Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать организацию банковского потребительского кредитования. На основании проведенного анализа выявить проблемы и перспективы развития банковского потребительского кредитования в РФ.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
1. рассмотреть сущность банковского потребительского кредитования, виды и формы;
2. изучить рынок банковского потребительского кредитования;
3. рассмотреть проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в нашей стране

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования…………………..
1.1 Понятия потребительского кредитования и его роль в экономике…………….
1.2 Правовое обеспечение потребительского кредитования………………………
Глава 2. Состояние и проблемы потребительского кредитования в России………
2.1 Анализ рынка потребительского кредитования…………………………………
2.2 Методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования……………………………………………………………………………
2.3 Новые направления потребительского кредитования в современных условиях.
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая ПМ02.docx

— 228.56 Кб (Скачать документ)

Резерв на возможные потери от ссуд обеспечивает создание банкам более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам. Резерв формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков, и используется только для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу. Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды. Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска.

Оценка кредитного риска  по каждой выданной ссуде должна проводиться  кредитной организацией на постоянной основе. Оценка кредитного риска, классификация  и оценка ссуды, определение размера  расчетного резерва производятся не реже одного раза в месяц на отчетную дату.

В целях определения размера  расчетного резерва в связи с  действием факторов кредитного риска  ссуды классифицируются на основании  профессионального суждения.

Резерв формируется в  пределах суммы основного долга. В сумму основного долга не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором  о предоставлении ссуды платежи  в виде процентов за пользование  ссудой, комиссионные, неустойки, а  также иные платежи в пользу кредитной  организации, вытекающие из договора о  предоставлении ссуды

Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в досье заемщика.

Формирование резерва  осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о  появлении (изменении) кредитного риска  и (или) качества обеспечение ссуды. При изменении финансового положения  заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии  иных сведений о рисках заемщика кредитная  организация обязана осуществить  реклассификацию ссуды при наличии оснований уточнить размер резерва.

Кредитная организация в  порядке, установленном уполномоченным органом кредитной организации, документально оформляет и включает в досье заемщика информацию о  заемщике, включая профессиональное суждение кредитной организации  об уровне кредитного риска по ссуде, информацию об анализе, по результатам  которого вынесено профессиональное суждение, заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, расчет резерва. Указанные документы  составляются по ссудам, предоставленным  физическим лицам, не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату.

В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды  относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:

  • Платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;
  • Имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней по ссудам, предоставленным физическим лицам, до 30 календарных дней включительно.

Характеристика категорий качества отражена в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика категорий качества

Категория

Характеристика

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды)

- отсутствие кредитного  риска (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения  заемщиком обязательств по ссуде  равна нулю)

II категория качества (нестандартные ссуды)

- умеренный кредитный  риск (вероятность финансовых потерь  вследствие неисполнения либо  ненадлежащего исполнения заемщиком  обязательств по ссуде обусловливает  ее обесценение в размере от  одного до 20 процентов)

III категория качества (сомнительные ссуды)

- значительный кредитный  риск (вероятность финансовых потерь  вследствие неисполнения либо  ненадлежащего исполнения заемщиком  обязательств по ссуде обусловливает  ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов)

IV категория качества (проблемные ссуды)

- высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь  вследствие неисполнения либо  ненадлежащего исполнения заемщиком  обязательств по ссуде обусловливает  ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов)

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды)

- отсутствует вероятность  возврата ссуды в силу неспособности  или отказа заемщика выполнять  обязательства по ссуде, что  обусловливает полное (в размере  100 процентов) обесценение ссуды


 

         Определение категории качества ссуды в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание долга / Финансовое положение

Хорошее

Среднее

Плохое

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные

(II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IVкатегория качества)

Плохое

Сомнительные 

(III категория качества)

Проблемные 

(IV категория качества)

Безнадежные

(V категория качества)


          Размер расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4 - Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

Обслуживание долга / Финансовое положение

Хорошее

Среднее

Плохое

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные

(II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Плохое

Сомнительные 

(III категория качества)

Проблемные 

(IV категория качества)

Безнадежные

(V категория качества)


 

При регулировании размера  сформированного резерва в случае, когда заемщику предоставлено несколько  ссуд, всю задолженность данного  заемщика следует относить к наихудшей  из присвоенных ссудам категорий  качества с применением максимального  размера расчетного резерва по всем предоставленным ссудам.

При исполнении заемщиком  обязательства по ссуде, относившейся к наихудшей категории качества, оставшиеся не погашенными ссуды, предоставленные  этому заемщику, относятся к наихудшей  из категории присвоенных оставшимся ссудам.

Кредитные организации по кредитам физическим лицам формируют  резерв по портфелю однородных ссуд, каждая из которых незначительна по величине. Возможность формировать резерв по портфелю однородных ссуд не распространяется на ссуды, величина каждой из которых  на дату оценки риска превышает 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

Признаки однородности ссуд, а также незначительности величины ссуд в пределах до 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной  организации определяются кредитной  организацией самостоятельно.

Размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется кредитной  организацией в зависимости от применяемой  методики оценки риска по портфелю однородных ссуд.

Кредитная организация не реже одного раза в квартал документально  оформляет и включает в досье  по портфелю однородных ссуд информацию о проведенном общем анализе  состояния заемщиков и его  результатах, в том числе профессиональное суждение кредитной организации  о размере кредитного риска по портфелю однородных ссуд, а также  информацию о расчете резерва.

Способы обеспечения возвратности кредитов

Наличие договора не может  дать кредитору полной уверенности  в его исполнении; чтобы дать сторонам дополнительные гарантии, закон предусматривает  возможность заключения ими специальных  соглашений об обеспечении основного  обязательства.

Под обеспечением по ссуде  понимается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада), отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения.

Залог - способ обеспечения  обязательства, при котором кредитор -залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

Создание бюро кредитных  историй как способ снижения кредитного риска

Для целей повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения  эффективности работы кредитных  организаций служит бюро кредитных  историй, функцией которого является формирование, обработка, хранение и раскрытие  информации, характеризующей своевременность  исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа.

Методы оценки кредитоспособности физических лиц сводятся к следующему. Для банка - кредитора финансовая состоятельность заемщика важна  постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и  проценты на нее. Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, банк имеет право ориентироваться  на широко используемый международный  или отечественный опыт либо разработать  собственный подход.

Кредитный инспектор, как  сотрудник, несущий ответственность  за работу с конкретным заемщиком, должен быть уверен в том, что клиент сознает  моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. В ходе анализа цели кредитования, указанной в заявке раскрываются намерения заемщика. Кредитный инспектор  должен удостоверится в том, что  клиент точно указал, на что будут использоваться полученные средства, а также оценить, насколько указанная цель согласуется с кредитной политикой банка и существует ли у заемщика искреннее желание выплатить кредит. Опытные кредитные инспектора сами заполняют заявку вместо того, чтобы позволить заемщику сделать это самостоятельно. Задавая клиенту соответствующие вопросы по мере заполнения заявки, квалифицированный инспектор может лучше понять, насколько данная заявка отвечает предъявляемым со стороны банка требованиям к качеству кредитов. Устные ответы клиента могут содержать гораздо больше информации о характере и истинной цели кредитования, чем сведения, изложенные в письменном виде.

Инспектора по потребительскому кредитованию обращают особое внимание на увеличение долга относительно ежемесячного и ежегодного дохода клиента. Большинство  кредитных инспекторов неодобрительно относятся к появлению «пирамиды  долга», когда физическое лицо берет  кредит у одного кредитора для  уплаты в пользу другого кредитора, а также к значительной или  растущей задолженности по кредитным  карточкам. На основе подобных фактов делается вывод о наличии или  отсутствии у клиента навыков  управления денежными средствами. Клиенты, у которых подобные навыки отсутствуют, могут взять на себя слишком много  долговых обязательств и столкнуться  с серьезными трудностями с своих отношениях с банком.

2.3 Новые направления потребительского кредитования в современных условиях

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия  и объединения, так и малые  производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные  граждане.

Потребительский кредит в  современных условиях оказывает  двоякое влияние на экономические  процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики, поскольку:

- Стимулирует расширению  покупательского спроса, ускоряет  производство и реализацию товара;

- Способствует перераспределению  доходов не только пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), но и во времени.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования