Оформление и учет операций доверительного управления в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является комплекс теоретико-методологических и организационно-методических проблем, связанных с осуществлением кредитными организациям бухгалтерского учета и контроля операций доверительного управления. Объектом исследования являются операции доверительного управления активами клиентов проводимые кредитными организациями.
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности, выявление характерных черт и особенностей организации учетного процесса операций доверительного управления, проводимых кредитными организациями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Операции доверительного управления как объект бухгалтерского учета…………………………………………………………….5
1.1 Сущность, структура и механизм осуществления операций доверительного управления в кредитных организациях………………………5
1.2 Классификация операций доверительного управления…………….10
Глава 2. Организация бухгалтерского учета операций доверительного управления в кредитных организациях………………………………………...15
2.1 Система документального оформления и документооборота по операциям доверительного управления………………………………………..15
2.2 Особенности учетного процесса операций доверительного управления в кредитных организациях………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая банка 4 курс.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

Выгодоприобретатель - лицо, в интересах которого доверительный управляющий осуществляет управление имуществом. В качестве выгодоприобретателя может выступать учредитель управления или третье лицо.

Объект доверительного управления – совокупность активов, принадлежащих учредителю управления и передающихся в доверительное управление. Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть денежные средства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и металлы, производные финансовые инструменты.

Существуют две принципиальные модели реализации на практике механизмов доверительного управления. А именно: индивидуальное управление имуществом и управление имуществом через создание Общих фондов банковского управления (ОФБУ). При этом ОФБУ определяется как имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

Вышеперечисленные механизмы  осуществления операций доверительного управления являются определяющими  при выборе схемы учетного процесса, оптимальность которой оказывает  существенное влияние на величину издержек, а следовательно и экономию расходов в целом по кредитной организации. Однако для учетного процесса не менее важным является принципиальная классификация операций доверительного управления, так как от тех или иных факторов зависит: какие группы счетов будут затрагиваться и корреспондироваться, какие первичные документы будут оформляться, как будет реализована схема документооборота и каким образом будут распределяться конечные результаты от деятельности кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего.

1.2 Классификация операций  доверительного управления

В практике финансового  посредничества, сложившейся в России принято выделять следующие критерии классификации операций доверительного управления:

1) в зависимости от  правового статуса учредителя управления;

2) по характеру распоряжения  доверенной в управление собственностью;

3) в зависимости от  механизмов аккумулирования средств  (имущества) в процессе исполнения  доверительным управляющим своих  обязательств;

4) в зависимости от  имущества, выступающего в качестве объекта доверительного управления.

В зависимости от правового статуса учредителя управления выделяются:

1) услуги по доверительному  управлению, предоставляемые физическим  лицам (персональное управление);

2) услуги по доверительному  управлению, предоставляемые юридическим лицам (институционное управление).

К числу первых относятся  следующие виды услуг:

распоряжение имуществом после смерти владельца;

управление имуществом на доверительной основе и попечительство;

агентские услуги.

   По   характеру распоряжения собственностью доверенной в управление принято выделять:

-активное доверительное управление;

-пассивное доверительное управление.

Имущество, находящееся  в активном управлении, может изменять свою форму (закладываться, отдаваться в долг, продаваться), т.е. видоизменяться без специального согласия собственника или учредителя управления. Приоритетным в этом случае является максимизация прибыли и минимизация рисков. Подобная активная позиция, в сделке по доверительному управлению имуществом, характерна в основном для кредитных организаций.

Основным требованием  в случае пассивного управления является сохранение имуществом своей первоначальной формы. Имущество не может трансформироваться, продаваться, закладываться. Это в  основном касается случаев, когда в качестве объекта доверительного управления выступает в пассивной форме и выполняет в основном "техническую" работу.

В зависимости от механизмов аккумулирования средств (имущества) в процессе исполнения доверительным управляющим своих обязательств, принято выделять:

индивидуальное доверительное  управление;

Общий фонд банковского  управления (ОФБУ).

При этом как частные  случаи индивидуального доверительного управления можно выделить:

индивидуальное доверительное  управление с возможностью совместных вложений;

доверительное обслуживание.

Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов.

1) Индивидуальное доверительное  управление. В этом случае имущество  учредителя учитывается отдельно  и вкладывается в доходные  активы также отдельно. Технологически  этот вариант является самым удобным с точки зрения бухгалтерского учета. Не нужно сложных методик расчетов долей по вложениям и распределению доходов и расходов, хотя возможен случай общих расходов для нескольких индивидуальных учредителей. Примерами данной классификации являются ценные бумаг несвязанных между собой учредителей, хранящиеся в депозитарии другого банка, где расходы делятся между учредителями. В этом случае осуществляется ведение отдельных балансов доверительного управления по каждому учредителю, а не их искусственное выделение из общего баланса. Однако индивидуальное управление требует значительных расходов, а значит, целесообразно, в случае если объект доверительного управления достаточно велик.

2) Индивидуальное доверительное  управление с возможностью совместных вложений - имущество нескольких учредителей может быть объединено для совместного вложения в некоторый общий доходный актив. В этом варианте имущество разных учредителей учитывается отдельно на разных счетах капитала, но оно может быть объединено для выгодного совместного вложения в какой-то финансовый инструмент на договорной основе в соответствии с индивидуальными инвестиционными декларациями учредителей. В этом случае нужно вести отдельный учет по активным операциям для учредителей - участников, исходя из долей их участия и распределять доходы и расходы в соответствии с долями участия.

3) Доверительное обслуживание - это вид доверительного управления, основной целью которого является  не получение прибыли, а просто  плановое обслуживание имущества учредителям. Это, например, соблюдение графика специальных платежей по расчетным счетам клиента, или обслуживание пакета ценных бумаг.

4) Общий фонд банковского  управления (ОФБУ). Как отмечалось  ранее, при этом, имущество всех  учредителей фонда объединяется в имущественный комплекс на праве общей собственности и затем инвестируется в доходные активы без деления имущества по принадлежности участникам на время инвестирования.

Для целей бухгалтерского учета вышеперечисленная классификация  определяет схему документооборота. В частности нормативными документами определен особый порядок функционирования ОФБУ, который предполагает наличие специфических документов, например, сертификата долевого участия.

Рассматривая следующий  классификационный признак, в основу которого положена экономическая специфика имущества, выступающего в качестве объекта доверительного управления и учитывая, что в качестве одной из сторон по договору доверительного управления выступает кредитная организация, можно выделить доверительное управление:

-денежными средствами;

-ценными бумагами;

-природными драгоценными камнями;

-драгоценными металлами

производными финансовыми  инструментами (форварды, фьючерсы, опционы).

Для целей бухгалтерского учета этот классификационный признак  определяет конкретные активные счета, используемые для отражения тех или иных операций. Тем самым практически однозначно определяется одна из частей бухгалтерской проводки.

Также существует классификация  операций доверительного управления, в основу которой положена временная характеристика их проведения. В качестве основы данной классификации выступает период, на который заключен договор доверительного управления имуществом. При этом чисто условно можно выделить доверительное управление: краткосрочного характера (договор заключен, и управление осуществляется не более 1 года); среднесрочного характера (договор заключен, и управление осуществлялось в период от 1 года до 5 лет); долгосрочного характера (договор заключается, и управление осуществляется более 5 лет).

Подводя итоги первой главы исследования можно сделать вывод, что операции доверительного управления - это операции по управлению имуществом принадлежащему учредителю управления, проводимые доверительным управляющим в течение определенного договором срока от своего собственного имени в интересах выгодоприобретателя и учитываемые доверительным управляющим на отдельном балансе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация бухгалтерского учета операций доверительного управления в кредитных организациях

2.1 Система документального оформления и документооборота по операциям доверительного управления

Рассматривая вопросы организации  и осуществления бухгалтерского учета операций доверительного управления следует отметить, что, как и в  других операциях, проводимых различными субъектами экономических отношений, немаловажными по значимости является рациональная и грамотно организованная система документального оформления и документооборота. При этом под документооборотом понимается схема передачи информации между различными структурными подразделениями банка и перечень входящих и исходящих документов.

Для того чтобы отношения доверительного характера могли быть реализованы  как таковые, необходима определенная юридическая договоренность сторон, закрепленная подписанием соответствующего договора. Отсюда следует первичность договора доверительного управления имуществом, как основного документа определяющего важнейшие параметры взаимодействия учредителя управления и управляющего.

Согласно ст.1017 ГК РФ договор доверительного управления заключается в письменной форме. В соответствии со ст.1016 ГК РФ существенными условиями договора доверительного управления имуществом являются:

-наименование учредителя управления или выгодоприобретателя;

-состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

-размер и форма вознаграждения управляющему;

-срок действия договора.

Среди основных документов оформляемых  при осуществлении доверительных  отношений можно выделить:

1) договор доверительного управления  имуществом;

2) сертификат долевого участия  (как приложение к договору доверительного управления при организации ОФБУ);

3) опись имущества, передаваемого  в доверительное управление;

4) инвестиционная декларация (при  организации ОФБУ);

5) анкета учредителя управления;

6) другие документы  определенные внутренним регламентом  работы кредитной организации  (распоряжения, поручения, подтверждения,  выписки по счетам, отчеты).

Остальные первичные  документы по операциям доверительного управления (ордера, объявления на взнос  наличными, чеки, платежные поручения и пр.) оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к указанным документам в общеустановленном порядке с обязательным выполнением следующего условия. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "ДУ".

В связи с тем, что  обязательным требованием является обособление имущества доверительного управляющего от имущества учредителя управления, для осуществления указанных операций кредитная организация доверительный управляющий обязана осуществить открытие соответствующих счетов.

Для открытия счетов представляются следующие документы:

а) заявление на открытие счета;

б) нотариально заверенные карточки образцов подписей должностных  лиц и печати;

в) нотариально заверенная копия договора на доверительное  управление.

Счет открывается в  общеустановленном порядке исключительно  на срок действия договора. При этом следует иметь в виду, что если срок действия договора, предоставляемого в момент открытия счета №40701 истёк, то кредитная организация должна предоставить договор с одним из учредителей доверительного управления для подтверждения того, что кредитная организация продолжает выполнять операции доверительного управления.

С целью предотвращения конфликта между интересами учредителя управления и доверительного управляющего или его служащих, возникающего в  кредитной организации при проведении операций доверительного управления, в коммерческом банке должно быть сформировано и организационно выделено отдельное подразделение, осуществляющее операции доверительного управления. Назовем его Управление доверительного управления и инвестирования. В нем должны быть выделены отделы, курирующие те или иные аспекты деятельности доверительного управляющего.

Формально Управление доверительного управления и инвестирования имеет  свой замкнутый баланс, который в  Плане счетов обслуживается отдельной  главой "Счета доверительного управления". Указанное управление имеет свою кассу и собственные корреспондентские счета (которые называются текущими счетами) в рублях или в иностранной валюте в РКЦ или в других кредитных организациях. Управление доверительного управления и инвестирования не должно иметь собственного капитала, вся работа основана исключительно на средствах клиентов - учредителей.

Информация о работе Оформление и учет операций доверительного управления в кредитных организациях