Проблемы и перспективы развития операций Банка России на рынке ценных бумаг

Автор работы: v****************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить и раскрыть операции Банка России с ценными бумагами.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- определить сущность и рассмотреть основные виды ценных бумаг;
- определить сущность операций Банка России с ценными бумагами ;
- определить существующие проблемы на Российском рынке ценных бумаг и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. Операции Банка России с ценными бумагами: виды и характеристика………………………………………………...……………...5
1.1 Виды операций Банка России с ценными бумагами ………………………………………………………..………………………...5
1.2 Операции Банка России на открытом рынке……..……………....7
1.3 Операции Банка России с эмитированными облигациями……………12
2. Анализ операций Банка России на современном рынке ценных бумаг…………………..……………………………………………………...15
2.1 Анализ и оценка операции Банка России на открытом рынке ..15
2.2 Операции Банка России с эмитированными облигациями …………………………………………………………………………………19
2.3 Доходы и расходы Банка России от операций с ценными бумагами ……………………………………………………………………..22
3. . Проблемы и перспективы развития операций Банка России на рынке ценных бумаг ………………………………………………………...24
3.1 Основные проблемы операций на рынке ценных бумаг …………………………………………………………………………………24
3.2 Совершенствование операций Банка России на рынке ценных бумаг ………………………………………………………………………….26
3.3 Пути развития операций с ценными бумагами Банка России….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………33

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая рцб.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

      – Облигации государственного сберегательного займа;

      – Государственные казначейские векселя;

      – Облигации внутреннего валютного займа и т.д.

      Рассмотрим  особенности отдельных видов  государственных ценных бумаг.

      Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны  – в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.

      Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для зачета налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не могло контролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций. Денег на нем было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем что., купив КО, можно было получить на-логовое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

      С 1995 года на российском финансовом рынке  появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ.

      Первый  выпуск облигаций ОГСЗ, или облигаций  для населения, был вполне благополучным  и успешным как для Минфина  РФ, так и для населения и  финансовых структур

      Выпуск  этих бумаг был рассчитан на мелких частных инвесторов, так как, с одной стороны, такие инвесторы уже имели возможность разочароваться от попыток участия в операциях лжефинансовых компаний и ряда банков, с другой стороны, набор финансовых инструментов был ограничен, а доходность по привычным для населения направлениям вложений средств, например в валюту, стала резко снижаться. В этой ситуации спрос на новые финансовые инструменты, имеющие государственное обеспечение, был в значительной степени гарантирован.

      Принципиальных  отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ три:

      • документарный (бумажный) выпуск;

      • относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);

      • предъявительский характер этих ценных бумаг. 

      Облигации Банка России – инструменты кредитно-денежной политики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банки для поддержания ликвидности.

        Операции на открытом рынке  – это операции по купле-продаже  Банком России государственных  облигаций, казначейских векселей  и прочих государственных ценных  бумаг, краткосрочные операции  с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом Директоров Банка России.

      Операции  на открытом рынке подразделяют на:

  • операции купли-продажи;
  • операции с обратным выкупом (операции РЕПО).

      Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный Банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращения свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

      Банк  России применяет для операций на открытом рынке исключительно государственные  ценные бумаги: ГКО – государственные  краткосрочные облигации и ОФЗ  – облигации федерального займа.

      Портфель  ОФЗ Банка России сформировался  в результате переоформления в 2005-2006 годах государственных ценных бумаг в соответствии с федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий финансовый год, а также сделок купли-продажи ОФЗ на рынке ценных бумаг Российской Федерации. Характеристики ценных бумаг, полученных в результате переоформления, определены требованиями федеральных законов и соглашениями, заключенными между Минфином России и Банком России.

      Портфель  ОФЗ состоит из инвестиционного  и торгового портфелей, а также  ценных бумаг, приобретенных с обязательством обратной продажи (сделки РЕПО).

      Инвестиционный  портфель включает ценные бумаги, которые  Банк России намерен удерживать в  течение неопределенного периода времени. 
Ценные бумаги, находящиеся в торговом портфеле Банка России, представляют собой ценные бумаги, с которыми Банк России намерен проводить операции купли - продажи на рынке ценных бумаг.

      Основополагающей  целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

      К операциям на открытом рынке, проводимым Банком России, относятся операции РЕПО.

      В соответствии с требованиями нормативных  правовых актов Банка России сделки РЕПО – это сделки РЕПО с блокировкой обеспечения, по которым продавцом облигаций по первой части и покупателем облигаций по второй части является кредитная организация, а покупателем облигаций по первой части и продавцом облигаций по второй части является Банк России.

      В качестве обеспечения сделок РЕПО с Банком России могут использоваться следующие ценные бумаги:

  1. государственные краткосрочные облигации;
  2. облигации федерального займа;
  3. облигации внешних облигационных займов;
  4. облигации Банка России.

      Экономический смысл операций РЕПО состоит в том, что одна сторона, имеющая некоторый избыток денежных средств, предоставляет их на время другой стороне за определенную плату. При этом первоначальный владелец денежных средств получает в качестве обеспечения ценные бумаги. Таким образом, операция РЕПО выступает как кредитование под ценные бумаги. Право собственности поочередно переходит от одной стороны к другой.

      РЕПО - финансовая операция, состоящая из двух частей:

  1. Первая сторона продает ценные бумаги второй стороне. При этом первая сторона берет на себя обязательство выкупить указанные ценные бумаги в определенную дату или по требованию второй стороны. Обязательству на обратную покупку соответствует обязательство на обратную продажу, которое берет на себя вторая сторона.
  2. Первая сторона покупает ценные бумаги у второй стороны по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами представляет тот процент (маржу), который должна получить вторая сторона.

      Преимущества  РЕПО по сравнению с другими инструментами  денежно-кредитной политики заключаются в том, что они:

  1. обеспечивают финансовую систему  ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу;
  2. ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать.
 

        1.3 Операции Банка России с эмитированными облигациями 

      ЦБ  РФ для осуществления денежно-кредитной  политики может проводить эмиссию  облигаций, размещаемых только среди  кредитных организаций.

      Облигации выпускаются в документарной  форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов.

      Облигации размещаются только посредством  закрытой подписки среди кредитных  организаций, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.

      В решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, в том числе, должны быть определены кредитные организации, среди которых предполагается осуществить  размещение облигаций, а также срок (дата) их погашения.

      Оплата  облигаций при их размещении осуществляется только денежными средствами в валюте Российской Федерации.

      Государственная  регистрация  выпусков  облигаций,  проспектов облигаций и отчетов  об итогах выпуска облигаций осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

      Федеральной комиссией по РЦБ ведет реестр зарегистрированных выпусков облигаций  по установленной им форме.

      Федеральная служба по финансовым рынкам не позднее 7 дней после получения документов, представленных Центральным банком Российской Федерации для государственной регистрации выпуска  облигаций,  принимает  решение о государственной регистрации выпуска облигаций или  об  отказе  в государственной регистрации.

      Федеральная служба по финансовым рынкам  при  отсутствии нарушений,  связанных с выпуском облигаций, осуществляет государственную регистрацию отчета об итогах выпуска облигаций не позднее 5 дней с даты его представления Центральным банком  Российской Федерации вместе с необходимыми документами.

      Обслуживание  и погашение выпусков облигаций осуществляет Центральный банк РФ.

      Впервые ОБР  появились на рынке после  кризиса 1998 года. Тогда ЦБ пытался  с их помощью заполнить брешь, пробитую в рынке дефолтом ГКО. Бумаги пользовались спросом у инвесторов, но, несмотря на это, просуществовали всего год – до февраля 1999 г. Тогда в законодательстве не было четко прописанного механизма выпуска таких бумаг. Поэтому ФКЦБ и налоговые органы отказались признавать их государственными. В 2001 г. Центробанк решил снова порадовать рынок облигациями Банка России, однако ФКЦБ не позволила это сделать. В результате ЦБ был вынужден отложить идею с ОБР на три года. В 2003 г. правительство выпустило постановление, разрешающее выпуск ОБР с условием обязательной регистрации в ФКЦБ (ныне ФСФР), а осенью 2004 года ЦБ провел-таки два аукциона по размещению облигаций. Тогда участники рынка неоднозначно восприняли эти бумаги. С одной стороны, они отмечали, что рынку нужны инструменты, в которые можно разместить избыточную короткую ликвидность. При этом ЦБ также необходим инструмент, позволяющий оперативно убирать с рынка «лишние» деньги.

      С другой стороны, эффективность ОБР  как такого инструмента остается под вопросом. По итогам аукционов  осенью 2004 года доходность ОБР  оказалась  ниже самых пессимистичных прогнозов участников рынка – всего 1,7% годовых.  

 

       Глава 2.  Анализ операций Банка России на современном рынке ценных бумаг

      2.1 Анализ и оценка операции Банка России на открытом рынке 

      Операции  по продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля без обязательств обратного выкупа проводились Банком России преимущественно в феврале-марте 2007 года. Они использовались в качестве дополнительного инструмента изъятия ликвидности в условиях повышения инфляционного давления на экономику в указанный период. Банк России проводил данные операции на вторичном рынке, в том числе в форме аукционов. За 2007 год общий объем продажи Банком России ОФЗ на открытом рынке по рыночной стоимости составил 20,4 млрд. рублей. Возможности Банка России по использованию данного инструмента в 2007 году были ограничены имеющимся в его портфеле объемом выпусков ОФЗ с рыночными параметрами. За 2007 год Банк России не проводил операции по покупке ОФЗ на открытом рынке.

      Операции  по покупке и продаже государственных  ценных бумаг из собственного портфеля Банка России использовались в отдельных случаях как дополнительный инструмент регулирования объема банковской ликвидности. В сентябре 2007 года Банком России была осуществлена покупка ОФЗ на открытом рынке в объеме 51,1 млрд. рублей.

      Структура инвестиционного портфеля ОФЗ по величине купонного дохода и срокам обращения представлена в следующей  таблице. 
 

      Виды  ОФЗ       2007 год       2008 год
      ОФЗ с амортизацией долга с купонным доходом 0% (со сроками погашения  в 2019-2028 годах)       147269       114067
      ОФЗ с амортизацией долга с купонным доходом 0,71% (со сроком погашения в 2029 году)       -       7474
      ОФЗ с амортизацией долга с купонным доходом 1,21% (со сроком погашения в 2029 году)       7474       -
      Итого       154743       121541

Информация о работе Проблемы и перспективы развития операций Банка России на рынке ценных бумаг