Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача – создание условий для неифляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные.
Введение ………………………………………………………………………3
1.Статус, формы организации и функции центральных банков
1.1 Общие понятия ЦБ и его статус……………………………………………4
1.2 Формы организации ЦБ……………………………………………….…….7
1.3 Функции и цели деятельности ЦБ………………………………………….10
2.Организация Центральным Банком денежного обращения……..
2.1Денежно-кредитная эмиссия……………………………………………..….12
2.2 Характеристика денежного оборота……………………………………….19
2.3 Регулирование денежного оборота…………………………………………19
3. Денежно-кредитная политика как определяющая функция ЦБРФ
3.1 Инструмент денежно-кредитной политики БР………………………….…24
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики БР в 2011 ...…….27
Заключение …………………………………………………………....….32
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.
При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С
учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической
Параметры
денежной программы не являются жестко
заданными и могут быть уточнены
при изменении экономической
конъюнктуры и отклонении фактических
значений от исходных условий формирования
вариантов развития экономики. В
целях адекватного реагирования
на изменение состояния денежно-
ЦБРФ
был учрежден 13.07.1990 года на базе гос
банка СССР. 02.12.1990 года был принят
закон “О ЦБ” согласно которому
БР является юрид лицом, главным банком
России и был подотчетен верховному
совету РСФСР. В июле 1991 года был
утвержден Устав ЦБ, в течение
91-92 годов под руководством БР в
стране на основе коммерциализации филиалов
спец банков была создана широкая
сеть коммерческих банков. Для осуществления
расчетов была создана сеть РКЦ и
началась их компьютеризация. ЦБ начал
устанавливать и публиковать
официальные катеровки
Свои функции БР осуществлял независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления.
Мировая практика знает несколько форм создания центральных банков:
Независимость ЦБ может быть как политической, так и экономической.
Основные цели ЦБРФ:
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Баланс БР:
Актив баланса:
Позиции активной стороны баланса дают информацию для анализа отдельных видов операций БР, определения их значимости, а также для того чтобы представление для обеспеченности общего обращения и стабильности нац валюты.
Пассив баланса:
Центральные
банки возникли в процессе исторического
развития банковских систем. Первоначально
термин «центральный банк» подразумевал
самый крупный банк, имеющий наиболее
широкие связи в банковской системе.
Постепенно такие банки монополизировали
функцию эмиссии денег и
Исторически наблюдалось два пути образования центральных банков. В тех европейских странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В них из множества банков выделялись крупные банки национального масштаба, которые постепенно приобретали черты современных центральных банков, т. е. банков, монопольно осуществляющих эмиссию наличных денег и обслуживающих правительство. Второй путь образования центральных банков характерен для стран, с опозданием вступивших на путь капиталистического развития. В них (например, в США и Австралии) центральные банки первоначально были утверждены как эмиссионные центры.
Ядро
любой кредитной системы
Для развития регулирования деятельности банков, кроемее основных норма , известных в международной практике необходимы: создание общепринятых систем оценки банков; наличие регулярной рейтинговой информации; обязательная сертификация банковских специалистов; регулирование деятельности банковских холдингов компаний; применение ограничений на повышенные риски; контролирование полноты раскрытия банками информации, отсутствие дискриминации вкладчиков; соблюдения международных стандартов учета и экономических нормативов в банковской деятельности.
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011)
2.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г.
N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке
3.
Буданов Д.В. О
4. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 622 с.
5. Трускова Т.М., Трускова Л.В. Финансы и кредит. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2005. - 352 с.
6.
Ушаков В. Роль денег в
7. Финансы / Под ред. проф. М.В. Врублевской, М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2006. - 504 с.
8. О.Ю. Свиридов /Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.
9.
Поляков В.П., Московкина Л.А. /
Структура и функции
10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.
11. Финансы. Денежное обращение и кредит - под ред. Романовского М.В., Врублевской А.В.
12. Деньги. Кредит. Банки - Лаврушин О.И.