Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
В настоящее время на уровне федеральных облигаций определены генеральные условия выпуска следующих облигаций:
Аналогичные виды облигаций за исключением облигаций, погашаемых золотом, и облигаций внутреннего валютного займа, могут выпускаться субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Основные виды государственных ценных бумаг в России и в развитых странах приведены в таблице 1.3.
1) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
В начале 1992 г. ЦБ России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. Были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца. Постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.
Эмитентом ГКО выступало Министерство Финансов РФ. В качестве генерального агента, а также дилера выступал ЦБ РФ. Облигации выпускались со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Операции с этими ценными бумагами были сосредоточены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).
ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежной форме минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже – 0,1% от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО – 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно не велики. Дополнительное преимущество инвестирования в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.
В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. Объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России. Всего за 1993 – 1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. по номиналу.
С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г.
2) Облигации внутреннего валютного займа 1993 г (ОВВЗ).
История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической деятельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)
Условия займа. Валюта займа — доллары США. Процентная ставка — 3% годовых. Объем займа — 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в
1996 г. Номинал облигации — 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска – предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам – 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.
Облигации внутреннего валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Облигации внутреннего валютного займа являются валютными ценностями, а потому обращаются на территории России в соответствии с валютным законодательством РФ, вывоз их за пределы России запрещен.
Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облигаций.
Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.
3) Государственные долгосрочные облигации (ГДО).
Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. По 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
Обслуживание возложено
на учреждения ЦБ России. По облигациям
один раз в год 1 июля выплачивается
доход путем погашения
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. В течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тираж погашения. Выкупаются до 31 декабря 2021 г. При погашении ГДО ЦБ России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.
Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
4) Облигации федерального займа (ОФЗ).
Облигации федеральных
займов являются среднесрочными и долгосрочными
ценными бумагами, выпускаемыми в
документарной форме. Номинальная
стоимость одной облигации
5) Облигации
государственного
Начало выпуска – август 1995 г.
Срок обращения – 1 – 2 года.
Номинал – 100 и 500 руб.
Форма существования – документарная.
Эмитент – Министерство финансов РФ.
Форма владения – предъявительская.
Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.
Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.
Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.
Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.
Особенности размещения ОГСЗ на фондовом рынке заключается в том, что дилеры выкупают облигации у Минфина с дисконтом от номинала и затем продают их населению либо организациям по рыночным ценам.
6) Государственные облигации, погашаемые золотом (Золотые сертификаты).
Сущность – предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.
Эмитент – Министерство финансов РФ.
Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением.
Форма владения – именная ценная бумага.
Наличие дохода – беспроцентная.
Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.
Золотые сертификаты подлежали передаче хозяйствующим субъектам, занимающимся добычей драгоценных металлов в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов.
Размещение золотых сертификатов осуществлялось среди группы уполномоченных коммерческих банков, которые имели право продавать как целые, так и доли золотых сертификатов (до 100 г. золота) своим клиентам – юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам. Начисление и выплата процентного дохода по сертификатам предусматривалось осуществлять ежеквартально.
7) Другие виды
государственных внутренних
Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Казначейские векселя Минфина РФ выпускались в бездокументарной форме со сроком обращения один год. По ним Центробанк исполняет роль генерального агента: регистрирует сделки купли, производит погашение. Так же Минфин РФ прибегал к выпуску казначейских векселей для оформления его долгов ряду региональных банков (преимущественно региональным отделениям Сбербанка).
Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994—1996 гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения). Владельцами этих ценных бумаг могли быть юридические и физические лица. КО могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога.
8) Государственные
облигации, размещаемые на
С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.
Сроки размещения – 5 – 10 лет.
Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах.
Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9- 13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1 -2 раза в год.
Форма существования – обычно бездокументарная.
Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.
4 Участники рынка государственных ценных бумаг.
Участниками рынка государственных ценных бумаг выступают российское государство, субъекты РФ, Минфин РФ, Комитеты финансов администраций субъектов РФ, Центробанк России и его территориальные подразделения, дилеры, инвесторы. В основном участниками рынка государственных ценных бумаг являются непрофессионалы, поскольку для такой деятельности не требуется лицензии. Исключение составляет дилерская деятельность.
Минфин РФ, комитеты финансов администрации субъектов РФ действуют на основе законов о государственном внутреннем долге и основных условиях выпуска государственных облигаций, и являются агентами эмитентов.
Основные направления агентской деятельности Министерства финансов РФ на рынке ГЦБ:
Центробанк РФ осуществляет активное участие на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Министерства финансов Центробанк России выступает на рынке облигаций федерального правительства.
Центробанк в качестве агента осуществляет следующую деятельность:
Наряду с агентской деятельностью Центробанк России может осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своим территориальным управлениям.
Центробанк РФ является также контролирующим органом на рынке государственных облигаций, осуществляя сбор информации о ходе торговли, об остатках средств на торговых счетах дилеров, об остатках ценных бумаг на счетах «депо» дилеров в депозитарии и т. п. Центробанк РФ приостанавливает операции любого дилера на срок до одного месяца, если тот нарушил законодательство и инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако, в этом случае Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора. Следует отметить, что Центробанк России обязан соблюдать конфиденциальность собранной информации о дилерах, инвесторах и других участниках рынка и не имеет права предоставлять ее третьим лицам.
Информация о работе Понятие и роль государственных ценных бумаг