Ответственность банка за невыполнение экономических нормативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена чрезвычайно важным значением обязательных экономических нормативов, так как они являются одновременно инструментами денежно-кредитной политики (хотя и не служат для оперативного регулирования банковской ликвидности при кризисных ситуациях) и банковского надзора. Целью курсовой работы является изучение обязательных экономических нормативов банков.

Содержание

Введение 3
Понятие нормативов, группы риска. 5
Значение экономических нормативов. 6
Действие экономических нормативов. 8
Эволюция нормативов. 17
Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России. 20
Контроль за соблюдением экономических нормативов. 21
Пруденциальные нормы деятельности банка. Ответственность банков за нарушение пруденциальных норм деятельности. 23
Проверка соблюдения банком обязательных экономических нормативов, установленных Центральным банком. 25
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 59.04 Кб (Скачать документ)

Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован  ЦБ РФ в части инвестирования в  акции (доли) дочерних и зависимых  юридических лиц во второй раз  — впервые через корректировки  уменьшения капитала, что представляется чрезмерным [14].

Максимально допустимое числовое значение норматива  Н12 — 25%.

     Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики  России.

     Банки используют разнообразные схемы, позволяющие  им не превышать предельно допустимые значения обязательных экономических  нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например, за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно "улучшает" значения обязательных экономических  нормативов, где в числителе или  знаменателе фигурируют собственные  средства, в первую очередь Н1 — норматив достаточности капитала. Для соблюдения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения Н6 — норматива риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке [28].

     Главный вывод, который можно сделать  на основании вышеизложенного, касается оценки надежности коммерческого банка  в целом. Различные показатели и  нормативы могут быть полезны  для оценки деятельности банков и  ее регулирования. Однако отсутствуют  достаточные основания предпочтительности применения какого-либо одного норматива  для оценки и регулирования ликвидности  банка.

     Односторонность и ограниченное значение каждого  из нормативов свидетельствует о  целесообразности использования для  оценки и регулирования ликвидности  совокупности таких нормативов. Полная характеристика ликвидности предполагает соответствие, взаимную увязку сумм и  сроков возможного высвобождения кредитов и других вложений банка с требованиями, которые могут быть предъявлены  владельцами средств, составляющих ресурсы банка [16].

4.Эволюция нормативов.

     Банк  России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие  редакции нормативных актов, регламентирующих обязательные экономические нормативы, достаточно адекватно и активно  реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки "пороговых" значений (последний пример — Н2, Н3), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный Н11 — максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм как отклик на конкретные изменения в банковской сфере. Так, недействующий Н14 — норматив ликвидности по операциям с драгметаллами установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.

     Для повышения надежности кредитных  учреждений Банк России с течением времени может ужесточать требования к исполнению банками экономических нормативов — как изменением методики расчетов, так и предельно допустимых значений или, напротив, осуществлять либерализацию, например снижение двух нормативов ликвидности с 1 апреля 2004 г. Сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности освобождая от лимитирования нормативами некоторых операций банков и снижение "зарегулированности" банковского сектора в целом. Радикальное сокращение обязательных экономических нормативов Банк России произвел с 1 апреля 2004 г.

     Отменен Н8 — максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), который  лимитировал привлечение банком средств одного или связанных  между собой клиентов (в отношении  к капиталу). Кроме того, Н8 несколько  ограничивал конкуренцию между  кредитными учреждениями, так как  не позволял малому или среднему банку  осуществлять расчетно-кассовое обслуживание крупного клиента.

     Ликвидирован  Н9 — максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника), ограничивающий кредитование одного крупного акционера (участника).

     Следующий недействующий норматив Н10 — максимальный размер кредитов и займов, предоставленных  своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу, лимитировал кредитование одного крупного инсайдера и связанных с ним  лиц.

     Очередной отмененный норматив Н11 — максимальный размер привлеченных во вклады средств  населения в отношении к собственным  средствам. Значение этого норматива  для большинства банков было очень  велико, ибо деньги населения являются стабильнейшим, а для многих кредитных учреждений — основным источником кредитных ресурсов. Ряд банков из-за этого ограничения не могли увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) прием средств населения во вклады, что могло быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты.

     Недействующий норматив Н11.1 — максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также в отношении к капиталу) ограничивал увеличение сумм обязательств российских банков перед зарубежными  кредитными и финансовыми учреждениями.

     Ликвидированный Н12.1 ограничивал инвестиции банка в доли (акции) других юридических лиц к капиталу — приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывался Н12.

     Отмененный  норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитировал в отношении  к капиталу банка привлечение  средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50% забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Н13 введен письмом ЦБ РФ от 20.08.96 г. № 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норматива с баланса на 01.10.96 г.  устанавливалось — 200%, с 01.03.97 г. — 100%. Объем векселей банков в обращении на 01.12.97 г. соответствовал приблизительно 10% денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 1 января 1998 г. сформировала 4,4% привлеченных ресурсов. Однако введение Н13 и его быстрое ужесточение в два раза, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение, а главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми. Тем более банковские векселя как наиболее ликвидные являются суррогатом денег и их выпуск в оборот осуществляется без регистрации и близок эмиссии базовых денег — монополии эмиссионного банка.

     Недействующий Н14 — норматив ликвидности по операциям  с драгметаллами ограничивал  активные операции с драгоценными металлами  в физической форме.

     И далее, Указанием ЦБ РФ от 18.02.2005 г. № 1549-У ликвидирован норматив Н5. Норматив общей ликвидности банка Н5 регулировал (ограничивал) общий риск потери банком ликвидности и определял минимальное  отношение ликвидных активов  к суммарным активам банка. Для  выполнения норматива требовалось  приобретение необходимых сумм достаточно ликвидных активов в отношении уже к суммарным активам (за вычетом обязательных резервов) [6]. Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 было определено в размере 20%. Может быть, имело бы смысл, напротив, оставить этот, обобщающий норматив вместо трех норм ликвидности Н2 — Н4: мгновенной, текущей и долгосрочной [24].

   5.Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России (Глава II., Статья 19,Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395)

   (Федеральным  законом от 13.10.2008 N 174-ФЗ установлено,  что с 14 октября 2008 года и  до 31 декабря 2010 года включительно  в случае неисполнения в установленный  Банком России срок предписаний  Банка России об устранении  нарушений, выявленных в деятельности  кредитной организации, а также  в случае, если эти нарушения  или совершаемые кредитной организацией  банковские операции или сделки  создали реальную угрозу интересам  ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам - физическим лицам.)

   В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления  информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления  информации в бюро кредитных историй  в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке  надзора применять к кредитной  организации меры, установленные  Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [11,29].

6.Контроль за соблюдением экономических нормативов.

      Контроль  за соблюдением банками обязательных  экономических нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка  России  по  месту  открытия корреспондентского счета банка.

      Контроль  осуществляется на основании месячных балансов банков, к которым прилагаются  справки   с   расчетами   фактических   значений   обязательных экономических  нормативов  и  расшифровками  отдельных  балансовых   счетов, подписанные  руководителем  банка  и  главным  бухгалтером.  По  результатам рассмотрения  месячных  балансов  и  справок  в  течение   10   дней   после представления  их  в  территориальное  учреждение  Банка  России   последнее составляет    соответствующее    заключение,     которое     рассматривается руководителем  территориального  учреждения   Банка   России   с   принятием

соответствующего  решения [19].

      Банки, у которых отозвана лицензия на  совершение  банковских  операций, обязательные экономические нормативы не рассчитывают.

      В  случае  нарушения  банком   обязательных   экономических   нормативов территориальное учреждение Банка России применяет меры воздействия  к  банку в соответствии со  статьей  75  Федерального  закона  "О  Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)".

      Указанием ЦБР от 30 октября 1998 г. N 396-У определен  порядок  учета  при применении указанных штрафных санкций влияния изменения  курса  иностранной валюты на выполнение обязательных нормативов и особенностях применения  мер воздействия за нарушения обязательных нормативов в результате  роста  курса иностранных валют к рублю Российской Федерации [7].

      При этом в целях предотвращения ухудшения  финансового положения  банков, утративших собственные  средства  (капитал),  такая  мера  воздействия,  как взыскание штрафа, не применяется.

      О  порядке  регулирования   деятельности   банков,   нарушивших   значения экономических нормативов  вследствие  падения цен   на   ценные   бумаги, обращающиеся на ОРЦБ, см. указание ЦБР от 13 января 1998 г. N 133-У/ [8].

  В случае возникновения у банка отрицательного  (или  нулевого)  капитала территориальное  учреждение  Банка   России   представляет   в   Департамент пруденциального  банковского надзора аналитическую записку,   в   которой сообщает о мерах, принимаемых по выходу банка из  критического  положения  и перспективах его дальнейшей деятельности.

      Указанием ЦБР от 30 октября 1998 г. N 393-У для  кредитных  организаций,  у которых по состоянию на 1 сентября или 1 октября 1998 г.  нарушен хотя  бы один  обязательный  экономический   норматив,   предусмотрено   определение предельных значений обязательных нормативов [9].

      Банки  в  соответствии  с  законодательством  несут  ответственность  за достоверное и правильное  составление  расчетов  обязательных  экономических нормативов  и  расшифровок   отдельных   балансовых   счетов   для   расчета нормативов.   Территориальные   учреждения   Банка   России   имеют    право осуществлять  проверки  банков  по  вопросам  правильности  и  достоверности представляемых банками  сведений  для  расчетов  обязательных  экономических нормативов [25]. 

Информация о работе Ответственность банка за невыполнение экономических нормативов