Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение дистанционного банковского обслуживания.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить сущность дистанционного банковского обслуживания;
- на основе изучения опубликованных источников проследить виды дистанционного банковского обслуживания;
- провести анализ российского рынка дистанционного банковского обслуживания.
Предметом исследования курсовой работы являются различные формы дистанционного банковского обслуживания, предлагаемые банками клиентам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Дистанционное банковское обслуживание
1.1.Сущность дистанционного банковского обслуживания ………………....4
1.2. Виды дистанционного банковского обслуживания………………………7
1.3. Нормативная база и основные риски дистанционного банковского обслуживания…………………………………………………………………….9
Глава 2. Дистанционное банковское обслуживание в России 2.1. Дистанционное банковское обслуживание в странах Европы и США…13
2.2. Российский рынок дистанционного банковского обслуживания ……....15
2.3. Дистанционное банковское обслуживание, предлагаемое Сбербанком России ………………………………………………………………………...…18
Глава 3. Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания
3.1. Перспективы развития ДБО ……………………………………………….23
3.2. Недостатки услуг Интернет - банкинга. Предложения по устранению данных проблем ………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовик дБО.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Альфа-банк: программа  «Деньги от А до Я» совместно с  платежной сис-темой Яндекс.Деньги; Банк Москвы: договоры комплексного обслуживания, позволяющие комплексно подключать услуги ДБО банка; Банк ВТБ24: программа «Мобильный бонус 10%» совместно с сотовым оператором «Билайн»; программы по оформлению кредитов по телефону «Один звонок» и «24 часа»; программа с МТС по оплате услуг сотовой связи с использованием банковских карт; Промсвязьбанк: запуск новой системы интернет-банкинга PSB-Retail; Росбанк: запуск новой системы мобильного банкинга «Мобильный Клиент-Банк»; Сбербанк России: запуск новой системы интернет-банкинга «Электронная сберкасса», новой системы мобильного банкинга «Мобильный банк по вкладам» и новой версии системы «Электронная сберкасса» («Сбербанк» или «Сбербанк-онлайн»); ЮниКредит Банк: запуск новой системы интернет-банкинга «Enter.UniCredit».

3. Ужесточение оценки  эффективности существующих каналов дистанционного банковского обслуживания и изучение целесообразности новых проектов в этой сфере. Сегодня важность эффективности и качества дистанционного банковского обслуживания не вызывает сомнений у участников рынка, так как активное его использование позволяет оптимизировать затраты банка и обеспечить конкурентные преимущества. Подобный подход пойдет на пользу дистанционного банковского обслуживания, так как «обостренное понимание» целей и ценности этих сервисов – первый шаг к повышению их качества и результативности. В ситуации же повышенного внимания клиентов к банкам, стандарты качества обслуживания приобретают особую важность и сервисы дистанционного банковского обслуживания, при использовании которых пользователь лишен внимания и консультаций сотрудника банка, сейчас – зона максимального внимания и особого контроля за качеством и безопасностью. Таким образом, система дистанционного банковского обслуживания – это отличное средство для экономии времени и ресурсов организации, а значит, для движения вперед и приближения будущих успехов. И какую бы систему дистанционного банковского обслуживания не выбирал банк, это в любом случае становится для него некими виртуальными воротами к новым возможностям.

3.2. Недостатки услуг Интернет - банкинга. Предложения по устранению данных проблем

В последнее время  наблюдается отток клиентов из данных банков. Оказалось, что главное их преимущество - виртуальность - является одновременно и главным недостатком[22].

Основной причиной, заставляющей их расставаться с таким банком, клиенты называют невозможность человеческого общения. По общему признанию западных экспертов, "ахиллесовой пятой" виртуальных банков является то, что они в силу своей "виртуальности" не могут полностью удовлетворить потребности клиента в общении с банковскими работниками и естественное "право" клиента на индивидуальный подход. Как правило, автоматические ответы виртуального банка на сообщения по электронной почте мало кого устраивают, а ответов от клиентской службы приходится ждать довольно долго. То есть, несмотря на те удобства, которые может предоставить клиентам онлайн-банкинг, общество пока не готово отказаться от живого общения при решении своих финансовых вопросов.

Специалисты считают, что  виртуальные банки ни в коем случае не заменят полностью традиционные банковские филиалы в ближайшие десять лет, хотя технический прогресс и заставит предпринять определенные шаги по совершенствованию системы филиалов. Палитра банковских услуг состоит из стандартных продуктов, а также решений, для пользования которыми необходимы дополнительные разъяснения. В таких случаях персональный компьютер пока не рассматривается как средство предложения услуг. Однако все может измениться, когда компьютер начнут использовать в сочетании с видео-телефоном, возможностью классифицировать документ и идентифицировать магнитную карточку.

В России существуют серьёзные  проблемы для развития ДБО. Можно  выделить две основные причины, сдерживающие развитие и использование электронных  денег:

1) невысокая степень  доверия к электронным деньгам со стороны потребителей и торговых предприятий;

2) несовершенство самих  систем электронных денег.

Недоверие к электронным  деньгам со стороны потребителей обуславливается действием следующих  факторов:

Во-первых, в отличие  от традиционных наличных электронные деньги не являются законным платежным средством. Отсутствие статуса законного платежного средства значительно сужает сферу применения электронных денег, их использование возможно, как правило, лишь в рамках некой локальной системы с ограниченным кругом финансовых институтов и торговых предприятий.

Во-вторых, отсутствие четко  проработанного законодательства относительно выпуска, обращения и погашения  электронных денег. Пока лишь Европарламент  принял две директивы, призванные урегулировать основные вопросы в сфере функционирования электронных денег. Однако к настоящему времени большинство стран-членов ЕС так и не привели свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми директивами. Зачастую электронные деньги приравниваются к денежным суррогатам, эмиссия которых прямо запрещается законодательством большинства стран. Иными словами, очень высок законодательный риск использования электронных денег.

В-третьих, отсутствие гарантий погашения электронных денег. Хотя традиционные наличные давно потеряли прямую связь с драгоценными металлами (золотом и серебром), являясь по сути фидуциарными, тем не менее, они являются обязательствами государства, по которым отвечает, как правило, национальный центральный банк. Электронные деньги в настоящий момент являются обязательствами частных финансовых институтов, риск банкротства которых гораздо выше, чем государства. В качестве возможного способа решения данной проблемы можно привести пример с компанией E-Gold. В своей практической деятельности эта фирма руководствуется либеральной экономической доктриной, согласно которой валюта должна быть полностью обеспечена товарами в физической форме. Поэтому E-Gold создает некую разновидность золотого стандарта для Интернета. В рамках данного проекта потребители открывают свои онлайновые счета путем покупки золота или других драгоценных металлов по их рыночному курсу. Затем они могут переводить единицы таких металлов, измеренные в весе, на Web-сайт компании E-Gold путем ввода номера счета получателя и пароля. Существенным недостатком такой системы является высокий уровень рыночного риска, которому подвергается данная система. Курс покупки/продажи драгоценных металлов постоянно изменяется, что может привести к финансовым потерям пользователей системы.

В-четвертых, невысокий уровень культуры населения в работе с новейшими технологиями и техникой. Сегодня большая часть населения еще пока не готова воспринять электронные деньги как надежный и удобный платежный инструмент, а также признать необходимость использования электронных денег при осуществлении отдельных платежных операций.

В-пятых, высокий уровень  конкуренции. В данном случае речь идет о товарно-родовой конкуренции (электронные  деньги конкурируют, прежде всего, с  традиционными наличными и пластиковыми картами, кроме того, в последнее время активно развиваются электронные квазиденьги) и о видовой конкуренции (в рамках одной национальной платежной системы могут функционировать сразу несколько локальных и международных систем электронных денег, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки). Наличие жесткой конкуренции повышает риск банкротства как отдельно взятой системы электронных денег, так и их совокупности (системный риск), что находит свое отражение в степени доверия потребителей к электронным деньгам.

В-шестых, низкая прозрачность деятельности эмитентов электронных  денег. Информация о финансовом положении  эмитента, объеме принятых им на себя обязательств, в том числе по выпущенным электронным  деньгам, качестве менеджмента зачастую не доступна широкому кругу потребителей. Еще труднее получить информацию о конечных владельцах и бенефициарах эмиссионного института. Нередки случаи, когда эмиссионный институт зарегистрирован в оффшорной зоне, как, например, у российской Интернет-системы сетевых денег WebMoney. Все это повышает уровень риска, в том числе кредитный, законодательный, мошенничества, и снижает доверие потребителей к различным системам электронных денег

Наряду с этим существуют недостатки в области безопасности транзакций, хотя Интернет более безопасен по сравнению с другими способами связи и транспорта информации. С точки зрения безопасности транзакций, во всех случаях могут использоваться одинаковые механизмы криптозащиты. Но ситуацию осложняет тот факт, что изначально Интернет не проектировался как защищенная сеть. Поэтому данные, передаваемые через Интернет-банк, могут быть легко перехвачены с помощью достаточно быстрых и доступных средств. Кроме того, при проведении транзакций через Интернет возникает дополнительный операционный риск компании, предоставляющей клиенту доступ в Сеть (провайдера). Этот риск может проявиться, например, когда у провайдера отключат электроэнергию или возникнут неисправности с компьютерным оборудованием. Главным фактором риска остается безопасность сетевых операций с банковским счетом.

Для обеспечения высокого уровня информационной безопасности вычислительных систем следует проводить следующие  процедуры при организации работы собственного персонала:

1) фиксировать в трудовых  и гражданско-правовых договорах  обязанности персонала по соблюдению-конфиденциальности, в том числе лиц, работающих по совместительству;

2) распределять основные  функции между сотрудниками так,  чтобы ни одна операция не  могла быть выполнена одним  человеком от начала до конца;

3) обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях, устанавливать жесткий порядок пользования средствами связи и передачи информации;

4) регулярно проводить  оценку всей имеющейся информации  и выделять из нее конфиденциальную  в целях ее защиты;

5) иметь нормативные правовые документы по вопросам защиты информации;

6) постоянно повышать  квалификацию сотрудников, знакомить  их с новейшими методами обеспечения  информационной безопасности;

7) создать базу данных  для фиксирования попыток несанкционированного  доступа к конфиденциальной информации;

8) проводить служебные  расследования в каждом случае  нарушения политики безопасности.

В этой связи перед  Интернет - банкингом стоит целый ряд проблем и задач, требующих решения:

1) Сосредоточиться на  нуждах потребителей. Одно из главных преимуществ операций в Интернете - возможность легко и быстро собирать огромное количество информации о клиентах. Однако для достижения настоящего успеха в Интернете банкам необходимо научиться обрабатывать эти данные, а также быстро реагировать на результаты исследований.

2) Использовать преимущества  традиционных видов деятельности. Создание полностью автономной  компании в Интернете - зачастую  самый простой, но не лучший  выход. Преимущества традиционных  видов деятельности, такие как  узнаваемые торговые марки, широкая клиентская база и развитая филиальная сеть, могут значительно облегчить задачу продвижения в Интернет.

В России рынок банковских услуг для частных лиц пока достаточно узок и рост его сдерживается как высокой для массового  потребителя стоимостью компьютера, так и общим недовернем к банковской системе. Чтобы завоевать сейчас клиента электронных услуг, банку требуется изобретательность.

Исследования, базирующиеся на анализе более 30 российских проектов, осуществленных в области электронных технологий, показали, что затраты на приобретение новых клиентов значительно превышают выгоды от снижения себестоимости банковских операций, то есть затраты на маркетинг и приобретение нового клиента могут в несколько раз превышать уровень доходов от бизнеса, приносимого в банк этим клиентом.

Становится очевидно, что частные клиенты банков, на которых изначально был ориентирован Интернет - банкинг, еще не проявляют к этой услуге интереса, ожидаемого финансовым сообществом. Тем не менее, online-банкинг оказался весьма удобным коммуникационным средством для такого сектора экономики, как малый и средний бизнес.

Оценить развитие Интернет-банкинга однозначно не представляется возможным. В любом случае, несмотря на то, что  Интернет-банкинг не оправдал те надежды, которые на него были возложены финансовыми кругами на заре Интернета, подобный вид сервиса признан перспективным. Дискуссии ведутся только о том, насколько активно банкам надо развивать сервис online-банкинга, но в необходимости его развития сомнений нет.

 

 

Заключение

 

Проведенный анализ позволяет  сделать выводы о том, что дистанционное  обслуживание - это наиболее перспективное  направление банковского бизнеса  в сфере предоставления услуг  клиентам.

На данный момент точно  определить объем оказываемых банками удаленных услуг невозможно, существуют только косвенные оценки, по которым электронные формы обслуживания предоставляют около 70% банков, а рост клиентов, дистанционно управляющих собственными счетами, составляет 20-30% в год.

Исследуя различные  понятия дистанционного банковского обслуживания организаций, были сделаны следующие выводы.

Системы удаленного доступа  к банковским услугам реализуются  через предоставление этих услуг по запросу клиента без непосредственного взаимодействия с сотрудником кредитной организации по различным каналам: с помощью компьютера с выходом в глобальную сеть Интернет ("Клиент - Банк", Интернет-банкинг) и стационарного (Телефонный банкинг).

Определенный слой клиентов банков, для которых удаленные  коммуникации становятся все более привычными средствами общения с кредитными организациями, уже появился. Как правило, это организации, имеющие понятие о новых услугах банков, руководство которых разбирается в современных технологиях, сформировавшее положительное мнение об удобстве и безопасности мобильной и Интернет - связи для операций с финансами.

Клиенты ценят в ДБО  прежде всего удобство, доступность  и работу в режиме реального времени, а банки - экономию издержек, максимальную близость к клиенту, независимо от региона  страны, и наличие дополнительных конкурентных преимуществ.

Проанализировав рынок  дистанционных банковских услуг  коммерческих банков в России, можно  выделить следующие тенденции:

расширение спектра  предоставляемых возможностей через  Интернет;

Информация о работе Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания