Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 13:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;
- выделить принципы организации системы расчетов и виды платежных операций;
- дать характеристику организации работы с юридическими лицами в Сбербанке РФ;
- проанализировать операции расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ.
Введение………………………………………………………………………3
1. РАСЧЕТНО-КАССОВОе ОБСЛУЖИВАНИе клиентов в банках РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15
2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17
2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25
2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30
2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35
Выводы и предложения…………………………………………………39
Список использованных источников……………………………43
Валютные документы:
Документы свободного формата:
По автоматизированной системе “Клиент-Сбербанк” принимаются к исполнению следующие виды платежных документов:
Существенным недостатком сложившейся в стране системы кассового обслуживания является её низкая оперативность, предполагающая явку клиента в банк, а также отсутствие возможности получения денежной наличности по истечении операционного дня.
Важным и быстрорастущим
Кредитная карточка - платёжно-расчётный
документ, выдаваемый банком своим
вкладчикам для оплаты
Дебитные карточки - это платёжно-расчётный
документ, выдаваемый банками своим
вкладчикам для оплаты
Внедрение коммерческим банком такой системы выполнения операций обеспечивает переход к качественно более высокому уровню кассового обслуживания клиентов.
Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов производится следующим образом.
Для
подкрепления банкомата и изъятия
из него денежной наличности письменным
распоряжением руководителя кредитной
организации назначаются
Подкрепление банкомата денежной наличностью производится по мере необходимости на основании письменной заявки кассового работника, ответственного за обслуживание банкомата, или руководителя подразделения кредитной организации, осуществляющего с помощью программных средств контроль за обеспечением банкомата денежной наличностью.
Заведующий кассой по расходному кассовому ордеру выдает кассовому или инкассаторскому работнику необходимую сумму денег для загрузки банкомата.
Принятую сумму денег кассовый или инкассаторский работник пересчитывает полистно, вкладывает ее в кассеты и закрывает кассеты на ключ.
Кассовому или инкассаторскому работнику для загрузки банкомата могут выдаваться предварительно подготовленные кассеты с денежной наличностью. Подготовку денежной наличности, вложение ее в кассеты и закрытие кассет осуществляет заведующий кассой или специально выделенный кассовый работник. К кассете прикрепляется ярлык с проставлением на нем: номера банкомата, суммы вложенных денег, даты, подписи и именного штампа заведующего кассой или специально выделенного кассового работника. Принимая кассеты для загрузки банкомата, инкассаторы проверяют целость кассеты и наличие на ярлыке реквизитов.
Кассовый или инкассаторский работник выводит из банкомата распечатку о сумме денежной наличности, выданной на основании карточек и находящейся в банкомате на момент вскрытия, и изымает кассеты из банкомата. Загружает подготовленные кассеты в банкомат и выводит из банкомата распечатку, подтверждающую факт вложения денег.
На основании распечатки банкомата операционным работником кредитной организации выписывается приходный кассовый ордер на сдаваемую в кассу денежную наличность и мемориальный ордер для отражения по картсчетам клиентов.
Заведующий
кассой принимает от кассового или
инкассаторского работника
Расчетно-кассовые операции корпоративных клиентов банка предполагают ведение счетов юридических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, то есть таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.
Таким
образом, основные банковские операции,
так или иначе, осуществляются в
рамках расчетно-кассового
Банковские операции в рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной формах.
Все банковские
операции условно можно поделить
на три блока: вспомогательный - виды
работ организационно-
Основные
функции расчетно-кассовых операций
заключаются в организации
Все операции, проводимые в системе расчетно-кассового обслуживания, строго регламентированы нормативно-правовыми актами, соблюдение которых является непременным условием функционирования любого банка.
Организация российской платежной системы базируется на совокупности принципов организации безналичных расчетов; системе счетов для осуществления платежей; системе платежных форм, документов и правил.
Ключевыми
принципами безналичных расчетов являются:
принцип срочности; принцип безусловного
выполнения обязательств; принцип обеспеченности,
принцип имущественной
Открытие
банковских счетов корпоративным клиентам
производится банками при условии
наличия у клиента
Традиционными
и основными кассовыми
Банковские услуги совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными реалиями и развитием новых банковских технологий. К таковым следует отнести, прежде всего, различные модификации дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный центр, электронный клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления обслуживания (корпоративные банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.
Основными
валютными операциями в рамках обслуживания
внешнеэкономической
В результате изучения зарубежного опыта выявлена необходимость: внедрения современных технологий в отечественных банках; реорганизации каналов сбыта; создания новых консультационных структур, мини расчетных центров; диверсификации деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг; вывода на рынок новых банковских продуктов; расширения проектов расчетно-информационного обслуживания корпоративных клиентов; развития инвестиционных банковских услуг.
Стратегическим приоритетом клиентской политики Банка является построение долгосрочных партнерских взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов является детальная сегментация клиентской базы, на основании которой выработаны ключевые технологические и маркетинговые подходы для работы с клиентами.
Расчетно-кассовые
операции Банка совершаются под
эгидой Учетно-операционного
Сбербанк РФ предлагает юридическим лицам услуги по открытию и ведению счетов в рублях и в иностранной валюте, включающие весь спектр традиционных банковских операций: открывает и ведет банковские счета корпоративных клиентов; проводит все виды расчетных операций в рамках действующего банковского законодательства; осуществляет документарные операции с применением аккредитивной формы расчетов; выдает гарантии; обслуживает документарное инкассо; проводит конверсионные операции; осуществляет дистанционное обслуживание счетов в системе «Электронные клиент»; осуществляет валютный контроль, консультирование и сопровождение внешнеэкономической деятельности клиентов.