Организация, цели и функции ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача – создание условий для неифляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1.Статус, формы организации и функции центральных банков

1.1 Общие понятия ЦБ и его статус……………………………………………4

1.2 Формы организации ЦБ……………………………………………….…….7

1.3 Функции и цели деятельности ЦБ………………………………………….10

2.Организация Центральным Банком денежного обращения……..

2.1Денежно-кредитная эмиссия……………………………………………..….12

2.2 Характеристика денежного оборота……………………………………….19

2.3 Регулирование денежного оборота…………………………………………19

3. Денежно-кредитная политика как определяющая функция ЦБРФ

3.1 Инструмент денежно-кредитной политики БР………………………….…24

3.2 Основные направления денежно-кредитной политики БР в 2011 ...…….27

Заключение …………………………………………………………....….32

Работа состоит из  1 файл

Тема.docx

— 66.18 Кб (Скачать документ)

     Банк  России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант  базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта  федерального бюджета на 2011 год и  плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы  прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости  достижения целевых показателей  по инфляции и соответствующие оценкам  динамики экономического роста и  валютного курса, в зависимости  от варианта программы могут составить  в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

     При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и  повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение  все в большей степени будет  формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

     Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе  монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.

     В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного  снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может  составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

     Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

     В 2011 и 2012 годах указанный прирост  ЧМР будет частично компенсирован  сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами  по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем  в 2013 году прогнозируется, что для  обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется  увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

     В условиях предполагаемого по данному  варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что  динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного  влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого  кредита расширенному правительству  возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться  примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

     При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения  чистого кредита банкам, объем  которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

     В соответствии с третьим вариантом  денежной программы, основанным на предположении  о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР  на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой  динамики денежной базы ожидается, что  сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

     С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и более значительного роста  ВВП по данному варианту можно  ожидать более существенного, чем  по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в  Банке России, что соответствует  снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого  кредита банкам может составить  около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается  его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для  увеличения денежного предложения  прирост ЧВА будет обеспечен  путем повышения чистого кредита  банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского  сектора.

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической  конъюнктуры и отклонении фактических  значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной  сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной  политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся  в его распоряжении. 
 

                                               Заключение 

     ЦБРФ  был учрежден 13.07.1990 года на базе гос  банка СССР. 02.12.1990 года был принят закон “О ЦБ” согласно которому БР является юрид лицом, главным банком России и был подотчетен верховному совету РСФСР. В июле 1991 года был  утвержден Устав ЦБ, в течение 91-92 годов под руководством БР в  стране на основе коммерциализации филиалов спец банков была создана широкая  сеть коммерческих банков. Для осуществления  расчетов была создана сеть РКЦ и  началась их компьютеризация. ЦБ начал  устанавливать и публиковать  официальные катеровки иностранных  валют.

     Свои  функции БР осуществлял независимо от федеральных органов власти, органов  государственной власти субъектов, органов местного самоуправления.

     Мировая практика знает несколько форм создания центральных банков:

  1. Унитарные – т.е. банки капитал которых формируется за счет гос средств и находиться в собственности государрства и как все имущество банку(СССР).
  2. Акционерная форма – ЦБ образуется как АО с функциями главного банка(США).
  3. Смешанная – гос-во явл-ся одним из акционеров(Бельгия).

     Независимость ЦБ может быть как политической, так и экономической.

    • Политическая независимость – это самостоятельность при проведение ДКП назначение руководителей.
    • Экономическая независимость – это самостоятельность в выборе инстументов, а также отказ кредитования правительства, если этого требует цели денежно-кредитного регулирования.

     Основные  цели ЦБРФ:

  • Защита и обеспечение устойчивости рубля.
  • Развитие и укрепление банковской системы РФ.
  • Обеспечение эффективного бесперебойного функционирования платежной системы.

     Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

     Баланс  БР:

     Актив баланса:

  1. драг металлы
  2. средства и ценные бумаги в иностранной валюте размещенные у нерезидентов.
  3. кредиты и депозиты предоставленные для обслуживание внешнего долга банком-резидентом и кредитным организациям для поддержании их ликвидности
  4. вложения в ценные бумаги
  5. прочие активы
  6. основные средства(корр счета ЦБРФ, незавершенного производство, наличные деньги в кассах, требования ЦБ по получению %)

     Позиции активной стороны баланса дают информацию для анализа отдельных видов  операций БР, определения их значимости, а также для того чтобы представление для обеспеченности общего обращения и стабильности нац валюты.

     Пассив  баланса:

  1. сумма выпущенных в обращение наличных денег.
  2. средства на счете ЦБ
  3. средства в расcчетах
  4. прочие пассивы(кредиты МВФ, облигации ЦБи другие)
  5. капитал (уставный, резервныйи прочии фонды, балансовая прибыль)

     Центральные банки возникли в процессе исторического  развития банковских систем. Первоначально  термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились  в качестве эмиссионных центров  страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

     Исторически наблюдалось два пути образования  центральных банков. В тех европейских  странах, где капиталистические  отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели  свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В  них из множества банков выделялись крупные банки национального  масштаба, которые постепенно приобретали  черты современных центральных  банков, т. е. банков, монопольно осуществляющих эмиссию наличных денег и обслуживающих правительство. Второй путь образования центральных банков характерен для стран, с опозданием вступивших на путь капиталистического развития. В них (например, в США и Австралии) центральные банки первоначально были утверждены как эмиссионные центры.

     Ядро  любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.

          Для развития регулирования деятельности банков, кроемее основных норма , известных в международной практике необходимы: создание общепринятых систем оценки банков; наличие регулярной рейтинговой информации; обязательная сертификация банковских специалистов; регулирование деятельности банковских холдингов компаний; применение ограничений на повышенные риски; контролирование полноты раскрытия банками информации, отсутствие дискриминации вкладчиков; соблюдения международных стандартов учета и экономических нормативов в банковской деятельности.

 

                                  Библиографический список

     1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011)

     2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)"

     3. Буданов Д.В. О правосубъектности  Банка России в сфере организации  наличного денежного обращения  // Право и экономика. 2008. - № 7. - С.18-22.

     4. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 622 с.

     5. Трускова Т.М., Трускова Л.В. Финансы  и кредит. - М.: Издательско-книготорговый  центр "Маркетинг", 2005. - 352 с.

     6. Ушаков В. Роль денег в экономике. // Финансы и кредит. - 2008. - № 7. - С.21-26.

     7. Финансы / Под ред. проф. М.В. Врублевской, М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2006. - 504 с.

           8. О.Ю. Свиридов /Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.

     9.  Поляков В.П., Московкина Л.А. /  Структура и функции центральных банков: Учебное пособие.

           10. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.

          11. Финансы. Денежное обращение и кредит   - под ред. Романовского М.В., Врублевской А.В.

     12. Деньги. Кредит. Банки  - Лаврушин О.И.

Информация о работе Организация, цели и функции ЦБ