Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение дистанционного банковского обслуживания.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить сущность дистанционного банковского обслуживания;
- на основе изучения опубликованных источников проследить виды дистанционного банковского обслуживания;
- провести анализ российского рынка дистанционного банковского обслуживания.
Предметом исследования курсовой работы являются различные формы дистанционного банковского обслуживания, предлагаемые банками клиентам.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Дистанционное банковское обслуживание
1.1.Сущность дистанционного банковского обслуживания ………………....4
1.2. Виды дистанционного банковского обслуживания………………………7
1.3. Нормативная база и основные риски дистанционного банковского обслуживания…………………………………………………………………….9
Глава 2. Дистанционное банковское обслуживание в России 2.1. Дистанционное банковское обслуживание в странах Европы и США…13
2.2. Российский рынок дистанционного банковского обслуживания ……....15
2.3. Дистанционное банковское обслуживание, предлагаемое Сбербанком России ………………………………………………………………………...…18
Глава 3. Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания
3.1. Перспективы развития ДБО ……………………………………………….23
3.2. Недостатки услуг Интернет - банкинга. Предложения по устранению данных проблем ………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………….36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Дистанционное банковское обслуживание
1.1.Сущность дистанционного банковского обслуживания ………………....4
1.2. Виды дистанционного банковского обслуживания………………………7
1.3. Нормативная база
и основные риски дистанционного банковского
обслуживания………………………………………………
2.3. Дистанционное
банковское обслуживание, предлагаемое
Сбербанком России ………………………………………………………………………...
Глава 3. Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания
3.1. Перспективы развития ДБО ……………………………………………….23
3.2. Недостатки услуг
Интернет - банкинга. Предложения по
устранению данных проблем …………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….36
Введение
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк, Банк-Клиент, Интернет-Банк, Система ДБО, Электронный банк, Интернет-Банкинг, On-line banking, Remote banking, Direct banking, Home banking, Internet banking, PC banking, Phone banking, Mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking.
Целью данной курсовой работы является изучение дистанционного банковского обслуживания.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить сущность
- на основе изучения
- провести анализ российского
рынка дистанционного
Предметом исследования курсовой работы являются различные формы дистанционного банковского обслуживания, предлагаемые банками клиентам.
Объектом исследования
выступают российские и иные
банковские кредитные
Глава 1. Дистанционное банковское обслуживание
Необходимость выживания в условиях жесткой конкуренции в банковском секторе диктует банкам свои условия, особенно на фоне возросшей культуры потребления физических лиц. Клиентам уже мало просто иметь возможность получить тот или иной продукт – сейчас их интересует качество предоставляемой услуги и временные затраты на ее получение. Разумеется, необходимость при совершении каждой банковской операции выбирать время для личного посещения отделения банка, негативно оценивается клиентами. В данной ситуации конкурентное преимущество получают банки, предоставляющие своим розничным клиентам услугу по дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО).
Дистанционное банковское
обслуживание— это
можности клиентам совершать банковские операции, не приходя в банк, с
использованием различных каналов телекоммуникации [10].
В основе ДБО лежит принцип обмена информацией между банком и
клиентом с обеспечением должного уровня безопасности и конфиденциальности. Клиентам предоставляется возможность получать информацию о
состоянии своих счетов и управлять ими, не прибегая к специальным
банковским терминалам, а, используя имеющиеся у них под рукой средства
телекоммуникации: телефон, компьютер с модемом, телефакс, пейджер и
т. д. В век бурного развития информационных технологий, глобализации
рынков и повышенной тяги потребителей к комфорту предоставление
банком своим клиентам таких услуг становится непременным условием
сохранения
Важно отметить, что многие банки, предоставив, например, клиенту возможность получать sms-сообщения на мобильный телефон о проведенных операциях с его банковской картой, во всеуслышание заявляют о действующей в банке системе ДБО. Подобными действиями формируется абсолютно неверное представление у клиента о реальных возможностях системы ДБО, которые намного шире. По сути, система дистанционного банковского обслуживания подразумевает предоставление клиенту практически полного спектра банковских услуг, включая и телефонный, и интернет-банкинг.
По сравнению с остальным миром Россия значительно отстает как в предложении подобной услуги, так и в спросе на нее. По данным одного из лидеров в области разработки систем ДБО для частных клиентов, компании "Банк’c софт системс", даже среди крупнейших банков только 35% предлагают в каком-либо виде удаленное обслуживание розничных клиентов, а процент населения, пользующегося электронными банковскими услугами, ничтожно мал. Однако в этом положении вещей на современном российском рынке ДБО видны и положительные перспективы – потенциал рынка.
Учитывая, что развитие подобных систем в нашей стране началось сравнительно недавно, темпы роста уже превосходят мировые показатели. Кроме того, как было сказано выше, сама конкурентная среда заставляет банки обращать пристальное внимание на внедрение систем ДБО для частных клиентов.
Вообще, каждый банк самостоятельно принимает решение по необходимости системы ДБО в линейке своих услуг, однако практика внедрения подобной системы позволяет выделить три группы финансовых организаций в зависимости от целей внедрения.
К первой группе специалисты относят крупные российские или иностранные банки (а также российские банки с иностранным участием), которые видят развитие розницы своим стратегическим направлением. И в общую стратегию развития филиальной сети, как правило, уже входят затраты на приобретение системы ДБО для частных клиентов.
Ко второй категории относятся банки, которые по тем или иным причинам вынуждены снижать свое присутствие на корпоративном рынке, но не имеют достаточных средств для полноценного развития розничной сети. В этих условиях лучшим решением для банка становится внедрение системы ДБО для формирования "виртуальных офисов" (например, киоска самообслуживания, точек агентского обслуживания), как основного канала развития розницы. Наконец, к третьей группе банков относят те кредитные организации, которые внедряют систему ДБО, как некую имиджевую составляющую своего бизнеса. Банк может совсем не работать с физ. лицами, сосредоточившись на корпоративном секторе, но требование "быть современным" вынуждает его приобретать и систему розничного ДБО.
Так или иначе, придя к выводу о необходимости внедрения системы дистанционного обслуживания розничных клиентов, прежде чем внедрять подобную систему, банк должен получить ответы на несколько важных вопросов.
Прежде всего, каким образом выбранная система ДБО позволит банку решить поставленные задачи.
Второй, не менее важный блок вопросов, – возможность интеграции приобретаемой системы, с существующей в банке АБС. Разумеется, необходимо понять и оценить количество ресурсов (временных, денежных, людских), которые понадобятся на приобретение и поддержание системы.
Дмитрий Мирошников, начальник управления розничных продуктов компании "Банк’с софт системс", объясняет, что "банку гораздо дешевле обслуживать клиента дистанционно, чем в отделении банка". По подсчетам Дмитрия, который защитил кандидатскую диссертацию как раз по системе ДБО розничных клиентов, дистанционное обслуживания клиента с использованием системы "ДБО BS-Client. Частный Клиент" до 16 раз более выгодно, чем работа с клиентом в отделении. Дмитрий приводит также данные, позволяющие сравнить стоимость предлагаемой разработчиком системы с собственными разработками банка и обслуживанием клиентов в отделениях.
В данный момент на российском рынке представлено достаточное количество систем дистанционного банковского обслуживания розничных клиентов, включая и собственные разработки банков. Однако последние лишь исключения, подтверждающие общее правило: в конечном итоге легче и дешевле приобрести уже отлаженную и зарекомендовавшую себя систему ДБО. Одним из лидеров современного российского рынка таких систем - компания "Банк'с софт системс" и ее разработка - "ДБО BS-Client. Частный клиент"[15].
Преимущества "Частного клиента" перед прочими системами и собственными разработками банка очевидны: система даже в стандартной конфигурации имеет огромную функциональность – более 50 банковских продуктов, позволяющих клиенту получать практически полный спектр банковских услуг, не выходя из дома. С помощью "Частного клиента" банк сможет предоставить клиенту возможность как оплатить коммунальные платежи или прочие услуги (что является в данный момент наиболее востребованным), так и оформить заявку на кредит. В системе предусмотрены опции по обслуживанию счетов, пластиковых карт, предусмотрена возможность совершения операций по кредитам, депозитам и переводам средств. Кроме того, что является немаловажным для банка, система обеспечивает полное взаимодействие с подавляющим большинством АБС, которые могут применяться в банке. [14].
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что дистанционное банковское обслуживание— это система позволяющая клиентам банка значительно экономить свое время, посредством предоставления воз-
можности совершать банковские операции, не приходя в банк, с
использованием различных каналов телекоммуникации.
1.2. Виды дистанционного банковского обслуживания
Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:
Системы «Клиент-Банк» (PC-banking, remote banking, direct banking, home banking)
Системы, доступ к которым
осуществляется через персональный
компьютер. Банк при этом предоставляет
клиенту техническую и
Системы «Клиент-Банк»
принципиально подразделяются
Банк-Клиент (толстый клиент)
Классический тип системы Банк-Клиент. На рабочей станции пользователя устанавливается отдельная программа-клиент. Программа-клиент хранит на компьютере все свои данные, как правило, это платёжные документы и выписки по счетам. Программа-клиент может соединяться с банком по различным каналам связи. Наиболее часто для соединения с банком используется прямое соединение через модем или передача данных через сеть Интернет.
Интернет-Клиент (тонкий клиент) (On-line banking, Интернет-банкинг (Internet banking), WEB-banking)
Пользователь входит в систему через Интернет браузер. Система Интернет-Клиент размещается на веб-сервере банка. Все данные пользователя (платёжные документы и выписки по счетам) доступны на веб-сайте банка. По технологии Интернет-Клиент строятся также системы для мобильных устройств (мобильный сайт банка) — PDA, смартфоны (Мобильный банкинг (mobile-banking). На основе Интернет-Клиент могут предоставляться информационные сервисы с ограниченным набором функций (Например: выписка On-Line).
Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, SMS-banking)
Как правило, системы Телефон-Банк имеют ограниченный набор функций по сравнению с системами «Клиент-Банк»:
- информация об остатках на счетах;
- информация о суммах поступлений в пользу клиента;
- ввод заявок на
предоставление факсимильной
- ввод заявок о проведении платежей, заказ наличности;
- ввод заявок на передачу факсимильной копии платежного поручения;
- ввод заявки на исполнение подготовленного по шаблону поручения на перевод средств;
Передача информации от клиента в банк может производиться различными способами в зависимости от реализации системы:
Общение клиента с оператором телефонного обслуживания (Call Center).
С использованием кнопочного телефона (Touch Tone Telephone) и голосового меню (средств компьютеризованной телефонной связи (технологии IVR (Interactive Voice Response)), Speech to Text, Text to Speech).
Посредством передачи SMS сообщений (SMS-banking)
Обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания
Технологии ДБО с
Информация о работе Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания