Понятие и роль государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по РЦБ.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

Рынок государственных  ценных бумаг – важный компонент  финансовых рынков мира. В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство (чаще всего в лице казначейства).  Государство размещает свои ценные бумаги для привлечения необходимых денежных средств. Назначение привлекаемых государством денег иное, чем у корпоративного сектора: покрытие запланированного дефицита бюджета, а также финансирование разрывов между доходами и расходами бюджета (кассовые разрывы бюджета), возникающих вследствие несовпадения во времени поступлений в бюджет доходов и необходимости осуществления расходов из бюджета в установленные сроки. В некоторых случаях средства, привлеченные государством с финансового рынка, используются для финансирования конкретных государственных программ и инвестиционных проектов.

Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в  широком плане в качестве инструмента  государственного регулирования экономики, а в плане более узком –  как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов – потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

Несмотря на то, что  рынок государственных ценных бумаг  существует сравнительно давно и  отличается детально проработанным  правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

Рынок государственных  ценных бумаг – важный компонент  финансовых рынков мира. Государственные  ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.

Актуальность избранной  темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Целью данной контрольной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты рынка государственных  ценных бумаг в РФ;

- проанализировать состояние  рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;

- выявить пути решения  проблем рынка государственных  ценных бумаг РФ и рассмотреть  перспективы его дальнейшего  развития.

 

 

1 Понятие и роль государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями и учреждениями (либо организациями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц).

Государственные ценные бумаги являются формой существования государственного долга.

Хотя по своей экономической  сути все виды государственных ценных бумаг являются долговыми ценными  бумагами, на самом деле каждая государственная  ценная бумага имеет свое собственное  название, которое позволяет отличать её от других видов облигаций. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем».

С помощью выпуска  в обращение государственных  ценных бумаг решаются следующие  задачи:

  • финансирование дефицита бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;
  • финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.;
  • регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д.

Государственные ценные бумаги обычно размещаются:

  1. через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые фонды и компании, инвестиционные фонды и компании, банки;
  2. в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме;
  3. разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.

Как правило, государственные ценные бумаги занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля достигает 50%, а следовательно, и на всем рынке ценных бумаг, где преобладают облигации.

Порядок выпуска  и обращения государственных  ценных бумаг регламентируется Федеральным Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ.

Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации  принимается Правительством РФ.

Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.

Эмиссия государственных  ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска  государственных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске государственных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш – это  часть ценных бумаг определенного  выпуска, размещаемая в рамках объема этого выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг этого выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Обязательства Российской Федерации и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии  ценных бумаг Российской Федерации  и ценных бумаг субъектов Российской Федерации, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

Государственные ценные бумаги, удостоверяющие право  на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а так же предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценных бумаг иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии  соответствующих государственных  ценных бумаг и составляющие внешний  долг Российской Федерации и внешний  долг субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте.

Эмиссия государственных  ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным  законом, законом субъекта РФ или  решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих  значений:

  • предельного размера соответствующего государственного долга;
  • предельного объема заемных средств направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программа развития субъекта РФ;
  • расходов на обслуживание (за исключением расходов на погашение) соответствующего государственного долга в текущем финансовом году.

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации и субъектов РФ.

Эмитент в соответствии с Генеральными условиями принимает  документ в форме нормативного правового  акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

Условия эмиссии  ценных бумаг Российской Федерации  подлежат государственной регистрации  в порядке, установленном для  государственной регистрации  нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Раскрытие информации о государственных ценных бумагах  осуществляется путем:

  • опубликования нормативного правового акта – Генеральных условий;
  • опубликование нормативного правового акта – условий эмиссии;
  • опубликования и (или) раскрытия иным способом информации, содержащейся в решении о выпуске;
  • опубликования и (или) раскрытия иным способом информации, связанной с решением о выпуске.

Функционирование  рынка государственных облигаций  обеспечивается следующими организациями:

  1. дилерами рынка государственных облигаций. Дилером на рынке государственных ценных бумаг является юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающее в соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые сделки с государственными ценными бумагами от своего имени как за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, и Заключившее договор с Банком России на выполнение функций дилера на рынке государственных ценных бумаг.
  2. депозитарием. Депозитарий на биржевом рынке государственных ценных бумаг не должен быть дилером, инвестором или выполнять функции торговой или расчетной системы на рынке государственных ценных бумаг. Субдепозитарием на биржевом рынке государственных ценных бумаг может быть только лицо, получившее статус дилера на рынке государственных ценных бумаг. Субдепозитарий не имеет права вести счета по депо эмитента государственных ценных бумаг. Депозитарий на биржевом рынке государственных ценных бумаг не может совмещать свою деятельность с деятельностью регистратора на рынке ценных бумаг Депозитарное обслуживание инвесторов на биржевом рынке государственных ценных бумаг осуществляется исключительно в депозитарии;
  3. клиринговыми организациями. Клиринг на биржевом рынке государственных ценных бумаг осуществляет торговая система.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие  функции, как:

  1. налоговое освобождение;
  2. обслуживание государственного долга;
  3. финансирование непредвиденных государственных расходов.

С помощью выпуска  государственных долговых инструментов осуществляется:

  • финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений;
  • рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;
  • обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых инструментов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента;
  • финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

  • максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступает правительство;
  • стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций;
  • активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два существенных преимущества перед  любыми другими активами и ценными  бумагами. Во-первых, это самый высокий  относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

 

 

2. История  возникновения государственных  ценных бумаг. Развитие рынка  государственных ценных бумаг.

Информация о работе Понятие и роль государственных ценных бумаг