Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование организации налично-денежных оборотов субъектов хозяйствования и основные направления их совершенствования.
Объект курсовой работы – денежный оборот Республики Беларусь
Предмет курсовой работы- механизмы налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Методы исследования: метод сравнения, анализа, синтеза, метод сетевого планирования, расчет относительных величи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность, структура и принципы налично-денежного оборота 6
2 Организация и прогнозирование обращения наличных денег 12
3 Тенденции и проблемы организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

новый вариант курсача1 без титульника.docx

— 70.74 Кб (Скачать документ)

Для расчета поступлений торговой выручки главными управлениями Национального  банка Республики Беларусь по областям используются показатели, определяемые следующим образом:

-объем розничного товарооборота по прогнозу – исходя из прогнозов социально-экономического развития областей и города Минска, а также его динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому, с учетом индекса цен (уровня инфляции);

-выручка, используемая торговыми организациями на оплату труда, сопоставляется с фактическими расходами из выручки по данным формы 4-торг (касса).

Суммы торговой выручки, использованные на оплату труда работникам торговых организаций, учитываются в расчете  прогноза кассовых оборотов по выдаче наличных денег на оплату труда. 

Прогнозируемый размер выдач наличных денег на оплату труда определяется главными управлениями Национального  банка Республики Беларусь по областям по форме согласно приложению 7 к  настоящим Правилам исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных  экономических органов.

Прогнозирование осуществляется на основании  фактических выдач на заработную плату за период, предшествующий прогнозируемому  кварталу. 

Для определения прогнозируемого  размера выдач наличных денег  из касс банков на оплату труда из общей  суммы фонда заработной платы  вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из оплаты труда, которые  определяются следующим образом:

-подоходный налог – исходя из удельного веса отчетных данных территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь в фактическом фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года и прогнозируемого фонда заработной платы;

-взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь – в установленном размере от фонда заработной платы;

-перечисления оплаты труда в банки для зачисления на счета физических лиц – с учетом динамики данных по кодам 2083, 2183 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192;

-оплата труда, выплачиваемая из выручки работникам торговых организаций, – с учетом фактически сложившегося за прошлое время соотношения этих выплат и объема розничного товарооборота;

-оплата труда, выплачиваемая организациями Министерства связи и информатизации Республики Беларусь своим работникам из кассовых поступлений, – на основании данных территориальных органов Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Отдельной строкой в данном расчете  показываются выдачи на расходы, не относящиеся  к фонду заработной платы (код 2042 постановления Совета директоров Национального  банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192).

Прогнозирование по другим статьям  кассовых оборотов, характеризующим  поступления наличных денег в  кассы банков и их выдачи, осуществляется исходя из динамики кассовых оборотов за соответствующий период предыдущих лет с учетом фактических оборотов, сложившихся в предыдущих кварталах  текущего года.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь прогнозирует объем наличного  денежного оборота и эмиссионный  результат на предстоящий квартал  на основании прогноза социально-экономического развития республики, динамики фактически сложившихся показателей наличного  денежного оборота за соответствующий  период прошлого года и в текущем  году, а также прогнозов кассовых оборотов, полученных от главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям.

При этом учитываются:

-количество дней и другие особенности каждого месяца;

-возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота за счет изменения ценового фактора, размера минимальной заработной платы, размера выплат социального характера за счет принимаемых мер по социальной защите населения, размера закупок сельскохозяйственной продукции в зависимости от сезонности, активизации поступлений в предпраздничные и праздничные дни и другие особенности;

-сроки уплаты налогов, сборов и других платежей;

-время массовых отпусков.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь на десятый рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому  кварталу, доводит главным управлениям  Национального банка Республики Беларусь по областям прогнозируемый эмиссионный результат по областям и городу Минску на квартал с разбивкой  по месяцам. 

Главные управления Национального  банка Республики Беларусь по областям на основании фактических данных отчета о кассовых оборотах банков (форма 0520) производят по состоянию  на 15-е и 22-е число каждого месяца в день поступления отчета оценку ожидаемого исполнения прогноза кассовых оборотов по территории и сообщают ее в центральный аппарат Национального  банка Республики Беларусь.

   

3 Анализ состояния наличного денежного обращения Республики Беларусь

 

 

 

 Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям ежеквартально (нарастающим  итогом) анализируют состояние наличного  денежного обращения.

Объектами анализа являются:

-складывающиеся тенденции в наличном денежном обращении и его структуре во взаимосвязи с развитием экономики области, города Минска;

-источники поступлений наличных денег в кассы банков (коды 2002–2032 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192), направления их выдач из касс банков (коды 2040–2059 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192), анализ отчетных данных о кассовых оборотах банков по отдельным показателям за предыдущие периоды – соответствующий период прошлого года и квартал (месяц), предшествующий анализируемому;

-уровень инкассации торговой выручки, образующейся в сфере потребительского рынка, причины снижения процента инкассации торговой выручки;

-территориальное размещение выпуска наличных денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег;

-влияние изменений в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

результаты контроля за работой  банков по организации наличного  денежного обращения;

результаты разовых (тематических) обследований (изучений) юридических  лиц, предпринимателей, частных нотариусов (при наличии таких сведений)[13,c. 19].

При анализе состояния наличного  денежного обращения используются:

-постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 192 в редакции от 12 октября 2010 г. № 428

-информационно-аналитические материалы территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь о социально-экономическом развитии соответствующей области, города Минска;

-государственная статистическая отчетность;

-оперативный (фактический) баланс денежных доходов и расходов населения;

-информация о состоянии инкассации торговой выручки по областям, городу Минску.

Результаты анализа состояния  наличного денежного обращения  используются главными управлениями Национального  банка Республики Беларусь по областям для разработки и осуществления совместно с банками практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии наличных денег в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение исполнительных и распорядительных органов.

Ежеквартально до 13-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, главные  управления Национального банка  Республики Беларусь по областям представляют в центральный аппарат Национального  банка Республики Беларусь информацию о состоянии наличного денежного  обращения, предложения по предотвращению и разрешению проблемных ситуаций в  сфере наличного денежного обращения[13, c. 21].

           В соответствии с банковским кодексом Республики Беларусь составление платёжного баланса Республики Беларусь относиться к основным функциям Национального банка Республики Беларусь (далее Национальный банк). Платёжный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платёжному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993г.), других изданиях МВФ методологического характера.

           Платёжный  баланс Республики Беларусь (далее  – платёжный баланс) – это  статистический отчёт, в котором  в систематизированном виде отражаются  суммарные данные о внешнеэкономической  деятельности страны за определённый  период времени. В платежном  балансе фиксируются все операции  между резидентами Республики  Беларусь и нерезидентами, связанные  с движением товаров, услуг,  доходов, трансфертов финансовых  активов и обязательств. [36, с. 14]

           Несмотря на положительные тенденции в экономике в I квартале (рост ВВП на 110,9%, снижение энергоемкости ВВП на 6,4%, рост производительности труда на 7,5%, рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 20,8%), произошло существенное ухудшение финансово-экономических показателей страны. В частности, в январе — марте увеличилось значение индекса потребительских цен на 6,1%, в марте в годовом исчислении выросла инфляция до 13,9%, рост совокупного чистого спроса на валютном рынке приблизился к 1,9 млрд. долл. США, возросло отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь — февраль до минус 1,5 млрд. долл. США, уменьшились международные резервные активы в национальном исчислении на 0,9 млрд. долл. США и в международном исчислении — на 1,27 млрд. долл. США.

           За январь–март 2011 г. отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса составило 3 649,4 млн. долларов США (далее млн. долларов), увеличившись по сравнению с январем–мартом 2010 г. в 2,9 раза. Отчетный период 2011 г. характеризовался изменением условий поставок нефти и нефтепродуктов (беспошлинно внутри Таможенного союза) и началом действия механизма перечисления пошлин на экспортируемые Республикой Беларусь нефтепродукты в бюджет Российской Федерации, что нашло отражение в статье «Текущие трансферты» платежного баланса.

           Внешнеторговый оборот товаров и услуг за январь–март 2011 г. составил 20 199,3 млн. долларов и увеличился по сравнению с январем–мартом 2010 г. в 1,5 раза. Экспорт товаров и услуг составил 8 922,4 млн.

долларов (67,4 % ВВП) и вырос на 41,9 %. Импорт товаров и услуг увеличился в 1,6 раза и сложился в размере 11 276,9 млн. долларов (85,2 % ВВП). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами сформировалось в размере 2 354,5 млн. долларов (17,8 % ВВП). За январь–март 2010 г. дефицит составлял 681,4 млн. долларов (6,4 % ВВП).

           Оборот внешней торговли товарами составил 18 341,9 млн. долларов и

вырос в 1,6 раза. Из него 10 203,5 млн. долларов (55,6 % внешнеторгового оборота) пришлось на страны СНГ, в том числе на Российскую Федерацию – 8 262 млн. долларов (45 %); на страны вне СНГ – 8 138,4 млн. долларов (44,4 %), в том числе на страны Европейского Союза (далее ЕС) – 4 576,3 млн. долларов (24,9 %).

           Сальдо внешней торговли товарами за январь–март 2011 г. Сформировалось отрицательным в размере 2 818,7 млн. долларов (21,3 % ВВП) и было вызвано как дефицитом внешней торговли товарами со странами СНГ (2 474,5 млн. долларов), так и отрицательным торговым балансом со странами вне СНГ (344,2 млн. долларов).

           Международный оборот услуг составил 1 857,4 млн. долларов, превысив уровень января–марта 2010 г. на 23 %. Положительное сальдо услуг сложилось в размере 464,2 млн. долларов (3,5 % ВВП) и на 16,5 % компенсировало отрицательное сальдо баланса торговли товарами (за январь–март 2010 г. – на 40,2 %). Положительное сальдо по транспортным услугам (425,9 млн. долларов) являлось важнейшим в формировании профицита услуг. Наибольшее отрицательное сальдо сложилось по статьям: строительные услуги (26,5 млн. долларов), роялти и лицензионные платежи (20,3 млн. долларов) и финансовые услуги (14 млн. долларов).

         Сальдо доходов от труда и инвестиций сформировалось отрицательным в размере 954,9 млн. долларов (7,2 % ВВП) под воздействием, главным образом, отрицательного сальдо инвестиционных доходов, которое составило 992,2 млн. долларов (7,5 % ВВП). Объем инвестиционных доходов к получению от активов, размещенных за рубежом, составил 31,6 млн. долларов. Нерезидентам начислено к выплате 1 023,8 млн. долларов.

Сальдо инвестиционных доходов  органов денежно-кредитного регулирования сложилось отрицательным в размере 5,8 млн. долларов. Полученные доходы от размещенных за рубежом резервных и прочих активов составили 6,6 млн. долларов, начисленные к выплате расходы – 12,4 млн. долларов. Начисленные к выплате нерезидентам проценты по обязательствам органов государственного управления составили 102,4 млн. долларов, что в 2 раза больше, чем за январь–март 2010 г. В том числе платежи процентов по кредитам МВФ составили 21 млн. долларов. По банковскому сектору выплаты инвестиционных доходов составили 336,8 млн. долларов, существенная часть которых (244,6 млн. долларов) пришлась на реинвестированные доходы по прямым инвестициям. Поступления инвестиционных доходов данного сектора были незначительными и составили 16 млн. долларов. Отрицательное сальдо инвестиционных доходов сектора нефинансовых организаций составило 564,2 млн. долларов и увеличилось на 35,6 %. Поступления составили 8 млн. долларов, выплаты – 572,2 млн. долларов. Значительную часть расходов нефинансовых организаций обусловили начисленные к выплате доходы по прямым инвестициям – 541,2 млн. долларов (включая реинвестированные доходы на сумму 187,2 млн. долларов). Начисленные к выплате проценты по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам составили 31 млн. долларов.

Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь