Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
Дилерами могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.
Дилеры – профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.
К организациям, претендующим на выполнение функций дилера на рынке ГКБО/ОФЗ, Центробанк России предъявляет специальные требования, которые с 10 ноября 1998 г. определяются положением Центробанка.
Особое место на рынке государственных ценных бумаг занимают инвесторы — юридические и физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие облигации на праве собственности или ином вещном праве, а также на праве доверительного управления и имеющие право на владение ими. В условиях двухуровневой (дилер-инвестор) системы доступа участников к рынку инвестор обязан заключить с дилером договор на обслуживание, которым определяется порядок приобретения, владения и продажи инвестором облигаций, а также права и обязанности сторон. Инвесторы действуют через дилеров на основании договоров с ними, поскольку правом непосредственного участия (заключения сделок) на рынке государственных ценных бумаг обладают только дилеры — профессиональные участники рынка ценных бумаг, отвечающие требованиям, устанавливаемым Банком России.
5 Анализ рынка государственных и муниципальных облигаций
Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений.
Традиционно считается, что инвестиции в государственные облигации - безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых ниже доходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются и обращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственных облигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии. Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.
Объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году. С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году будет больше в 2,1 раза, чем в 2010 году. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 2,5 раза. Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований. Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке. Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в следующей таблице.
Таблица 1 объем и структура государственного долга РФ
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
На 01.01.2014 |
Изменения 213 к 2010 млрд.руб. % | ||
Государственный долг РФ милрд.руб. |
3233,1 |
5316,7 |
6844,7 |
8976,8 |
11170,3 |
5385,6 |
110 |
% к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
- |
- |
В том числе: |
|||||||
Государственный внутренний долг млрд.руб. |
2894,7 |
3726,7 |
5148,4 |
6976,4 |
8826,3 |
5099,6 |
137 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
- |
- |
Государственный внешний долг млрд.руб. |
1138,4 |
1590,0 |
1696,3 |
2000,4 |
2344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
- |
- |
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году. Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.
Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 – 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют. На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
По состоянию на 1 января 2012 года структура вложений кредитных организаций в долговые ценные бумаги представляет собой уже диверсифицированный портфель (рисунок 1). Из общего объема вложений в 3 965 392 млн. руб., 38% составляют долговые обязательства федерального уровня, 25% - долговые обязательства российских корпоративных эмитентов («прочие долговые обязательства»), 21% - долговые обязательства нерезидентов, оставшиеся 16% - долговые обязательства, выпущенные кредитными организациями, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Вложения в акции по состоянию на январь сего года составляют 875 621 млн. руб., 90% которых – акции отечественных корпоративных эмитентов.
Рисунок 1 Структура вложений кредитных организаций в долговые обязательства на 01.01.2012.
В завершении нашего исследования обратимся к материалам информационного портала banki.ru, где представлены рейтинги российских банков по ключевым показателям деятельности, в том числе по объему вложений в ценные бумаги, что позволяет анализировать уровень концентрации вложений в крупных банках, а также зависимость объема вложений в ценные бумаги от объема активов. Согласно методике указанного портала, под вложениями в ценные бумаги понимаются вложения в акции, облигации и векселя в соответствии с данными 101-й формы отчетности, публикуемой на сайте ЦБ РФ. По данным на начало 2012 года семнадцать из двадцати крупнейших по активам российских коммерческих банков входят в топ-20 рейтинга банков с самыми крупными вложениями в ценные бумаги. Большая часть этих банков расположена в Москве и Московской области. Данные рейтинга представлены в таблице 1.
Таблица 2.Рейтинг российских коммерческих банков по объему активов.
Место |
Наименование банка, регион |
Активы нетто на 01.01.2012, млн. руб. |
Вложения в ценные бумаги на 01.01.2012, млн.руб. |
Доля ценных бумаг в активах, % |
1 |
Сбербанк России, Москва и область |
10 975 636 |
1 489 064 |
13,57 |
2 |
ВТБ, Санкт-Петербург и область |
4 209 295 |
532 803 |
12,66 |
3 |
Газпромбанк, Москва и область |
2 458 897 |
495 963 |
20,17 |
4 |
Россельхозбанк, Москва и область |
1 466 606 |
112 219 |
7,65 |
5 |
Банк Москвы, Москва и область |
1 333 451 |
411 864 |
30,89 |
6 |
ВТБ-24, Москва и область |
1 215 652 |
29 926 |
2,46 |
7 |
Альфа-Банк, Москва и область |
998 170 |
82 045 |
8,22 |
8 |
ЮниКредит Банк, Москва и область |
894 252 |
46 118 |
5,16 |
9 |
Росбанк, Москва и область |
644 810 |
61 186 |
9,49 |
10 |
Райффайзенбанк, Москва и область |
594 216 |
60 384 |
10,16 |
11 |
Промсвязьбанк, Москва и область |
589 099 |
54 360 |
9,23 |
12 |
Транскредитбанк, Москва и область |
511 124 |
61 931 |
12,12 |
13 |
НОМОС-Банк, Москва и область |
477 551 |
61 268 |
12,83 |
14 |
УРАЛСИБ, Москва и область |
448 379 |
78 782 |
17,57 |
15 |
МДМ Банк, Новосибирская область |
381 510 |
38 549 |
10,10 |
16 |
Банк «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург и область |
342 254 |
56 711 |
16,57 |
17 |
«Россия», Санкт-Петербург и область |
306 180 |
71 419 |
23,33 |
18 |
АкБарс, Татарстан |
302 472 |
55 619 |
18,39 |
19 |
Ситибанк, Москва и область |
284 029 |
119 450 |
42,06 |
20 |
Нордеа Банк, Москва и область |
276 713 |
9 076 |
3,28 |
Доля вложений в ценные бумаги в среднем по 20 крупнейшим по объему активов российским банкам составляет около 14%, а если исключить 2 максимальных и 2 минимальных значения (Банк Москвы, Ситибанк и ВТБ-24, Нордеа Банк соответственно), средняя доля ценных бумаг в общем объеме активов составит около 13%.
В результате проведенного анализа объема и структуры вложений коммерческих банков в ценные бумаги за 1999-2012 гг. выявлены определенные тенденции. Во-первых, стабильное увеличение объема вложений коммерческих банков в ценные бумаги (за исключением кризисных явлений 2008 г.), рост доли вложений в долевые ценные бумаги с 3,8% в 1999 г. до 18% в 2012 г. от общего объема инвестиций в ценные бумаги. Во-вторых, существенное увеличение роли корпоративных эмитентов: доля государственных долговых обязательств снизилась за рассматриваемый период с 92% до 38% от общего объема вложений коммерческих банков в долговые обязательства, что свидетельствует о повышении роли частных эмитентов и дальнейшем развитии рыночных отношений. В-третьих, развитие инвестиционной деятельности коммерческих банков на фондовом рынке ведет к усилению концентрации: вложения в ценные бумаги осуществляются, главным образом, крупнейшими по объему активов российскими банками, а по географическому признаку – коммерческими банками Москвы и Московской области.
6 Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг.
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Информация о работе Понятие и роль государственных ценных бумаг