Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель работы – исследование организации налично-денежных оборотов субъектов хозяйствования и основные направления их совершенствования.
Объект курсовой работы – денежный оборот Республики Беларусь
Предмет курсовой работы- механизмы налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Методы исследования: метод сравнения, анализа, синтеза, метод сетевого планирования, расчет относительных величи
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность, структура и принципы налично-денежного оборота 6
2 Организация и прогнозирование обращения наличных денег 12
3 Тенденции и проблемы организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
-подразделениям юридического лица, не являющимся обособленными подразделениями, сдающим выручку непосредственно с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица (минуя кассу юридического лица) либо сдающим выручку непосредственно в кассу юридического лица, – обслуживающим банком отдельно юридическому лицу и каждому подразделению. Юридическое лицо доводит установленные порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, каждому из подразделений приказом руководителя юридического лица.
Юридическим лицам, подразделениям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, устанавливается общий лимит остатка кассы с учетом наличных денег, сдаваемых уполномоченными лицами в кассу юридического лица, подразделения. Уполномоченным лицам лимит остатка кассы не устанавливается.
Юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям,
имеющим в своем составе
Порядок и сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, предпринимателем в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 32, 8/18102).
Обслуживающие банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридических лиц, подразделений, предпринимателей:
реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в том числе содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;
занимающихся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассы которых постоянно поступает выручка.
По другим юридическим лицам, подразделениям,
предпринимателям, а также частным
нотариусам решение об установлении
размера расходования наличных денег
из выручки принимается
Обслуживающие банки ведут учет юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, сдающих выручку в банк ежедневно, и юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, которым установлен ежедневный срок сдачи выручки, и осуществляют контроль за своевременностью и полнотой сдачи выручки указанными юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами. Учет ведется в произвольной форме с указанием причин снижения объемов или непоступления выручки в отдельные дни и принятых банком мер реагирования.
Разрешение обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки в соответствии с законодательством не требуется:
-юридическим лицам, обособленным подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам – при выплате сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию (при представлении в банк документов, предусмотренных законодательством);
-юридическим лицам, обособленным подразделениям – при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую в соответствии с законодательством сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;
-юридическим лицам, их обособленным подразделениям, предпринимателям – при использовании наличных денег для осуществления расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями;
-юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам – при использовании наличных денег для осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
-предпринимателям независимо от привлечения ими для осуществления предпринимательской деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, осуществляющим деятельность только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и имеющим в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин;
-юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам – при выплатах физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
-комиссионным магазинам на выплату физическим лицам – комитентам.
Разрешение обслуживающего банка не требуется юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями, на указанные цели.
Разрешение юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам на расходование наличных денег из выручки выдается (пересматривается) ежегодно (как правило, в течение I квартала) на основании представленной заявки согласно приложению 1 к настоящим Правилам при отсутствии картотеки к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (далее – картотека).
При наличии картотеки действие ранее выданных разрешений на использование юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами поступающей им выручки приостанавливается до полной оплаты расчетных документов, находящихся в картотеке. Данные условия должны быть оговорены при заключении договора текущего (расчетного) банковского счета или при внесении изменений в действующие договоры.
Размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридического лица, подразделений, предпринимателя, частного нотариуса на цели, предусмотренные законодательством, устанавливается дифференцированно для каждого юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса в зависимости от потребностей юридического лица, деятельности предпринимателя, но не более 50 процентов поступившей выручки в месяц. При этом из общей суммы выручки исключаются денежные средства:
-израсходованные на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии;
-израсходованные в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
Наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса, могут быть использованы по согласованию с обслуживающим банком на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии в необходимом размере.
В отдельные дни по мере необходимости
по согласованию с обслуживающим
банком выручка обособленных подразделений
и подразделений юридических
лиц, которая сдается
Выручка, поступившая в кассы юридического лица (в том числе в кассы его подразделений), может быть использована на оплату труда работников как самого юридического лица, так и любого из его подразделений в необходимом размере по согласованию с банком при соблюдении пункта 16 настоящих Правил.
Общий размер расходования наличных денег из выручки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся игорным бизнесом, на выплату физическим лицам выигрышей, ломбардам на выдачу физическим лицам займов под залог, потребительским кооперативам граждан, целью деятельности которых является оказание финансовой взаимопомощи своим участникам, на выдачу займов физическим лицам – участникам кооперативов может устанавливаться обслуживающим банком с превышением нормы, установленной в части первой пункта 17 настоящих Правил.
Банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц и отсутствии ограничительных предписаний осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством:
-от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством;
-от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, получателей средств – в порядке, установленном законодательством;
-от частных унитарных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;
-от физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, за продукцию, товары, работы, услуги и другим платежам (коммунальные услуги, услуги связи, страховые и налоговые платежи, сборы, штрафы, оплата обучения, лечения, покупка квартиры, гаража и т.п.) для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета юридических лиц, обособленных подразделений, предпринимателей и частных нотариусов, открываемые в порядке, установленном законодательством, а также в виде взносов первичным общественным организациям. Платежи могут производиться как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора в соответствии с законодательством.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, могут сдаваться сборщиками этих платежей непосредственно в банки или через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора.
Обслуживающие банки выдают юридическим
лицам, подразделениям, предпринимателям,
частным нотариусам наличные деньги
на цели, предусмотренные
Обслуживающие банки осуществляют контроль за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам. Для организации контроля за поступлением и выдачей наличных денег обслуживающий банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в обслуживающий банк юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом.
Обслуживающие банки при приеме
и выдаче наличных денег юридическим
лицам, их обособленным подразделениям,
предпринимателям на расчеты между
юридическими лицами, их обособленными
подразделениями, предпринимателями
осуществляют контроль за соблюдением
установленных
По результатам контроля за поступлением
и выдачей наличных денег в
случае возникновения подозрений в
том, что финансовые операции совершаются
в целях легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансирования
террористической деятельности, банки
заполняют специальные
Выдачи наличных денег из касс обслуживающих
банков на оплату труда, стипендий, пенсий,
пособий, доходов предпринимателей,
частных нотариусов производятся в
соответствии с законодательством
в сроки, определяемые договором
между юридическим лицом, подразделением,
предпринимателем, частным нотариусом,
с одной стороны, и обслуживающим
банком, с другой стороны. Обслуживающие
банки при определении в
Юридические лица, подразделения, предприниматели и частные нотариусы, получающие в обслуживающих банках наличные деньги, представляют в обслуживающие банки копию либо выписку из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) банковских счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) в порядке и сроки, определяемые договором.
Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день, определяя, таким образом, первый день предусмотренных выплат по каждому сроку получения наличных денег из банка на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки).
В целях равномерного распределения нагрузки на кассовых работников выдачи обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться начиная с четверга, по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни, – не более чем за три рабочих дня до их наступления. Выдачи обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, производятся накануне выходных дней этих юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов.
Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь