Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа
Актуальность темы: хотя темпы создания сети платежных терминалов и опережают темпы эмиссии карточек, но они недостаточны. В тоже время, следует отметить, что рынок традиционных карточных платежей является достаточно насыщенным, следовательно, для обеспечения его привлекательности необходимо предлагать новые сферы использования карточного продукта. В связи с этим исключительно актуальным остается вопрос разработки и внедрения новых карточных продуктов, обеспечение сбалансированности экономических интересов участников систем расчетов по розничным платежам, а также создание развитой сети платежных терминалов.
Введение
Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания, как частных лиц, так и предприятий и организаций. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость совершенствования механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.
Постоянно возрастающие требования к спектру и качеству услуг, растущая конкурентная борьба между банками за клиента заставляют искать новые формы, методы, инструменты для работы с населением.
Данная проблема не
может быть решена при
В целях увеличения доли безналичных расчетов в розничном товарообороте необходимо решить задачи создания технической инфраструктуры применения банковских пластиковых карточек и доведение ее до нормативного уровня и рациональное и эффективное использование уже созданной сети платежных терминалов.
Объектом исследования является рынок банковских пластиковых карточек Республики Беларусь, расчёты с использованием банковских пластиковых карточек.
Предметом исследования явились теоретические и практические проблемы организации и методологии операций с использованием банковских пластиковых карточек.
При написании курсовой работы я использовала следующие методы исследования: исторический, анализ, сравнение
Актуальность темы: хотя темпы создания сети платежных терминалов и опережают темпы эмиссии карточек, но они недостаточны. В тоже время, следует отметить, что рынок традиционных карточных платежей является достаточно насыщенным, следовательно, для обеспечения его привлекательности необходимо предлагать новые сферы использования карточного продукта. В связи с этим исключительно актуальным остается вопрос разработки и внедрения новых карточных продуктов, обеспечение сбалансированности экономических интересов участников систем расчетов по розничным платежам, а также создание развитой сети платежных терминалов.
Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цели и задачи исследования:
Основная цель данной работы: выявить проблемы развития расчётов и использованием банковских пластиковых карточек, а также выработать предложения по внедрению и оптимизации безналичных расчётов использованием банковских пластиковых карточек.
Исходя из намеченной цели данная работа предусматривает решение следующих задач:
1.Изучить теоретические аспекты функционирования рынка пластиковых карт.
2. Произвести теоретический и экономический анализ безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в АСБ «Беларусбанк».
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и российских авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Операции с использованием банковских пластиковых карточек", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
ГЛАВА 1
Теоретические аспекты функционирования рынка пластиковых карт
1.1 История возникновения пластиковых карточек
Родиной платежных карт по праву считаются США, где в связи с быстрым освоением просторов континента, с 1841 по 1852 годы было основано несколько компаний по перевозке грузов, пассажиров и почты. И именно курьерские компании Атепсап Ехргезз.
Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в двадцатые годы.
Первую банковская карточку выпустил 1951 г. Franklin Natioal Bank.
Первой массовой кредитной карточкой, предоставлявшей возможность продленного кредита, была выпущенная в 1958 году банком Bank of America карточка BankAmericard, ныне VISA.
В 1966 году произошло событие, оказавшее серьезное влияние на весь последующей ход развития карточных систем. Bank of America учредил отдельную организацию – "Бэнк Америкард сервисиз корпорейшн", в которой сосредоточились все операции с карточками BankAmeriсard. Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. Чуть ли не все банки США бросились выпускать собственные кредитные карточки. К 1970 г. уже 3300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые крупные зарубежные банки, например "Барклайс бэнк" (Великобритания). Bank of America не удалось, однако, монополизировать операции с карточками на внутреннем и международном рынках. Одной из причин было недовольство участников системы диктатом компании - вплоть до решения вопроса о выдаче карточек клиентам отдельных банков.[1, с.22]
В 1966 г. Bank of America начал выдавать лицензии на свою систему банкам в США и других странах.
В 1970 г. Bank of America передал операции с кредитными карточками компании National Bank America, Inc. (NBI), членом которой он стал.
1977 г. NBI получила название VISA USA Inc., а со временем - VISA International.
Параллельно с MasterCard в США (а со временем и во всем мире) начала действовать система, которая выпустила первую карточку с пластика - American Express.
Европейские «карточные» компании EuroCard, Eurocheck Holding и Eurocheck International 1992 г. создали компанию Europay International, что ознаменовало возникновение новой объединенной европейской платежной системы, которая имела право на управление торговыми марками EuroCard и Eurocheck.
Со временем компании Europay и MasterCard с целью расширения предложения своих услуг основали на паритетных началах новую систему - Maestro, которая выпускает одноименную дебетовую карточку.
В сентябре 1991 г. была выпущенная первая советская карточка «VISA».
Банки Республики Беларусь стали осуществлять операции с использованием карточек международных ассоциаций начиная со второй половины 1993 года. В марте 1994 года ведущие белорусские банки совместно с Национальным банком Республики Беларусь приступили к созданию национальной системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек «БелКарт». Эту работу поручили ЗАО «Белорусский межбанковский расчетный центр» (сегодня – РУП БМРЦ).
Начиная с 1995 года Национальным банком уделялось значительное внимание разработке методологической базы, позволяющей банкам широко внедрять банковские пластиковые карточки.
Первое разрешение на право осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек Europay/Mastercard 8 декабря 1995 года получил Белвнешэкономбанк. Первое разрешение на право осуществления операций, но с банковскими пластиковыми карточками системы «БелКарт», 16 января 1996 года получил Беларусбанк.
Поводя итог всему вышесказанному можно сделать соответствующий вывод: люди, которые создавали пластиковую карточку и систему ее поддержки, с самого начала не сомневались, что встретят широкое признание. Но даже в таких условиях трудно себе представить, что они предвидели то воздействие, которое банковские пластиковые карточки окажут всего за несколько лет на образ действий миллионов покупателей по всему миру.
1.2 Общая характеристика банковских пластиковых карт
Пластиковая карточка - это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары и услуги или получать наличные денежные средства в банкоматах (далее -АТМ), либо пунктах выдачи наличных [2, с.55 – 59].
Банковская пластиковая
Можно выделить три основных функции пластиковой карты: 1) является инствументом безналичных расчетов; 2)выступает средством платежа при приобретении товаров и погашении долгов во взаиморасчетах между юридич-ми и физич-ми лицами; 3) инструмент получения денег с расчетного счета практически в любое время [4, с.54].
Расчеты по операциям с использованием пластиковых карточек осуществляется в форме дебетового банковского перевода с применением карт-чеков. На рисунке 1.1 представлен лишь общий порядок документооборота [5, с.118].
5
4
3
Предприятие торговли и сервиса
Держатель карточки
2
1
7
5
Процессинговый центр
Банк-эмитент
6
Банк-эквайер
1. Заключение договора карт-
2. Выдача пластиковой карточки.
3. Отгрузка товара, выполнение работ, оказание услуг.
4. Использование для оплаты
5. Списание средств с карт-счёта.
6. Перечисление средств в банк-
7. Зачисление средств на счёт
предприятия торговли и
Рисунок 1.1 - Расчёты с использованием пластиковых карточек
Пластиковая карточка содержит определенную информацию о счете и является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя. Она является инструментом проведения платежа, а не самим средством платежа. Существует ряд международных стандартов, определяющих практически все свойства пластиковых карточек, начиная от физических свойств пластика, размеров карточки, и заканчивая содержанием информации, размещаемой на карточке тем или иным способом:
Пластиковая карточка должна иметь следующие размеры:
Весь спектр пластиковых карточек можно разбить на виды:
Банковские карточки предполагают, что при их выпуске
и в процессе обращения будут осуществляться
банковские операции: открытие счетов,
расчетное и кассовое обслуживание, валютно-обменные
операции и другие.
Небанковскими
(торговыми) являются карточки,
выпускаемые в обращение юридическими
лицами для расчетов за товары (услуги),
которые принадлежат им на правах собственности.
Например, телефонные карты "Белтелекома",
метрополитена, интернет-карты.
Дебетовая карточка предусматривает
наличие денежных средств на счете держетеля
карточки, размер которых определяет лимит
средств, доступных при осуществлении
расчетов. При совершении операции с использованием
карточки уменьшается и сумма средств
на счете. Если все средства на счете расходовались,
то для возобновления осуществления операций
клиенту необходимо вновь обеспечить
пополнение своего счета. В некоторых
случаях допускается превышение лимита
средств, доступных для осуществления
операций, на определенную сумму, которая
должна быть погашена в определенный срок
(так называемые дебетно - кредитные карточки,
или карточки с возможностью овердрафта).
Кредитная карточка
не предполагает предварительного взноса
денежных средств на счет. Осуществление
расчетов по операциям держателя производится
за счет кредита, предоставляемого ему
банком. В данном случае лимит средств,
доступных при осуществлении расчетов,
связан с величиной предоставляемого
кредита. В течение определенного периода
держатель должен погасить образовавшуюся
задолженность перед банком, после чего
происходит возобновление кредита.
Информация о работе Операции с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси