Расчетно-кассовое обслуживание в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;

- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций;

- дать характеристику организации работы с юридическими лицами в Сбербанке РФ;

- проанализировать операции расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ;

- сформулировать рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОе ОБСЛУЖИВАНИе клиентов в банках РФ…………………………………………………………………………………..5

1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5

1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15
2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17

2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25

2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30

2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35
Выводы и предложения…………………………………………………39

Список использованных источников……………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по дкб.docx

— 84.45 Кб (Скачать документ)

     Об  общем количестве принятых сумок  с денежной наличностью составляется справка, в которой указываются  количество принятых сумок на объявленную  сумму, сумма наличностью в сумках. После сопоставления фактического наличия денег с данными препроводительных  ведомостей на утро следующего дня заведующий кассой передаёт накладные для оформления операций по зачислению денег в операционную кассу и на счета клиентов, а препроводительные ведомости подшиваются в кассовые документы.

     Выдача  денег предприятиям, организациям и  учреждениям на выплату заработной платы, стипендий и пр. производится коммерческими банками в сроки, установленные коллективными договорами, постановлениями правительства, распоряжениями министерств. Сроки выдачи сообщаются предприятиями и организациями  в представляемых ежеквартально  кассовых заявках.

     При согласовании с предприятиями, организациями  и учреждениями конкретных сроков выдачи денег на заработную плату коммерческие банки учитывают необходимость  распределения выдач по возможности  равномерно по дням месяца в целом  по банку. Учреждения банков осуществляют контроль за соблюдением установленных  сроков выдачи заработной платы, что  обеспечивает бесперебойное и своевременное  удовлетворение обоснованных требований хозяйства на наличные деньги. Выдача наличных денег на выплату заработной платы и стипендий по срокам, приходящимся на субботу и воскресенье, может  быть произведена в четверг и  пятницу.

     Для регулирования кассовых ресурсов коммерческие банки составляют календарь выдач  заработной платы и других видов  оплаты труда рабочих и служащих.

     Основными документами при выдаче денежных средств расходными кассами являются чеки и расходные кассовые ордера.

     К началу каждого рабочего дня отделом  денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. С учётом этого для  совершения расходных операций заведующий кассой выдаёт под отчёт кассирам расходных касс необходимую сумму  денег под расписку в книге  учёта принятых и выданных денег. В книгу записывается сумма денег, которую заведующий кассой выдаёт кассиру  в начале рабочего дня. В конце  дня в книгу заносится сумма неизрасходованных средств, которую кассир расходной кассы сдаёт заведующему. Деньги расходной кассы выдаются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. Для получения чековой книжки нужно предоставить банку соответствующее заявление. Чековая книжка, выдаваемая предприятию, содержит 50 или 25 чеков. Чековая книжка представлена: а) самими чеками - по ним предприятие получает деньги, они остаются в банке в документах дня; б) корешками чеков, они остаются у предприятия и служат основанием для составления кассовых документов.

     Реквизиты чека:

     1) серия (одна для одной чековой  книжки);

     2) номер;

     3) номер расчётного счёта владельца;

     4) печать предприятия;

     5) подписи руководителя предприятия,  главного бухгалтера и лица, получающего деньги по чеку;

     6) дата;

     7) сумма чека цифрами и прописью;

     8) место;

     9) фамилия, имя и отчество лица, получающего деньги;

     10) наименование учреждения банка;

     11) цели, на которые получены наличные  деньги, и соответствующие им символы;

     12) отметки, удостоверяющие личность  получателя;

     13) дата оплаты чека;

     14) подпись контролёра, бухгалтера  и кассира банка;

     15) для бюджетных организаций - свободный  остаток сметных ассигнований  на соответствующий квартал (без  учёта суммы по данному чеку).

     Реквизиты корешка чека:

     1) номер;

     2) серия;

     3) сумма чека;

     4) дата выдачи;

     5) инициалы кассира;

     6) подписи руководителей предприятия;

     7) дата получения чека;

     8) подпись кассира.

     Существуют  определённые правила заполнения и  использования чека:

     1) чек заполняется от руки, чернилами  или шариковой ручкой;

     2) свободное место впереди и  после суммы руб. прочёркивается  двумя линиями;

     3) сумма прописью указывается с  начала строки с большой буквы.

     Денежные  чеки предприятия, организации вначале  представляют операционным работникам. Операционист тщательно проверяет  чек - сверяет соответствие печати и  подписей должностных лиц предприятия  с имеющимися у него образцами. Полученные деньги должны расходоваться на те цели, которые указаны в чеке.

     Проверив  правильность заполнения чека, операционист отрезает от чека контрольную марку  и передаёт её получателю денег для  предъявления в кассу. Затем на основании  чека заполняется кассовый журнал по расходу: род операции (03); номер документа (три последние цифры по номеру чека); счёт клиента, с которого будут  списаны деньги; символы кассовых операций (выдачи на оплату труда - 407, пенсии и пособия - 506, на хозяйственные расходы - 539 и т.д.); суммы по символам и  общая сумма документа. Далее  чек передаётся операционным работником в кассу. Получив чек, кассир проверяет  подписи операционного работника  и контролёра, сличает сумму на чеке цифрами и прописью, проверяет, есть ли расписка клиента в получении  денег. Затем вызывает получателя денег  по номеру чека, спрашивает сумму, которую  тот получает. После этого сверяет  номер контрольной марки с  номером на чеке и приклеивает марку к чеку. Далее кассир подготавливает необходимую сумму денег, выдаёт их и после этого подписывает чек.

       Снятие денег со счёта клиента  производится в день получения  их в кассе. 

       Из расходной кассы деньги  могут выдаваться по расходным  кассовым ордерам, которые выписываются  бухгалтерией. При погашении ценных  бумаг банка, выдаче вкладов  гражданам, выдаче под отчёт  работникам банка командировочных,  представительских и при других  расходах выписывается расходный  кассовый ордер. В ордере указывают,  кому и на какие цели выдаются  деньги, номер счёта, на который  они будут зачислены. 

2.4. Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»

 

     Система "Клиент-Банк" позволяет клиенту  управлять счетами в Банке, не покидая своего офиса в режиме on-line или в режиме off-line, в случае ограниченного доступа в Интернет или его отсутствии с использованием модемного соединения с банком. Система  полностью автоматизирует документооборот  между бухгалтерией клиента и  Банком, обеспечивает гарантированный  уровень безопасности. Все данные шифруются с использованием криптографических  алгоритмов. Осуществляется контроль целостности передаваемой информации. Проводится взаимная аутентификация банка  и клиента.

     Система " Банк-Клиент " позволяет:

  • передавать в банк электронные копии расчётных документов, в том числе Поручения на осуществление переводов иностранной валюты в рамках внешнеторговых контрактов;
  • получать информацию о величине денежного остатка на Ваших счетах;
  • получать выписки по Вашим счетам;
  • получать электронные копии расчётных документов по зачислению и списанию с Ваших счетов;
  • обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и файлами;
  • посылать Заявки/Поручения на конвертацию/перевод иностранной валюты;
  • получать справочную банковскую информацию, в том числе обновления встроенных справочников реквизитов банков;
  • оперативно отслеживать статусы ранее отправленных в банк документов.

     Система «Клиент-Сбербанк» позволяет клиенту осуществлять операции по одному или нескольким банковским счетам, открытым в филиалах Банка на всей территории Российской Федерации, а также получать текущую информацию о состоянии счета непосредственно из офиса без посещения операционного зала Банка, отправлять запросы и своевременно получать информационные сообщения банка.

     Система «Клиент-Сбербанк» используется для  электронной связи организации  – клиента с филиалом банка, обслуживающим  расчетный счет. Данная система позволяет  осуществлять управление счетами, не выходя из офиса, и обеспечивает конфиденциальность передаваемой информации.

     Ключевыми моментами автоматизированной системы  «Клиент-Сбербанк» являются:

  • Система «Клиент-Сбербанк» позволяет клиенту осуществлять операции по своему счету, а также получать текущую информацию о состоянии счета непосредственно из офиса без посещения операционного зала Банка.
  • Использование самых современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации.
  • Формат данных, используемых в системе «Клиент-Сбербанк», позволяет достаточно просто импортировать в систему информацию из внешних баз данных клиента, что упрощает процесс формирования платежных документов и обработки банковской выписки.
  • Продуманный интерфейс программы позволяет легко и просто пользоваться всеми преимущества этой системы.
  • Для связи с Банком могут быть использованы телефонная связь (модемный доступ) и доступ через Интернет.
  • При работе с системой различным категориям пользователей могут быть назначены различные права, что обеспечивает дополнительный уровень защиты от несанкционированного использования программы.
  • Широкие возможности интеграции с популярными программными продуктами позволяет просто и эффективно обеспечить интеграцию АС «Клиент-Сбербанк» с принятыми в компании программными продуктами, автоматизирующими основную деятельность.

     В перечень операций, которые можно  проводить через систему «Клиент-Сбербанк»  входят:

  • Оперативное получение информации о состоянии и движении денежных средств по счету в банке в любой момент времени.
  • Получение информации о курсах валют ЦБ и банка
  • Получение промежуточных выписок по счету.
  • Отправка в банк служебных записок, рублевых и валютных платежных поручений, поручений на обязательную продажу части валютной выручки, а следовательно, осуществление операций по счетам не выходя из офиса, что экономит время и снижает накладные расходы предприятия, связанные с оплатой курьерских и транспортных расходов.
  • Отправка в банк заявок на покупку и продажу валюты, заявок на приобретение векселей
  • Возможность управления счетом из других регионов.
  • Возможность быстрой корректировки платежного поручения в случае необходимости.
  • Увеличение скорости прохождения платежей от формирования платежного документа до зачисления средств на счета организаций-получателей средств.
  • Возможность работы клиентов с банком 24 часа в сутки.
  • Обработка платежей, поступивших от клиента, осуществляется в пределах операционного времени банка для приема платежей, согласно заключенному между банком и клиентом Договору.
  • Возможность получения выписки по счету за определенный период, поскольку в банке ведется архив полученных электронных документов.
  • Осуществление передачи любой информации, касающейся различных сфер деятельности банка и клиента. Ведение переписки.
  • Возможность экспорта-импорта документов из АС “Клиент-Сбербанк” в другие бухгалтерские программы.

     Преимуществами  автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк»  являются:

  • Повышение оперативности и надежности контроля документооборота
  • Снижение стоимости проведения платежей
  • Экономия времени на проведение расчетов
  • Предоставление банком выписок по счетам
  • Совместимость с большинством бухгалтерских программам, в том числе с 1С (возможность выгрузки информации из собственной базы данных на основании шаблонов конвертации или загрузки в нее данных из внешних файлов).

     Главными  преимуществами установки АС «Клиент-Сбербанк»  через Интернет являются:

  • Сокращение времени ожидания установки связи с банком из-за отсутствия необходимости прямой модемной связи с банком
  • Устранение проблемы со связью, если организация подключена к нецифровой АТС, но имеется скоростной доступ в Интернет
  • Ускорение передачи клиентам новых версий программного обеспечения «Клиент-Сбербанк»
  • Возможность установки связи с банком независимо от географического положения организации
  • Сокращение расходов за счет экономии на междугородных звонках при местонахождении организации в другом городе
  • Способ подключения не ограничивается техническими возможностями банка: вы можете выбрать любой из удобных вариантов, предложенных местными интернет-провайдерами.

     Применяемая банком система защиты информации обеспечивает шифрование, контроль целостности документа, защиту от несанкционированного доступа  к счету, а также подтверждение  авторства и подлинности электронных  документов.

     В рамках Системы клиент, юридическое  лицо, может работать со следующими формализованными типами документов:

     Рублевые  документы 

  • справка об остатке на рублёвом счёте;
  • выписка по рублевым счетам за произвольный период;
  • приложение к рублевой выписке, включающее всю информацию по проводке;
  • платежное поручение;
  • состояние документов;
  • рублевый аккредитив;
  • справочник Банковских идентификационных кодов (БИК), обновляемый по запросу Клиента.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание в банке