по методологии Базельского комитета по банковскому надзору только исходные средства, без ряда дополнительных фондов банка, формируемых из прибыли и видов акционерного капитала.
Таблица 1.1.
Крупнейшие транснациональные банки мира
Позиция в 2002 г | Позиция в 2001 г. | Наименование банка | Капитал I порядка, млрд дол. | Активы, млрд дол. | Позиция по активам | Прибыль до уплаты налогов, млрд дол. |
1 | 1 | Citigroup, США | 58,4 | 1 051,450 | 2 | 21,897 |
2 | 3 | Bank of America, США | 41,9 | 621,764 | 11 | 10,117 |
3 | 2 | Mizuho Financial Group, Япония | 40,4 | 1 178,285 | 1 | -11,477 |
4 | 4 | JP Morgan Chase, США | 37,7 | 693,575 | 9 | 2,566 |
5 | 5 | HSBC Holdings, Великобритания | 35,0 | 696,381 | 8 | 8,064 |
6 | Sumitomo Mitsui Banking Corp., Япония | 29,9 | 840,281 | 3 | ^1,867 | |
7 | 6 | Credit Agricole Groupe, Франция | 28,8 | 496,421 | 13 | 2,271 |
8 | — | Mitsubishi Tokyo Bank, Япония | 25,6 | 751,480 | 5 | -2,392 |
9 | — | UFJ Holding, Япония | 23,8 | 616,485 | 17 | -13,194 |
10 | 7 | Industrial and Commercial Bank of China, Китай | 23,1 | 524,235 | 15 | 740 |
11 | 18 | Bank of China, Китай | 22,0 | 406,150 | 23 | 1,319 |
12 | 8 | Deutsche Bank, Германия | 21,86 | 809,220 | 4 | 1,589 |
13 | 16 | Royal Bank of Scotland, Великобритания | 21,83 | 519,991 | 16 | 6,200 |
14 | 11 | Bank One Corp., США | 21,74 | 268,954 | 42 | 3,800 |
15 | 14 | BNP Paribas, Франция | 21,74 | 727,325 | 7 | 5,780 |
16 | 12 | HypoVereinsbank, Германия | 19,15 | 641,728 | 10 | 1,365 |
17 | 68 | Wachovia Corporation, США | 18,99 | 130,452 | 30 | 2,289 |
18 | 20 | Wells Fargo, США | 18,24 | 307,465 | 35 | 5,485 |
19 | HBOS, Великобритания | 18,08 | 401,268 | 24 | 3,814 | |
20 | 23 | Barclays Bank, Великобритания | 18,04 | 505,409 | 11 | 5,233 |