Понятие и роль государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по РЦБ.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время на уровне федеральных облигаций  определены генеральные условия  выпуска следующих облигаций:

    • государственные краткосрочные бескупонные облигации;
    • облигации федеральных займов;
    • облигации государственного сберегательного займа;
    • государственные сберегательные облигации;
    • облигации государственных нерыночных займов;
    • государственные облигации, погашаемые золотом;
    • облигации внутреннего валютного займа.

Аналогичные виды облигаций за исключением облигаций, погашаемых золотом, и облигаций внутреннего валютного займа, могут выпускаться субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Основные виды государственных ценных бумаг в  России и в развитых странах приведены  в таблице 1.3.

1) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

В начале 1992 г. ЦБ России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных  ценных бумаг в России. С его  помощью предполагалось значительно  сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. Были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца. Постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Эмитентом ГКО выступало Министерство Финансов РФ. В качестве генерального агента, а также дилера выступал ЦБ РФ. Облигации выпускались со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Операции с этими ценными бумагами были сосредоточены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежной форме минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже – 0,1% от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО – 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно не велики. Дополнительное преимущество инвестирования в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.

В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. Объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России. Всего за 1993 – 1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. по номиналу.

С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились  и возобновились только с конца 1999 г.

2) Облигации  внутреннего валютного займа  1993 г (ОВВЗ).

История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической деятельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

Условия займа. Валюта займа — доллары США. Процентная ставка — 3% годовых. Объем займа — 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в

1996 г. Номинал облигации  — 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска – предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам – 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Облигации внутреннего  валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Облигации внутреннего валютного займа являются валютными ценностями, а потому обращаются на территории России в соответствии с валютным законодательством РФ, вывоз их за пределы России запрещен.

Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облигаций.

Биржевой рынок организован  на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.

3) Государственные долгосрочные облигации (ГДО).

Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. По 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются  в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.

Обслуживание возложено  на учреждения ЦБ России. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается  доход путем погашения соответствующих  купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. В течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тираж погашения. Выкупаются до 31 декабря 2021 г. При погашении ГДО ЦБ России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

4) Облигации федерального займа (ОФЗ).

Облигации федеральных  займов являются среднесрочными и долгосрочными  ценными бумагами, выпускаемыми в  документарной форме. Номинальная  стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб.

5) Облигации  государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Начало выпуска – август 1995 г.

Срок обращения – 1 – 2 года.

Номинал – 100 и 500 руб.

Форма существования – документарная.

Эмитент – Министерство финансов РФ.

Форма владения – предъявительская.

Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.

Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.

Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

Особенности размещения ОГСЗ на фондовом рынке заключается  в том, что дилеры выкупают облигации  у Минфина с дисконтом от номинала и затем продают их населению  либо организациям по рыночным ценам.

6) Государственные  облигации, погашаемые золотом  (Золотые сертификаты).

Сущность – предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

Эмитент – Министерство финансов РФ.

Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением.

Форма владения – именная ценная бумага.

Наличие дохода – беспроцентная.

Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Золотые сертификаты  подлежали передаче хозяйствующим  субъектам, занимающимся добычей драгоценных  металлов в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов.

Размещение золотых  сертификатов осуществлялось среди  группы уполномоченных коммерческих банков, которые имели право продавать  как целые, так и доли золотых  сертификатов (до 100 г. золота) своим клиентам – юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам. Начисление и выплата процентного дохода по сертификатам предусматривалось осуществлять ежеквартально.

7) Другие виды  государственных внутренних долговых  ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Казначейские векселя Минфина РФ выпускались в бездокументарной форме со сроком обращения один год. По ним Центробанк исполняет роль генерального агента: регистрирует сделки купли, производит погашение. Так же Минфин РФ прибегал к выпуску казначейских векселей для оформления его долгов ряду региональных банков (преимущественно региональным отделениям Сбербанка).

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994—1996 гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения). Владельцами этих ценных бумаг могли быть юридические и физические лица. КО могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога.

8) Государственные  облигации, размещаемые на мировом  рынке (Еврооблигации).

С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.

Сроки размещения – 5 – 10 лет.

Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах.

Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9- 13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1 -2 раза в год.

Форма существования – обычно бездокументарная.

Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.

4 Участники рынка государственных ценных бумаг.

Участниками рынка государственных ценных бумаг выступают российское государство, субъекты РФ, Минфин РФ, Комитеты финансов администраций субъектов РФ, Центробанк России и его территориальные подразделения, дилеры, инвесторы. В основном участниками рынка государственных ценных бумаг являются непрофессионалы, поскольку для такой деятельности не требуется лицензии. Исключение составляет дилерская деятельность.

Минфин РФ, комитеты финансов администрации субъектов  РФ действуют на основе законов о  государственном внутреннем долге и основных условиях выпуска государственных облигаций,  и являются агентами эмитентов.

Основные направления  агентской деятельности Министерства финансов РФ на рынке ГЦБ:

  • определение потребностей государства в источниках финансирования бюджета;
  • осуществление эмиссии ценных бумаг от имени правительства РФ;
  • переговоры и заключение от имени правительства соглашений с кредиторами;
  • осуществление платежей в счет обслуживания и погашения государственного долга РФ;
  • управление государственным долгом.

Центробанк  РФ осуществляет активное участие на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в  качестве агента Министерства финансов Центробанк России выступает на рынке  облигаций федерального правительства.

Центробанк  в качестве агента осуществляет следующую  деятельность:

  • объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней по даты проведения торговли;
  • устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
  • устанавливает требования к собственному капиталу дилера и др.;
  • устанавливает контроль над ходом аукционов по первичной продаже ГКБО/ОФЗ;
  • осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;
  • организует операции по погашению ГКБО/ОФЗ.

Наряду с  агентской деятельностью Центробанк России может осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своим территориальным управлениям.

Центробанк  РФ является также контролирующим органом на рынке государственных облигаций, осуществляя сбор информации о ходе торговли, об остатках средств на торговых счетах дилеров, об остатках ценных бумаг на счетах «депо» дилеров в депозитарии и т. п. Центробанк РФ приостанавливает операции любого дилера на срок до одного месяца, если тот нарушил законодательство и инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако, в этом случае Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора. Следует отметить, что Центробанк России обязан соблюдать конфиденциальность собранной информации о дилерах, инвесторах и других участниках рынка и не имеет права предоставлять ее третьим лицам.

Информация о работе Понятие и роль государственных ценных бумаг