Перспективы развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Роль банков как органа управления экономикой выявляется в процессе выполнения ими своих функций и соблюдения общих принципов организации банковского дела.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Банковская система Республики Казахстан.
1.1.История становления банковской системы Казахстана…………….7
1.2.Особенности банковской системы Казахстана……………………..16
1.3.Современная банковская система Республики Казахстан………...22
Глава 2. Анализ деятельности банковской системы .
2.1.Анализ деятельности банков второго уровня……………………..34
Глава 3. Перспективы развития банковской системы.
3.1.Перспективы развития банковской системы Казахстана
по средствам банковского надзора……………………………………61
Заключение…………………………………………………………………….80
Приложения.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Банковский надзор в Казахстане.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

Проверка может быть произведена в целом по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности банка или по отдельным вопросам, то есть это может быть либо полномасштабная, либо целевая инспекция. Полномасштабная - комплексная проверка, достаточная по своему объему для оценки общего рейтингового уровня по компонентам CAMEL, (которая применяется Департаментом банковского надзора) завершается составлением единого отчета о проверке. Целевая - может сосредоточиться на каком-либо участке работы банка, например, на кредитах.

      Заранее изучаются материалы предыдущих инспекций, аудиторские заключения, информация кредитного регистра, переписка с банком, определяется круг вопросов, которые требуют более тщательного изучения в ходе инспекции. Также заранее определяется состав инспекционной группы, распределяются обязанности и участки работы в группе, составляется список материалов, которые должны будут затребованы у банка во время инспекции.

В процессе проведения инспекции должно быть ясно установлено реальное состояние дел в банке. Все неясности и вопросы, возникшие в ходе осуществления дистанционного надзора, должны быть разрешены в ходе инспекции. Инспектор обязан изучить и описать в своем отчете с максимальной полнотой все аспекты порученного ему вопроса.  Инспектор, как уже отмечалось, имеет право запрашивать все необходимые документы и информацию, спрашивать и требовать разъяснения по изучаемым им вопросам у должностных лиц банка, его акционеров и клиентов. В процессе проведения инспекции, ее руководитель должен периодически (не реже одного раза в неделю) отчитываться перед начальником Управления и заместителем директора Департамента банковского надзора Национального Банка РК о ее ходе обязательно подлежат докладу факты нарушения законодательства, противодействие проведению инспекции.

Инспекции "на местах", безусловно, являются для органов надзора самыми эффективными способами получения картины реального положения банка; однако это требует временных затрат и человеческих ресурсов как со стороны инспектора, так и со стороны инспектируемого.

Основным препятствием, в данном случае является то, что каждая проверка со стороны органов надзора зависит от статистических данных и финансовых отчетов, подготовленных самим проверяемым банком. Поэтому чем серьезнее проблемы банка, тем менее он заинтересован в том, чтобы проверяющие получали достоверную, точную и полную информацию о проблемах банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

К настоящему времени сложилась определенная система регулирования коммерческих банков, которая постоянно совершенствуется с учетом мировой практики. Консолидированный надзор, который регламентируется Проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности» от 12.03.2001г. будет способствовать процессу интеграции казахстанской банковской системы в мировое финансовое сообщество, повышению степени доверия иностранных инвесторов к отечественной экономике. Для стран СНГ и Республики Казахстан применение Базельских принципов предполагает реализацию комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствование национальных систем банковского надзора, а также развитие контактов, включая информационный обмен с органами надзора стран, в которых банки РК осуществляют свою деятельность, и стран, инвесторы которых вкладывают средства в капитал казахстанских банков.

Со своей стороны НБРК активно занимается проведением указанных мероприятий, имея в виду максимальное приближение норм регулирования БВУ РК к международным стандартам.

Введены новые, более жесткие экономические нормативы для банков, создаются системы раннего регулирования (BOSS) и особого надзора за деятельностью крупнейших банков, имеющих национальное значение, совершенствуется структура управления процессами регулирования и, расширяется практика назначения временных администраций в проблемные банки, а также принимаются меры по усилению процедур внутреннего контроля в банках.

Одной из главных задач является совершенствование нормативных документов, а также их более глубокая разработка с целью избежания практики частого внесения изменений и дополнений, которая является практически обыденным явлением, и является фактором, осложняющим и без того очень интенсивную работу банков.

Методика расчета собственного капитала, а также коэффициентов достаточности капитала, в настоящее время, приближена к требованиям Базельского комитета по банковскому надзору. Данная методика расчета (капитал I,II уровня) позволяет сотрудникам управлений  пруденциального надзора более реально подойти к оценке собственного капитала банка.

Обязательные резервные требования  к банкам второго уровня используются во всех развитых странах. Они используются для снижения активности банков в целях смягчения "перегрева экономики", а также для оживления деловой активности. В нашей республике, в настоящий момент, наблюдается рост производства, приток инвестиций и оборотных средств.

Также хотелось бы остановиться на недостаточном обеспечении законодательной базы деятельности небанковских финансовых организаций (кредитных товариществ, компаний по управлению пенсионными активами и т. д.). Это направление финансового рынка в настоящее время развивается очень стремительно, их доля на рынке капитала быстро растет. Это обусловлено различными факторами, например многие кредитные товарищества - это реорганизованные банки, которые предпочли ограничить спектр предоставляемых услуг и выполняемых операций, а также использовать возможность применения к ним более щадящих обязательных нормативов.

Одной из проблем банковской системы РК является неравномерность террито­риального развития банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточно развитая сеть на остальной территории страны. На периферии, особенно в отдельных районах, просто отсутствуют средства, чтобы создавать новые банки, капитал которых соответствовал бы законодательству. В условиях, когда количество банков сокращается, это создаёт трудности в обслуживании клиентуры, ведёт к сужению конкурентной борьбы. В отдельных регионах существуют одно- два банковских учреждения, являющихся своеобразными монополистами. Поэтому именно в этих районах очень важно развитие небанковских кредитных учреждений.

Одновременно банки на местах работают над совершенствованием соответствующего программного обеспечения (введение главной бухгалтерской книги и вспомогательных журналов) для осуществления эффективной оперативной работы.

Продолжается деятельность по изучению международного опыта, в связи с этим в НБРК работают специалисты проекта банковского надзора финансируемого ЮСАИД, Добровольческого корпуса, которые предоставляют консультативную и техническую помощь. Консультативная помощь заключается в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Одним из результатов работы иностранных консультантов являются принятые за основу рекомендации системы "CAMEL" (система оценки банков, с учетов коэф­фициентов адекватности капитала, ликвидности, доходности, менеджмента).

В последнее время Департаментом банковского надзора Нацбанка РК были достигнуты значительные успехи в организации системы банковского надзора, применении новых инструментов дистанционного надзора, совершенствовании законодательной базы.

В связи с прохождением практики в НБРК, хотелось бы добавить, что можно внести изменения и дополнения в некоторые документы:

Ужесточить требования по участию нерезидентов РК в уставном капитале банков;

Усовершенствовать процедуры лицензирования банковских операций.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в Республике Казахстан сложилась эффективная система банковского надзора, оформлены условия для осуществления действенного контроля над банковской деятельностью, создана организационная структура, закреплены функции и полномочия. В настоящее время происходит  дальнейшее реформирование нормативно-правовой базы регулирования банковской системы и совершенствования процедур и методов эффективного разумного банковского надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы:

1.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 30 марта 1995 года N 2155 "О Национальном Банке Республики Казахстан" (внесены изменения и дополнения в соответствии с Указами Президента РК, имеющими силу Закона, от 20.07.95 N 2370; от 02.08.95 N 2396; от 5.12.95 г. N 2672; от 27.01.96 г. N 2830; Законами РК от 03.07.96 N 18-1; от 07.12.96 N 50-1; от 11.07.97 г. N 154-1; N 200-1 от 08.12.97 г.; от 29.06.98 г. N 236-1; от 16.07.99 г. N 436-1);

2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 31 августа 1995 г. N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями внесенными Законом РК от 11.07.97г. N 154-1, Законом Республики Казахстан от 7 декабря 1996 года N 50-1, указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 27 января 1996 г. N 2830, Законами Республики Казахстан от 8.12.97г. N 200-1, от 27.09.96 г. N 37-1, N 83-1 от 6.03.97, от 29.06.98 г. N 236-1, от 10.07.98 г. N 282-1, от 16.07.99 N 436-1);

3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 февраля 1996 г. N 50 "О Правилах выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка" (с изменениями, внесенными постановлениями Правления Нацбанка РК от 19.09.96 г. N 215; от 5.12.97 г. N 413);

4. Правила, утвержденные постановлением Правления Национального Банка РК от 29 февраля 1996 г. N 48 "О консервации банков в Республике Казахстан" (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями Правления Нацбанка РК от 5 декабря 1997 г. N 413, от 31 декабря 1998 года N 340);

5. Постановление Нацбанка РК от 11 сентября 1997 г. N 325 О Положении "О порядке назначения и полномочиях временной администрации (временного администратора) в банке" (с изменениями, внесенными постановлением Правления Нацбанка РК от 31.12.98 г. N 330);

6. Постановление Национального банка РК от 23 мая 1997 года N 219 "О Правилах о пруденциальных нормативах" (внесены изменения и дополнения в соответствии с постановлениями Правления Нацбанка РК от 27.10.97 г. N 380; от 28.08.98 г. N 157);

7. Положение Нацбанка Республики Казахстан от 23 мая 1997 года N 222 "О минимальных резервных требованиях

8. Положение Национального Банка Республики Казахстан от 24 апреля 1997 года N 119 "О порядке применения к банкам второго уровня ограниченных мер воздействия";

9. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года N 336 "О Положении "О порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала" (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Нацбанка РК от 31.12.97 г. N 485);

10. Постановление Правления Нацбанка РК от 12 декабря 1996 г. N 292 О Положении "О порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам" (с внесенными изменениями и дополнениями постановлениями Правления Национального банка РК от 31.03.1997г. N 89; от 30.04.1997г. N 135; от 15.10.1997г. N 375; от 4.12.1997г. N 411; от 30.12.1997 г. N 470; от 31.12.1998 г. N 339);

11. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 июля 1997 года N 289 О Положении "Об основных требованиях к проведению инспектирования (проверки) банков второго уровня и оформлению его результатов";

12. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июля 1999 года N 156 "Об утверждении Инструкции о порядке представления банками второго уровня в Национальный Банк Республики Казахстан формы ежедневного баланса и дополнительных данных для расчета пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов";

13. Положение Правления Национального банка Республики Казахстан от 30 декабря 1997 г. N 479 "О классификации банковских, небанковских активов, требований Национального банка Республики Казахстан и создании провизий по ним";

14. Руководство по банковскому надзору для специалистов Департамента банковского надзора;

15. Положение "О Департаменте банковского надзора";

16. Положение "О небанковских финансовых учреждениях" от 23.05.1997г. № 221;

17. Положение "О кредитных товариществах" от 12.04.1997г. № 106;

18. Положение "О порядке согласования кандидатур, подлежащих назначению на руководящие должности банков второго уровня, и полномочиях Квалификационной комиссии НБРК" от 27.09.1996г. № 229;

Информация о работе Перспективы развития банковской системы