Организация, цели и функции ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача – создание условий для неифляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1.Статус, формы организации и функции центральных банков

1.1 Общие понятия ЦБ и его статус……………………………………………4

1.2 Формы организации ЦБ……………………………………………….…….7

1.3 Функции и цели деятельности ЦБ………………………………………….10

2.Организация Центральным Банком денежного обращения……..

2.1Денежно-кредитная эмиссия……………………………………………..….12

2.2 Характеристика денежного оборота……………………………………….19

2.3 Регулирование денежного оборота…………………………………………19

3. Денежно-кредитная политика как определяющая функция ЦБРФ

3.1 Инструмент денежно-кредитной политики БР………………………….…24

3.2 Основные направления денежно-кредитной политики БР в 2011 ...…….27

Заключение …………………………………………………………....….32

Работа состоит из  1 файл

Тема.docx

— 66.18 Кб (Скачать документ)

     Эмиссия наличных денег служит основой для  контроля над обращением денежной массы  в стране, дает возможность Банку  России активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия  Банка России на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем  использования печатного станка.

     Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование  выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное  регулирование включает следующие  моменты:

     определение эмиссионного результата как по отдельным  регионам, так в целом по стране (эмиссионный результат может  быть с "плюсом", когда производится выпуск денег в обращение, или  с "минусом", когда производится изъятие денег из обращения);

     документальное  оформление совершаемых эмиссионных  операций.

     Денежная  эмиссия выступает в качестве одного из важнейших средств осуществления  единой государственной денежно-кредитной  политики. При этом следует отметить, что ст.45 Закона N 86-ФЗ вменяет в  обязанность Банка России ежегодно не позднее 26 августа представлять в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год.

     Банк  России осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с  организацией наличного денежного  обращения, независимо от других федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

     Помимо  эмиссии денег, к организации  наличного денежного обращения  относятся также вопросы прогнозирования  наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. Банк России уполномочен осуществлять по данным вопросам регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативных правовых актов и  индивидуальных правовых актов на основе имеющейся у него информации как  о состоянии экономики в целом, так и в области наличного  денежного обращения.

     Полномочия  Банка России по вопросам работы с  денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование  хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок  ведения кассовых операций. В сферу  его компетенции входят вопросы  уничтожения банкнот и монет  Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам Банк России вправе издавать нормативные  правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими  лицами.

     Регулируя вопросы организации наличного  денежного обращения, Банк России оказывает  воздействие не только на финансово-правовые отношения, но и на отношения гражданско-правового  характера. Так, если общие правила  расчетов, в том числе наличных, устанавливаются гражданским законодательством , то особенности порядка наличных и безналичных расчетов определяются нормативными правовыми актами Банка России.                       

     Налично-денежный оборот является непрерывным процессом  движения наличных денег, призванным обслужить  получение и расходование денежных доходов населения.

     ЦБ  РФ осуществляет регулирование налично-денежного  обращения в РФ. Являясь эмиссионным  центром, Банк России осуществляет эмиссионное  регулирование, т.е. регулирование выпуска  и изъятия денег из обращения. Помимо эмиссии денег, к организации  наличного денежного обращения  относятся также вопросы прогнозирования  наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. Полномочия Банка России по вопросам работы с  денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование  хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок  ведения кассовых операций. 
 

3.  Денежно-кредитная  политика как определяющие  функции ЦБРФ

                  3.1 Инструмент денежно-кредитной  политики БР

     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным  банком, является одним из элементов  экономической политики государства  и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Оно  нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы, В законах  о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты.

     В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика разделяется  на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно  воздействующую на объем денежной массы  в обращении. Эти меры воздействия  взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный  банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных  капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем  расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

     Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральными банками  зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов  инструментов варьируется в зависимости  от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

     Имеющиеся в распоряжении центрального банка  инструменты денежно-кредитного регулирования  различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег  и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные  и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

     Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством  проведения кредитной экспансии  центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления  конъюнктуры; при помощи кредитной  рестрикции они пытаются предотвратить  «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый  в периоды экономических подъемов.

     По  форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными  являются инструменты, имеющие форму  директив, предписаний, инструкций, исходящих  от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.

     Под инструментами рыночного характера  подразумеваются способы воздействия  центрального банка на денежно-кредитную  сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке  и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей  гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия  к рыночным.

     По  характеру параметров, устанавливаемых  в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на количественные я  качественные.

     Посредством использования количественных методов  оказывается влияние на состояние  кредитных возможностей банков, а  следовательно, и на денежное обращение  в целом.

     Качественные  инструменты представляют собой  вариант прямого регулирования  качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.

     По  срокам воздействия инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на долгосрочные и краткосрочные  в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей  денежно-кредитной политики. Под  долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной  политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых  может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся  инструменты воздействия, с помощью  которых достигаются промежуточные  цели денежно-кредитной политики.

     Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми  центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных  резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

     На  начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными  являются прямые методы вмешательства  центрального банка в денежно-кредитную  сферу: административное регулирование  депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов  кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений  наблюдается переход к рыночным (косвенным) методам регулирования  денежной массы, и прежде всего к  операциям на открытом рынке и  изменению уровня процентных ставок.

                       

        3.2 Основные направления  денежно-кредитной  политики БР в  2011

     В ближайшие годы российской экономике  необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В этой связи главной целью  денежно-кредитной политики в предстоящий  трехлетний период является удержание  инфляции в границах 5 - 7% в годовом  выражении. Обеспечение контроля над  инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

     В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону  свободного курсообразования, не препятствуя  динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

     Сокращение  интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного  курса рубля и постепенное  сворачивание антикризисных мер  будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в  снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

     В соответствии со сценарными условиями  функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь  к декабрю предыдущего года). Указанной  цели по инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.

     Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей  платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О  федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов".

     В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как  внешних факторов, связанных с  благоприятной конъюнктурой мировых  рынков сырья и капитала, так и  внутренних, включая рост внутреннего  спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального  сектора российской экономики. Тем  не менее в соответствии с прогнозными  оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается  существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При  снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

Информация о работе Организация, цели и функции ЦБ