Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование организации налично-денежных оборотов субъектов хозяйствования и основные направления их совершенствования.
Объект курсовой работы – денежный оборот Республики Беларусь
Предмет курсовой работы- механизмы налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Методы исследования: метод сравнения, анализа, синтеза, метод сетевого планирования, расчет относительных величи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность, структура и принципы налично-денежного оборота 6
2 Организация и прогнозирование обращения наличных денег 12
3 Тенденции и проблемы организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

новый вариант курсача1 без титульника.docx

— 70.74 Кб (Скачать документ)

При обеспечении выдач по срокам, согласованным с клиентами в  договорах, обслуживающие банки  при обращении клиентов могут  осуществлять выдачу наличных денег  на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий  ранее установленных в части  первой настоящего пункта сроков.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими в  отпуск работниками, а также в  иных случаях, предусмотренных законодательством, производятся независимо от определенных в договоре между юридическим  лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом и обслуживающим  банком сроков.

Для обеспечения рационального  регулирования кассовых ресурсов и  упорядочения выдач наличных денег  обслуживающие банки на основании  сведений, полученных от юридических  лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, о размерах и  определенных договором сроках оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов  предпринимателей, частных нотариусов ежеквартально, с разбивкой по месяцам, могут составлять (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) календари выдач  наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов (по дням) согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В календаре выдач наличных денег  указываются расходы на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов  предпринимателей, частных нотариусов по всем числам месяца, в том числе  нерабочим дням (сумма выдач за 31-е число прибавляется к выдачам  за 30-е число месяца), а также  согласованные в установленном  порядке сроки выдачи наличных денег.

При этом не учитываются оплата труда, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов, выплачиваемые  юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами  из выручки и через организации  Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Учет оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов, перечисленных  на счета физических лиц, ведется (по усмотрению руководителя банка) в календарях банками, осуществляющими выдачу наличных денег.

Для расчета потребности обслуживающих  банков в наличных деньгах в предстоящие  дни и своевременного получения  юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами  наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов банки могут  вести (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) ведомость учета выдач  наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Выдачи наличных денег юридическим  лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам  производятся, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег  в кассы обслуживающих банков.

При недостаточности текущих поступлений  наличных денег для удовлетворения потребностей юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, физических лиц обслуживающие банки  осуществляют подкрепление операционных касс в порядке, установленном законодательством.

Главные управления Национального  банка Республики Беларусь по областям ежемесячно анализируют состояние  инкассации торговой выручки по областям по форме согласно приложению 4 к  настоящим Правилам во второй декаде месяца, следующего за отчетным, за квартал – в первой декаде второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для анализа состояния инкассации торговой выручки главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям производят расчет процента инкассации торговой выручки.

Фактический уровень (процент) инкассации торговой выручки определяется как  отношение суммы торговой выручки, поступившей от юридических лиц, подразделений, предпринимателей по всем каналам поступлений, к фактическому общему объему розничного товарооборота (включая организации общественного  питания).

Анализ проводится как по общему объему розничного товарооборота через  все каналы реализации, так и по объему розничного товарооборота по официально учтенным (торговым) организациям на основании данных территориальных  органов государственной статистики Республики Беларусь формы 12-торг (товарооборот) «Отчет о товарообороте и запасах  товаров», утвержденной постановлением Национального статистического  комитета Республики Беларусь от 8 сентября 2009 г. № 151 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 237, 7/1087), бюллетеня «Основные показатели торговли Республики Беларусь», формы 4-торг (касса) «Отчет об обороте кассы», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 сентября 2009 г. № 185 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 250, 7/1113) (далее – форма 4-торг (касса)), а также отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка Республики Беларусь (форма 0520), утвержденных постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 185, 8/16856)[1].

При анализе инкассации торговой выручки  могут использоваться иные данные отчетов  юридических лиц перед территориальными органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с установленными законодательством  формами статистической отчетности, банковской отчетности согласно постановлению  Совета директоров Национального банка  Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192.

Торговая выручка, используемая при  определении уровня (процента) инкассации торговой выручки, складывается из поступлений  от продажи потребительских товаров  независимо от каналов их реализации в банки, через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь – наличными деньгами, чеками, безналичными перечислениями, включая расчеты с использованием банковских пластиковых карточек (коды 2002, 2019, 2074, 2075 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192), и корректируется на переходящую выручку (код 2089 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192) между периодами путем исключения суммы выручки, перешедшей из предыдущего месяца (квартала), и увеличения торговой выручки на сумму, перешедшую на следующий месяц (квартал). Производится также корректировка на переходящую выручку между областями.

Для определения размера неинкассируемой  выручки из общего объема розничного товарооборота вычитается выручка, поступившая через все каналы поступлений. В состав неинкассируемой  выручки включается выручка, использованная торговыми организациями на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, закупку  сельскохозяйственных продуктов, предоставление покупателям кредита при продаже  товаров в кредит и прочие источники  использования выручки.

Перечень показателей, используемых для анализа уровня инкассации торговой выручки, может быть расширен.

При низком уровне фактически сложившейся  инкассации торговой выручки выясняются причины и принимаются меры, способствующие увеличению поступлений торговой выручки  в кассы банков наличными деньгами (максимальный возврат наличных денег  в организованный оборот) и за счет расширения безналичных расчетов на потребительском рынке за товары.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за работой банков по организации наличного денежного  обращения в соответствии с законодательством.  

Прогноз наличного денежного оборота  составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа  кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Квартальные прогнозы наличного денежного  оборота составляются главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям – по соответствующим областям и городу Минску, центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь – по республике в целом.

Фактические обороты по приходу  и расходу по операциям организаций  Министерства связи и информатизации Республики Беларусь должны быть сальдированы.  

Главные управления Национального  банка Республики Беларусь по областям для определения ожидаемых изменений  наличного денежного оборота  и потребности юридических лиц, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах составляют прогноз  наличного денежного оборота  по областям и городу Минску по источникам поступлений наличных денег в  кассы банков и направлениям их выдач  согласно приложению 5 к настоящим  Правилам на предстоящий квартал  и представляют в центральный  аппарат Национального банка  Республики Беларусь не позднее 20-го числа  второго месяца текущего квартала с  приложением пояснительной записки  и расчетов прогноза наличного денежного  оборота по:

-поступлениям торговой выручки согласно приложению 6 к настоящим Правилам;

-выдачам наличных денег на оплату труда согласно приложению 7 к настоящим Правилам.  

Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата главные управления Национального  банка Республики Беларусь по областям учитывают при разработке мер  по организации наличного денежного  обращения, а также при прогнозировании  завоза наличных денег в регион. 

Для составления прогноза наличного  денежного оборота главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям используют:

-прогнозируемые расчеты розничного товарооборота (включая общественное питание) территориальных, ведомственных органов регулирования торговли;

-фактические сведения территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь об общих (через все каналы реализации) объемах розничного товарооборота (включая общественное питание), о розничном товарообороте (включая общественное питание), по официально учтенным (торговым) организациям, а также о расходовании торговыми организациями наличных денег из выручки;

-сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы;

-фактические сведения территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь о подоходном налоге с физических лиц;

-сведения организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь об оплате труда своих работников и объемах реализации услуг связи населению. 

Главные управления Национального  банка Республики Беларусь по областям составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки  в кассы банков по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

За основу расчета принимается  прогноз розничного товарооборота (включая общественное питание) по торговым организациям, отчитывающимся перед  органами государственной статистики, а также прогнозируемый объем  поступлений торговой выручки по прочим источникам, рассчитываемый органами Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь на основе обследования домашних хозяйств.

Для определения прогнозируемого  размера поступлений наличных денег  в кассы банков из общей суммы  принятого розничного товарооборота (через все каналы реализации) вычитается неинкассируемая ее часть. Неинкассируемая  выручка прогнозируется исходя из динамики и прогноза розничного товарооборота  по области, городу Минску с учетом фактических данных (выплата заработной платы из выручки) из формы 4-торг (касса), представляемой территориальным органам  государственной статистики Республики Беларусь.

Определяется общая сумма торговой выручки, подлежащая сдаче по всем каналам  поступлений: в банки (коды 2002, 2019 постановления  Совета директоров Национального банка  Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192), в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (код 2075 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192), а также безналичными перечислениями от физических лиц, включая расчеты с использованием чеков и банковских пластиковых карточек (код 2074 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192)[1].

Процентное отношение полученной торговой выручки к розничному товарообороту  характеризует уровень инкассации торговой выручки.

В общую сумму поступлений торговой выручки вносятся коррективы на разницу  в переходящей выручке (код 2089 постановления  Совета директоров Национального банка  Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192) на начало и конец квартала (месяца).

Коррективы на разницу в переходящей  выручке производятся в случаях, когда в прогнозируемом периоде  количество дней торговли не совпадает  с количеством дней, за которые  банки учитывают по своему балансу  поступления выручки, а также  в тех случаях, когда количество дней совпадает, но имеется разница  в размерах переходящей выручки  на начало и конец прогнозируемого  периода. При этом сумма торговой выручки, подлежащая сдаче на счета  в банки в прогнозируемом периоде, увеличивается на сумму выручки  от торговли за последние дни предыдущего  периода, которая будет проведена  по балансу банка в прогнозируемом квартале (месяце), и уменьшается  на сумму выручки от торговли за последние дни прогнозируемого  периода, которая будет принята  на баланс банка в следующем квартале (месяце).

При определении суммы торговой выручки, поступающей наличными  деньгами в банки и организациям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, следует исходить из фактического размера этих поступлений  за соответствующий период прошлого года и сложившейся динамики в  текущем году. 

Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь