Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - на основании изучения практики организации расчетно-кассового обслуживания клиентов в КБ "Донкомбанк" дать рекомендации по его совершенствованию.
Поставленная цель определила ряд задач, требующих рассмотрения и решения:
• изучить расчётные операции банка, их динамику и структуру рассмотреть, применяемые формы безналичных расчетов;
• рассмотреть организацию кассовых операций в банке;
• охарактеризовать структуру клиентской базы и практику ведения расчётно-кассового обслуживания в Донкомбанке,
• проанализировать доходность расчетно-кассовых операций;
• определить основные направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческих банках.
Введение
Глава 1. Расчётные и кассовые операции банков по обслуживанию клиентуры.
1.1 Принципы организации безналичных расчётов хозяйствующих субъектов.
1.2 Кассовые операции коммерческого банка
Глава 2. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов (на материалах КБ "Донкомбанк")
2.1 Характеристика клиентской базы банка
2.2 Расчетное обслуживание юридических лиц
2.2.1 Открытие расчетных и текущих счетов. Договор банковского счета.
2.2.2 Анализ применяемых форм безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами.
2.3 Организация кассового обслуживания клиентов.
2.4 Анализ доходности расчётно-кассовых операций
Глава 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке
3.1 Совершенствование системы расчетов, внедрение
электронных платежных средств.
3.2 Развитие дистанционного банковского обслуживания, электронного банкинга
Заключение
Список литературы
Уважаемые члены государственной аттестац
Слайд 1 На Ваше рассмотрение представляется дипломная работа на тему «Расчетно-кассовое обслуживание клиентов: основные риски, пути снижения», выполненная на материалах Донкомбанка.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентуры является одним из важнейших направлений деятельности коммерческого банка.
От величины клиентской базы, масштабов и скорости проведения, расчетных и кассовых операций во многом зависят доходы банков, его место в конкурентной борьбе, имидж. В то же время своевременность и качество расчетов клиентов со своими партнерами оказывает непосредственное влияние на эффективность работы хозяйствующих субъектов - клиентов банка.
Слайд 2 Цель дипломной работы - на основании изучения практики организации расчетно-кассового обслуживания клиентов в КБ "Донкомбанк" дать рекомендации по его совершенствованию.
Донкомбанк - один из старейших региональных банков, располагающий существенным финансовым потенциалом.
Политика Донкомбанка в сфере обслуживания юридических лиц строится на принципах установления долгосрочных партнерских отношений. В настоящее время банк осуществляет весь спектр банковских услуг для юридических лиц и стремится создать максимально благоприятные условия на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов.
Слайд 3 Проведенный в работе анализ изменения клиентской базы показал систематический рост количества открытых и обслуживаемых счетов в банке. За 2010 год он составил 15,3 %. За 9 месяцев 2011 года - 14,1 %. Всего за 1 год и 9 месяцев количество обслуживаемых банком счетов увеличилось на 5739 или на 31,6 %. Это позволяет сделать вывод о том, что банк проводит активную работу по привлечению новых клиентов, ежегодно наращивая свою клиентскую базу.
В связи с
развитием малого бизнеса,
Слайд 4 О динамике клиентской базы банка можно судить не только по количеству обслуживаемых счетов, но и по величине остатков средств на этих счетах. Анализ показал, что остатки средств на счетах юридических лиц за 2010 год возросли на 381 млн.руб. или на 55,1. К концу 2010 года обслуживаемые банком предприятия в основном преодолели негативные последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и приблизились к докризисным показателям. Однако в 2011 году положение изменилось, вновь отмечается негативная тенденция, связанная с ожиданием второй волны кризиса. Остатки средств на расчетных счетах клиентов банка- юридических лиц существенно снизились по сравнению с началом года и составили лишь 69.4 % от показателя на 1.01.2011 года.
Слайд 5 Корпоративные клиенты Донкомбанка – это предприятия разных форм собственности и различных отраслей народного хозяйства, в т.ч. промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи. По количеству обслуживаемых счетов наибольший удельный вес занимают предприятия торговли и сферы услуг (более 82 %). В то же время по величине остатков средств на счетах на ведущих позициях находятся предприятия машиностроения. Несмотря на то, что доля счетов предприятий машиностроения составляет всего 2,7 %, остатки денежных средств на расчетных счетах этих предприятий превышают 1/3 от совокупного остатка средств на счетах корпоративных клиентов. Это связано с тем, что на комплексном обслуживании в Донкомбанке находятся крупнейшие в регионе предприятия этой отрасли - производственные объединения "Роствертол", ОАО "Горизонт".
В работе рассмотрен порядок открытия расчетных (текущих) счетов и заключения договора банковского счета, его основные разделы, особое внимание при этом уделено рассмотрению прав, обязанностей и ответственности сторон. Договором регулируются и финансовые взаимоотношения сторон, связанные с расчетными и кассовыми операциями банка.
Сопоставление тарифов на расчетное, также как и на кассовое обслуживание клиентов по трем крупным региональным банкам не выявило существенных различий тарифов, применяемых анализируемым банком по сравнению с другими банками.
В Донкомбанке при расчетах клиентов используются такие формы расчетов, как расчеты платежными поручениями и расчеты по инкассо.
Слайд 6 В процессе анализа выявлено, что в 2011 году по сравнению с предыдущим годом значительно возрос документооборот банка. Если в 2010 году в день в среднем обрабатывалось 1396 платежных документов, то в 2011 году этот показатель увеличился до 1699 документов, т.е. на 21,7 %. Причем рост характерен для всех применяемых форм безналичных расчетов. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением числа обслуживаемых клиентов, а, во-вторых, активизацией их производственной и финансовой деятельности, расширением их связей с контрагентами по поставкам сырья, материалов и реализации готовой продукции.
Структура
применяемых форм безналичных
расчетов в анализируемом
Наряду с расчётным
обслуживанием клиенты
При рассмотрении кассовых оборотов банка выявлено, что среди статей приходной части таблицы наибольшую долю занимает поступление торговой выручки. В расходной части наибольший удельный вес занимают такие статьи как: "выплаты заработной платы", "выплаты по вкладам физических лиц", выплаты наличных денег на другие цели. В последние годы в банке отмечается рост выплат наличных денег по статье "выдача кредитов физическим лицам", что связано с наблюдаемым в стране "бумом потребительского кредитования".
Величина приходной части кассовых оборотов существенно превышает расходную. Это связано, прежде всего, со спецификой клиентской базы банка. В структуре клиентской базы значительный удельный вес занимают торговые организации, обеспечивающие приток наличной выручки в кассу банка.
Слайд 7 Важнейшими показателями эффективности расчетно-кассовых операций для банка являются доходность и рентабельность этих операций. Анализ показал, что в 2010 году банк получил доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентов на 14,2 % больше, чем в 2009 году. Рост доходов характерен и для 9 месяцев 2011 года. Если в 2010 году в среднем за квартал банк получал доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентов в сумме 9728,5 тыс.руб., то в 2011 году этот показатель вырос до 10321 тыс.руб.
Рост доходов
в 2011 году связан с увеличением
количества обслуживаемых
Однако удельный
вес доходов от расчетно-
Слайд 8 Прибыль банка от расчетно-кассового обслуживания клиентов в 2010 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 4437 тыс.руб.. или на 13,7 %. Данная тенденция сохранилась и в 2011 году. Среднеквартальная сумма прибыли, полученная банком от расчетно-кассовых операций составила в 2011 году 9630 ,7 тыс.руб., в 2009 и 2010 годах этот показатель был равен соответственно 8107 тыс.руб. и 9216 тыс. руб.
Возрос не только абсолютный размер прибыли от расчетно-кассового обслуживания клиентуры, но и показатели рентабельности
Слайд 9 Для дальнейшего расширения расчетно-кассового обслуживания клиентуры и повышения эффективности этого направления деятельности Донкомбанка разработан ряд предложений:
- Банку необходимо разработать маркетинговую политику, включающую политику продаж банковских продуктов и услуг. При этом банк должен развивать 2 подхода: повышать эффективность продаж массовых услуг и развивать систему индивидуального обслуживания ВИП клиентов, таких как производственные объединения "Роствертол" и "Горизонт", включающую полный спектр банковских продуктов и услуг. Эволюция системы продаж должна осуществляться посредством постоянного расширения стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления, а также за счет тиражирования новых продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания,
- Чтобы быть конкурентоспособным на рынке банковских услуг банк должен ускоренно развивать новые технологии и расширять услуги с использованием Интернета. Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и прогрессивным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга.
- Необходимо внести
изменения в структуру и
- Учитывая сложность
и непопулярность
- С целью улучшения
кассовой работы и инкассации
банку и дальше необходимо
проводить работу по
- Учитывая достигнутую
высокую доходность и
Слайды
Таблица 1
Количество обслуживаемых счетов
Год |
Количество открытых расчетных и текущих счетов |
Изменение по сравнению с предыдущей датой |
Темп роста, % |
1.01 2010 |
18148 |
- |
- |
1.01.2011 |
20931 |
+2783 |
115,3 |
1.10. 2011 |
23887 |
+2956 |
114,1 |
Рис.1 Структура количества обслуживаемых счетов
Таблица 2
(на конец периода)
Год |
Млн.руб |
Изменение по сравнению с предыдущей датой (млн..руб.) |
Темп изменения, % |
1.01 2010 |
692 |
- |
- |
1.01 2011 |
1073 |
+381 |
155,1 |
1.10. 2011 |
745 |
-328 |
69,4 |
Таблица 3
Структура средств на расчётных счетах корпоративных клиентов по отраслям экономики на 01.10.2011 года.
Отрасли |
Удельный вес, в % | |
В общем количестве |
В совокупных остатках средств на счетах | |
Машиностроение |
2,7 |
33,8 |
Сельское хозяйство |
1,2 |
2,1 |
Лёгкая промышленность |
3,0 |
4,9 |
Транспорт, Связь |
4,8 |
7,2 |
Сфера услуг |
23,5 |
9,7 |
Строительство |
2,2 |
9,3 |
Торговля |
58,6 |
31,3 |
Общественные организации и фонды |
4,0 |
1,8 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Таблица 4.
Среднедневное количество проводимых банком платёжных документов клиентов
2010 г. |
9 мес.2011 г. | |||
шт. |
Уд.вес в % |
шт. |
Уд.вес в % | |
Платёжное поручение |
1311 |
93,9 |
1593 |
93,8 |
Платёжное требование |
75 |
5,4 |
94 |
5,5 |
Инкассовое поручение |
10 |
0,7 |
12 |
0,7 |
Аккредитив |
- |
- |
- |
- |
Итого |
1396 |
1699 |
Информация о работе Расчетно – кассовое обслуживание клиентов: основные риски, пути снижения