Понятие и роль государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по РЦБ.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

Развитие рынка ценных бумаг России имеет интересную историю  и уходит своими корнями в глубь XVIII в. Дискуссия о точной дате возникновения  российского фондового рынка до сих пор остается открытой. Одни исследователи полагают, что рынок ценных бумаг возник еще при Петре I, другие считают, что "его институтциональное становление произошло через 200 лет после учреждения первой в России товарной биржи в Петербурге в 1703 г.", третьи ведут отсчет времени его основания от 2 апреля 1769 г. - дня издания "Рескрипта о выпуске первого русского государственного займа.” Справедливости ради нужно заметить, что первые ценные бумаги в России появились одновременно с первыми бумажными деньгами - в 1769 г. Именно тогда Россия разместила в Голландии первый государственный внешний заем.  

Первые внутренние государственные  займы в России были организованы в 1809 г. Они приносили годовой  фиксированный доход 6%. Российское правительство использовало эмиссию государственных облигаций для финансирования хронического бюджетного дефицита. Существовали различные виды облигаций: купонные и бескупонные, именные и предъявительские.

Краткосрочные (от 3 мес. до 1 года) облигации номиналом до 500 руб. чаще всего выпускало Министерство финансов, среднесрочные (от 4 до 8 лет) номиналом в 50 руб. - государственное казначейство. Долгосрочные облигации размещались на период 50-80 лет и более. Бессрочные облигации (подобно английским консолям) приносили их владельцам непрерывный доход. К примеру, в 1917 г. в обращении находились отдельные выпуски, которые были эмитированы еще до войны с Наполеоном.

Появление первого и  последующего выпусков государственных  ценных бумаг в 1809-1819 гг. способствовало оживлению на Санкт-Петербургской бирже. В начале 1820-х гг. на биржу стали попадать и бумаги государственных займов, размещавшихся за рубежом. В России существовала 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на 7 биржах: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской, Рижской. Ведущей была Петербургская биржа, именно на ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие.

На начальном этапе  на рынке ценных бумаг господствовали исключительно государственные облигации и небольшое количество негосударственных ценных бумаг - акции страховых обществ. Однако с развитием рыночных отношений в экономике Российской империи начался процесс демонополизации рынка капиталов, в том числе рынка ценных бумаг. Акционерные общества стали выпускать свои акции и облигации. Интерес к акционерным компаниям со стороны владельцев капиталов возрос настолько, что эмиссия акций не успевала за спросом. Это привело к значительному росту цен на акции и развитию торговли ими.

В 1868-1870 гг. вновь повысилась биржевая активность: многие компании, особенно железнодорожные, сработали  с большой прибылью и по итогам года выплатили большие дивиденды. Это привело к тому, что акции  стали продаваться не по номинальной цене, а с высокими премиями.  

Особо следует остановиться на системе ипотечного кредитования, состоявшей из разных типов банков: государственных, акционерных, кооперативных (основанных на началах взаимной ответственности  заемщиков). В финансовое обращение широко вовлекались ипотечные ценные бумаги: закладные листы, различные обязательства, векселя, сертификаты, а также непосредственно закладные. Ипотечные облигации и акции земельных банков превратились в надежные ценные бумаги, имевшие высокий курс и процент дохода. Среди держателей этих бумаг было много людей среднего достатка, охотно помещавших в них свои сбережения. Банки исправно выплачивали высокие дивиденды акционерам, а подавляющее большинство заемщиков в срок платили годовые платежи банкам.  

У истоков фондового  рынка России стояло государство, и  органы власти, контролирующие и регулирующие рынок ценных бумаг, развивались  вместе с ним и имели свою собственную  историю. При заключении первых займов в 1769 и 1770 гг. обязанности по соблюдению условий были возложены на Комитет уполномоченных по внешним займам под руководством канцлера или генерального прокурора и государственного казначея. Затем Комитет был преобразован в Контору придворных банкиров, в начале XIX в. ее функции изменились и она стала носить название Государственная комиссия для погашения долгов. Через некоторое время был учрежден Совет государственных кредитных установлений, контролирующий ее деятельность. Но главным государственным органом, осуществляющим надзор за рынком ценных бумаг в России, являлось Министерство финансов (вплоть до начала XX в.). Граф С. Витте, внимательно следящий за фондовым рынком страны, писал: "Он нуждается в_ объединенном и твердом руководстве в области торгово-промышленной политики". При этом была учреждена Особая канцелярия по кредитной части Министерства финансов, которая курировала рынок ценных бумаг, банковскую, акционерную деятельность.

Во времена нэпа (1922 - 1928 гг.) произошла кратковременная  реанимация рынка ценных бумаг. В 1922 - 1923 гг. были выпущены два краткосрочных займа, так называемый "хлебный" и "сахарный". Параллельно были выпущены долгосрочные "золотой" и "крестьянский" займы. Рынок частных ценных бумаг возродился в 1922 г., а биржевая торговля - в 1923 г. Торговля ценными бумагами велась в Ленинграде, на Московской товарной бирже, Киеве, Харькове, Владивостоке и в некоторых других городах. Стихийно возникали уличные биржи - "американки". Однако уже в 1928 г. деятельности рынка ценных бумаг был положен конец, и вплоть до 1990 г. выпуск государственных ценных бумаг сводился к государственным займам, распространяемым на нерыночной основе, принудительно и добровольно.

Новые выпуски  государственных долговых обязательств и их размещение среди населения  возобновилось в 1982 г. Это были выигрышные займы с доходностью 3% годовых. Кроме того, в 1990 г. были выпущены государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали размещаться государственные казначейские обязательства от 50 до 1000 руб., что делало их доступными для широких слоев населения. Изначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности – 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, что вызвало необходимость изменения условий их обращения, а именно снижение срока обращения до 8 лет и увеличение годовой ставки дохода в два раза.

В соответствии с законом СССР о Государственном  бюджете СССР на 1990 г. были выпущены облигации государственного внутреннего займа с купоном 5% годовых и сроком обращения до 1 января 2006 г. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений с выплатой ежегодного дохода в безналичном порядке. Выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение 10 лет. Однако высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не учитывающие происходящие в стране изменения, не позволили разместить значительную часть займа. Часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.

После образования  СНГ Россия приняла на себя союзные  долги, а Центральный банк России стал принимать активное участие  в размещении государственных займов РФ.

Период 1993-1997 гг. отличался динамичным и качественным развитием рынка государственных  ценных бумаг. Они стали играть ведущую  роль на фондовом рынке страны, так  как были самыми надежными среди  прочих инструментов. Кроме того, государство  остро нуждалось в дополнительных ресурсах для выравнивания хронически дефицитного бюджета, а налоговую политику, проводимую им в то время, нельзя было признать эффективной. Долгосрочные займы не пользовались популярностью. Поэтому важное значение приобрела диверсификация деятельности в сфере ценных бумаг, где отношения государства и инвесторов начали складываться на добровольной основе. Наиболее популярным видом государственных ценных бумаг в 90-е годы, бесспорно, считались ГКО. В 1993 г. на основании соответствующего постановления Правительства Министерством финансов и Центральным банком РФ было утверждено Положение об обслуживании и обращении выпусков Государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Это была первая удачная попытка выпуска облигаций в безбумажной форме, предназначенных для юридических и физических лиц.

В начале 1993 г. постановлением Правительства были утверждены Условия  выпуска облигаций Внутреннего  государственного валютного займа (ВВЗ). В соответствии с этим Постановлением Министерство финансов было уполномочено осуществлять, начиная с мая 1993 г., эмиссию облигаций ВВЗ.

Облигации номинировались в долларах США, их нарицательная  стоимость равнялась 1, 10 и 100 тыс. долл.

В этот же период постановлением Правительства были утверждены Основные условия продажи золота путем выпуска Министерством финансов золотых сертификатов 1993 г. Нарицательная стоимость сертификата составляла 10 кг золота самой высокой пробы. Эта ценная бумага являлась именной. Погашение сертификатов, помимо традиционных способов, могло осуществляться путем поставки самого металла. Выбор способа погашения предоставлялся держателю сертификата. Сертификат по существу представлял собой государственное долговое обязательство, обеспеченное залогом.

В 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства «О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерством финансов РФ» последнее утвердило основные условия этой эмиссии. Казначейские векселя предполагалось размещать среди юридических лиц в безбумажной форме, что в определенной степени противоречило сущности векселя как формального абстрактного обязательства и одновременно оборотной ценной бумаги.

В конце 1995 г. была реализована вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого федерального займа. В этом же году было положено начало размещению выпусков среднесрочных облигаций Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и серий облигаций Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), а в 1996 г. – среднесрочных облигаций Федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

В 1996 г. в бездокументарной форме были выпущены в обращение  облигации Государственного нерыночного  займа. Объем эмиссии составил 15 трлн. неденоминированных руб. Облигации  не могли обращаться на вторичном  рынке, их нарицательная стоимость составляла 1 млн. руб., а доход в виде процента к номиналу, установленный Министерством финансов, выплачивается ежегодно.

Ещё одним видом  ценных бумаг, выпускавшихся Правительством в это время, были Государственные  жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались в бумажной форме, являлись именными ценными бумагами с годовым периодом обращения.

На российском рынке государственных ценных бумаг  начался процесс интеграции в  мировую финансовую систему.

 

3. Виды государственных  ценных бумаг в России.

Государственные облигации  можно сгруппировать по трем признакам.

  1. По виду эмитента:
    • федеральные государственные облигации – выпускаются от имени Российской Федерации;
    • государственные облигации субъектов РФ – выпускаются от имени субъекта РФ.
    • муниципальные облигации – выпускаются от имени муниципального образования.

В некоторых  странах к государственным относятся  также облигации государственных  учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.

2. По степени  обращаемости:

    • рыночные облигации – облигации, обращающиеся на рыночных условиях, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев;
    • нерыночные облигации – облигации, которые не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению;
    • облигации целевого размещения – облигации, которые размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.

3. По сроку  обращения:

    • краткосрочные – срок обращения не превышает одного года;
    • среднесрочные – срок обращения от одного года до пяти лет;
    • долгосрочные – срок обращения свыше пяти лет.

В Российской Федерации  установлен максимальный срок, на который  могут выпускаться облигации. Для федеральных государственных облигаций и государственных облигаций субъектов РФ максимальный срок не может превышать 30 лет, для муниципальных облигаций – 10 лет.

Различают разные виды государственных и муниципальных  облигаций, определяемые генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Генеральными  условиями определяются:

  • вид облигаций;
  • форма выпуска облигаций – именные или на предъявителя;
  • срочность данного вида ценных бумаг;
  • валюта обязательств – в какой валюте определяется номинальная стоимость облигаций;
  • особенности исполнения обязательств, предусматривающие право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
  • ограничение оборотоспособности облигаций, а также ограничение круга лиц, которым данные облигации могут принадлежать.

Информация о работе Понятие и роль государственных ценных бумаг