Перспективы развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Роль банков как органа управления экономикой выявляется в процессе выполнения ими своих функций и соблюдения общих принципов организации банковского дела.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Банковская система Республики Казахстан.
1.1.История становления банковской системы Казахстана…………….7
1.2.Особенности банковской системы Казахстана……………………..16
1.3.Современная банковская система Республики Казахстан………...22
Глава 2. Анализ деятельности банковской системы .
2.1.Анализ деятельности банков второго уровня……………………..34
Глава 3. Перспективы развития банковской системы.
3.1.Перспективы развития банковской системы Казахстана
по средствам банковского надзора……………………………………61
Заключение…………………………………………………………………….80
Приложения.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Банковский надзор в Казахстане.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

           В отличие от качества  активов, доходы обычно могут успешно анализироваться и контролироваться дистанционно. Однако, периодическая проверка на месте все же важна.

           Анализ доходов представляет собой задачу, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, почти каждый аспект банковских операций влияет на доходы и должен приниматься во внимание. Во-вторых, правила бухгалтерского учета по определению доходов и расходов сложны. Следовательно, доходы в любой период могут быть, завершены или занижены.

          Аналитик должен ответить на следующие три основных  вопроса относительно доходов банка:

  Каков уровень доходов банка?

  Какова тенденция доходов? Будут ли они повышаться или понижаться?

  Какова стабильность доходов? Останутся они относительно постоянными, если рыночные % - е. ставки повысятся или понизятся?

          Поскольку банки значительно различаются по размерам, статьям доходов и расходов, они редко анализируются с точки зрения денежных сумм. Необходима общая единица измерения.

          Основным видом деятельности банка является привлечение (заем) средств и использования их для выдачи ссуд или приобретения ценных бумаг. Ставки, выплачиваемые по процентам за заемные средства, могут быть ниже, чем процентные ставки, полученные за инвестированные средства. Разница между процентными доходами и процентными расходами называется чистый процентный доход и представляет собой плату банку за участие в финансовом посредничестве. Банк также зарабатывает доходы от предоставления услуг клиентам, покупки и продажи ценных бумаг, драгоценных металлов, иностранной валюты и т.д

        Поскольку банк имеет персонал, здание и оборудование для осуществления его многочисленных операций, он будет нести административные расходы. Административные расходы и кредитные убытки являются значительными факторами снижения рентабельности банка. Банк считается рентабельным, если сумма чистого процентного дохода, доходов от оплаты (услуг) и прибыли от финансовых операций за минусом административных расходов больше суммы убытков по кредитам.

      Банк с низким чистым процентным доходом, по сравнению с другими банками, может быть рентабельным, если имеет невысокие административные расходы. Или, банк может компенсировать большие кредитные убытки высоким процентным доходом. Степень, до которой банк может получать чистый %-ый доход, доходы от оплаты или прибыль от финансовых операций, ограничена спросом клиентов на такие услуги.

       Следовательно, банк, имеющий большие убытки по кредитам, не может мгновенно получить высокую прибыль для покрытия этих убытков. Снижение административных расходов позволяет быстро получить прибыль для частичного (или полного) покрытия убытков.

              Метод надзора - надзор "на местах", или инспектирование.

          Следует отметить, что хотя система дистанционного надзора играет важную роль в раннем предупреждении проблем банков, она не может обеспечить максимальную эффективность процесса банковского надзора.  

      В части определения реального финансового состояния банка ключевая роль принадлежит инспектированию.

      Инспектирование банков на местах проводится в соответствии с планом проверок. В обязательном порядке оно проводится в случае обнаружения аналитиком серьезных проблем в банке. НБРК вправе заранее известить или не извещать банк о планируемой проверке его деятельности, также затребовав перечень необходимых документов.

        В ходе большинства ревизий финансового состояния банка охватываются следующие аспекты:

* Капитал, его достаточность и структура. Капитал банка является самым важным показателем его текущего финансового состояния. Хорошо капитализированные банки имеют условия для роста и возможность предложения клиентам более широкого спектра услуг, что повышает их конкурентоспособность и прибыльность.

         Работа по анализу капитала в ходе проверки на месте должна дополнять собой дистанционный анализ; она имеет три основные цели:

1. Проверка достоверности данных, представленных в Национальный Банк РК для проведения дистанционного надзора;

2. Корректировка на основе фактов, выявленных в ходе инспекции, цифр, отчетов, что скажется на уровне капитала;

3. Определение, на основе наблюдений и обсуждений с руководством банка, положения банка в части капитала, а также разработка, в случае необходимости, рекомендаций по исправлению ситуации.

Валютный эквивалент размера собственного капитала составил 500 млн. долл. США по состоянию на 1 января 2000 года (по состоянию на 1 января 1999 года - 564,4 млн. долл. США) снизившись в течение года на 64,4 млн. долл. США или на 11,4% в основном за счет девальвации национальной валюты.

        Оценка капитала в ходе проверки зависит от выводов, полученных на основе анализа качества активов: обоснованность выдачи отдельных кредитов и приобретения отдельных активов, размер необходимых провизии на покрытие сомнительных и безнадежных активов.

  * Проверка качества активов

      Включает полный обзор кредитной политики, выработанной Советом директоров, и охватывает следующие направления:

- соотношение кредитов, выдаваемых частным лицам и компаниям, - виды ценных бумаг, приемлемые для банка; - предельные размеры ссуд, - методология оценки кредитоспособности заемщика; - контроль кредитоспособности и возвратности кредита; - реструктуризация кредитов, замораживание процентов и создание резервов для покрытия убытков по кредитам.

           При анализе используется два основополагающих компонента:

1. "Макроанализ" - анализ кредитной политики и процедур внутри банка, без учета специфики отдельных кредитов.

2. "Микроанализ" - проверка отдельно взятых кредитов или иных кредитных инструментов, с использованием систематического подхода, который позволяет охватить огромное количество кредитов и идентифицировать практически все проблемные кредиты и иные кредитные инструменты. Именно при анализе на микро уровне результатом является классификация активов. (см. таблица №3)

            В течение 1999 года размер совокупных активов КБ РК вырос на 145,4 млрд. тенге или на 74,3%, составив 341,2 млрд. тенге по состоянию на 1 января 2000 года. При этом, доля активов, деноминированных в иностранной валюте, увеличилась с 44% до 54,3%.

      Помимо общего увеличения совокупного размера активов, произошли значительные изменения в структуре активов. В частности, произошел значительный рост денег, размещенных на счетах ностро, размера требований банков к клиентам, портфеля государственных ценных бумаг . При этом, в структуре активов преобладают требования к клиентам (45,3% от совокупных активов), деньги на счетах ностро (20,0%), а также портфель государственных ценных бумаг (10,8%).

   * Оценка качества управления включает - оценку контроля руководства со стороны Совета директоров, - изучение полномочий, предоставленных руководству банка и порядка их осуществления; - соответствие персонала занимаемой должности и порядок переподготовки; -иерархическая структура и двойной контроль.

          Надо учесть, что при рассмотрении вопросов, связанных с менеджментом, необходимо сосредоточить внимание на результатах деятельности и состоянии дел на текущий момент, но также проанализировать перспективы на будущее.

         Политика банка должна охватывать следующие вопросы:

  * Кредитная политика;   * Политика в области управления ликвидностью и средствами (управление активами и пассивами);   * Инвестиционная политика (приносящие доход активы, помимо кредитов);   * Валютная политика (управление валютным риском).  * Оценка доходности банка: структура доходов и расходов, достаточность доходов для покрытия убытков и текущих расходов.

      Уровень доходности может быть определен, на основе коэффициентов, в ходе дистанционных проверок. При проверке доходности многими супервизорами принят критерий эффективности деятельности, включая изучение производительности труда персонала банка, коэффициент прибыли на сумму активов, и общую прибыльность. С другой стороны, надзорная проверка финансового состояния включает выявление наличия фактов  мошенничества в банке, допущенных руководством банка, или его акционерами в отношении вкладчиков, а также противозаконной деятельности, например, такой, как "отмывание" незаконно полученных денежных средств.

            В результате превышения темпов прироста текущей прибыли по сравнению с темпами прироста размеров активов и собственного капитала за период после первого квартала прошлого года наблюдался рост коэффициентов, характеризующих доходность банковского сектора.

Совокупные коэффициенты прибыльности банковского сектора составили по состоянию на 1 января 2000г.:

ROA (отношение текущей прибыли к активам) - 0,028 (по состоянию на 01.01.99г. - 0,019);

ROE (отношение текущей прибыли к собственному капиталу) - 0,138 (по состоянию на 01.01.99г. - 0,08), (см. таблица№ 4)

        Ликвидность. Под ликвидностью банка понимается его способность к своевременному выполнению своих обязательств, которая определяется сбалансированностью активов и пассивов банка по срокам и суммам.

      Нормы ликвидности установлены Положением о пруденциальных нормативах.

      Важно помнить, что данные отчетности, представляемые в НБРК - это та информация, на основе которой, как правило, с помощью коэффициентов, органы банковского надзора могут измерять банковскую ликвидность, однако, только в ходе инспекторской проверки на месте можно правильно определить, как на самом деле банк управляет своей ликвидностью и балансовыми статьями в целом.

      При проверке управления ликвидностью полезно помнить, что существует четыре основных фактора, определяющих эффективность управления ликвидностью:

1. Наличие у банка ликвидных активов, которые позволили бы банку выполнить как прогнозируемые, так и потенциальные обязательства;

2. Состояние структуры депозитов, насколько банк может полагаться на стабильную базу депозитов;

3. Степень за балансовых обязательств, на сколько они могут повлиять на уровень ликвидности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

4. Вероятность получения средств через кредитные линии.              

   В течение 1999 года уровень ликвидной позиции банковской системы характеризовался как избыточный. Сводный коэффициент ликвидности последовательно увеличивался в течение всего 1999 года и составил на 1 января 2000 года 0,95 при норме для банков в отдельности не менее 0,2, что обусловлено превышением темпов роста ликвидных и быстрореализуемых активов над темпами роста обязательств до востребования.

      Удельный вес ликвидных активов в сумме совокупных активов банковского сектора возрос за год с 24% до 34,9%, а удельный вес обязательств до востребования в сумме совокупных обязательств сократился с 47% до 46,3%.

   Отношение суммы кредитов, выданных банками, к сумме привлеченных депозитов составило на 1 января 2000 года 0,85.

   Всего за 1996-1997 г.г. проведено 89 проверок, т.е. практически охвачены все банки второго уровня. Отчеты проведенных инспекторских проверок финансово-хозяйственной деятельности банков рассматривались на совещании у руководства НБРК и по результатам приняты соответствующие решения, включая применение к банкам, имеющим серьезные нарушения в работе, ограниченных мер воздействия.

    В течение 1998 года были проведены инспекторские проверки 49 банков (60% от общего количества), в том числе 41 проверка носила комплексный (плановый) характер, 8 выборочных проверок - по вопросам соблюдения валютного законодательства, предоставления банками достоверной отчетности в НБРК, открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов, лицензионного законодательства.

      В течение 2001 года были проведены инспекторские проверки КБ, в том числе комплексные (плановые) и выборочные (по вопросам со блюдения валютного законодательства, представления в НБРК достовер ной отчетности, порядка открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов и соблюдения лицензионного законодательства др. юр. лиц в банках). Кроме того, в рамках мероприятий по конвертации тенговых депозитов были проведены проверки банков с целью выяснения информации по депозитам юр. и физ. лиц.

По итогам проверок уровня адекватности капитала отмечены неоднократные нарушения в части превышения акционерами установленного предела участия в уставном капитале банков, а также соблюдения требований по приобретению права контроля.

При анализе качества активов банков наиболее значительные корректировки произведены в ссудном портфеле, что повлияло на финансовые результаты отдельных банков. Основной причиной снижения качества активов банков явилось увеличение доли классифицированных активов в результате неадекватной работы, проводимой банками по оценке рисков.

Низкое качество ссудного портфеля и прочих активов банков отрицательно влияет на их доходность, что было подтверждено в ходе инспекций. Также установлены случаи нарушений в ведении бухгалтерского учета.

Проверка качества ликвидности банков показала наличие фактов недоработки внутренних положений по управлению ликвидностью, активами и пассивами, а также правил совершения операций по вкладам.

Проверки выявили ряд проблем в организации менеджмента. В основном, это нарушения внутренних положений, несоответствие внутренней кредитной и учетной политик, систематическое нарушение нормативных правовых актов НБРК. Также инспекцией отмечены недостаточная работа служб внутреннего аудита, недостатки системы внутреннего контроля, высокая текучесть кадров.

Информация о работе Перспективы развития банковской системы