Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 11:38, курсовая работа
Актуальность данной работы вызвана тем, что для современной российской экономики повышение эффективности функционирования банковского сектора - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы.
Целью данной работы является рассмотрение направлений совершенствования российской банковской системы.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты построения банковской системы
- Проанализировать развитие банковского сектора в 2008-2009 г. и рассмотреть основные проблемы развития банковского сектора и пути их решения
Объектом изучения является банковская система РФ, проблемы и перспективы развития.
Введение
Глава 1. Сущность банковской системы и ее роль в экономике страны
1.1. Понятие, структура и функции банковской системы
1.2. Характеристика основных элементов банковской системы
1.3. Институциональный и организационный аспекты развития банковской системы.
1.4. Факторы, влияющие на ход развития банковской системы.
1.5. Рейтенгирование банковской системы страны.
1.6. Показатели, характеризующие развитие национальной банковской системы страны.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития банковской системы России
2.1. Анализ банковского сектора России в 2008-2009 г
2.2. Проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития
2.3. Основные направления совершенствования российской банковской системы
Заключение
Библиографический список
Одно
из приоритетных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации
и Банка России в соответствии
со Стратегией – создание условий
для ведения банковского
Одной из мер для решения этой проблемы было принятие закона об отмене государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации, а также обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации. Очевидно, что этих мер оказалось недостаточно для полноценного решения проблемы. Разрыв в обеспечении банковскими услугами Москвы и регионов, а также отсутствие долгосрочных ресурсов для развития региональных банков сыграли свою негативную роль.
Таким образом, с учетом недостаточного территориального и технологического развития финансовой инфраструктуры, сегодня ясно, что решение проблем и дальнейшее развитие банковского сектора требует комплексных мер и серьезной поддержки со стороны государства.
В целом развитие банковского сектора сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные:
• рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования – внешний долг банков на конец сентября 2008 г. (без участия в капитале) составил 198,2 млрд. дол.13, т. е. порядка 20% пассивов национальной банковской системы;
• сохранение низкого уровня капитализации банков.
Ипотечный кризис 2007 г. в США затруднил доступ к международным финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.
Катализатором
кризиса российской финансовой системы
стало обострение мирового финансового
кризиса осенью 2008 г. В сентябре 2008
г. произошло одновременное
К счастью, эффективные и слаженные действия Правительства и Банка России позволили избежать серьезных проблем: удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения.
Тем не менее, ряд мер имел и оборотную сторону. Очевидно, что привилегированные условия предоставления помощи государственным банкам негативно повлияли на ситуацию в первые недели кризиса. Надо отдать должное монетарным властям: контрпродуктивная мера о выделении средств государственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Минфина России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера – беззалоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков.
Между тем общее состояние экономики страны продолжает оставаться сложным. Из-за кардинального снижения внешнего спроса на основные экспортные товары России резко уменьшилась доходная часть государственного бюджета, произошло сокращение денежной массы и соответствующее резкое снижение внутреннего спроса. Международные резервы сократились с рекордных 598,1 млрд. дол. на начало августа 2008 г. до 386,5 млрд. дол. к концу января 2009 г14. Продолжается рост инфляции. Кризис охватил не только финансовый сектор, но и всю экономику России.
Кредитная поддержка производства – центральная проблема15 не только банковского сектора, но и всей экономики России. Кредитование реального сектора экономики, кредитование производства – сегодня крайне важная и актуальная проблема. Именно кредитование побуждает экономический рост, стимулирует увеличение массы товаров на рынке и, следовательно, приводит к снижению инфляции.
Необходимость расширения кредитования в условиях кризиса вызывается и рядом других обстоятельств. Во-первых, удельный вес кредита в общем финансовом обороте российских предприятий всегда был низок и особенно сейчас. Во-вторых, в условиях кризиса всегда есть дополнительная временная потребность в финансовых ресурсах, и кредит здесь – как спасательный круг, который помогает выйти из провала. Сегодня российская экономика страдает от недостатка кредита. Надо, очевидно, отказаться от тезиса, что появление денег на рынке неизбежно вызывает инфляцию. Вопрос в том, как эти деньги пустить в оборот. Представляется возможным развернуть кредитование как самый эффективный антиинфляционный путь развития, конечно, при грамотном управлении этими процессами.
Что сегодня происходит в стране в области кредитов. Реально оживления кредитования нет. Если исключить из объема кредитования валютные факторы, видно, что в январе текущего года корпоративные кредиты выросли незначительно – на 0,1%, а кредиты населению снизились примерно на 1%16.
Другая проблема – это необходимость государственной поддержки кредитования. Вопрос заключается в том, чтобы определить, кого поддерживать, за счет каких источников, в каком порядке.
Как известно, утверждается, что внутренняя причина проблем развития экономики России – перегрев экономики в последние годы. Произошло элементарное нарушение логики в развитии экономики страны, ее отраслей, нарушение объективной истины в темпах и пропорциях экономического развития.
Во-первых, Россия развивалась как сырьевая страна, другие отрасли резко отставали. В результате, как известно, рост обеспечивали только цены на нефть и газ. И их неизбежное изменение привело к известным проблемам.
Во-вторых, были нарушены пропорции в росте строительного производства. В условиях дефицита жилья и отсутствия антимонопольного регулирования вздулись цены на строительные материалы, жилье и другие строительные объекты.
В-третьих, огромные денежные ресурсы (нефтедоллары) вместо направления в экономику и прежде всего в новые технологии вкладывались в зарубежные банки.
В-четвертых, искусственно сдерживалось расширение собственно финансово-банковской инфраструктуры.
На современном этапе несмотря на решение ряда серьезных проблем банки тем не менее пока не могут активно поддерживать производство, крайне мало предоставляют новых кредитов. Причиной такого поведения является наличие следующих факторов: высокий риск кредитования; отсутствие МБК; ожидание новой волны кризиса в банках; отсутствие длинных денег.
В таких условиях банки не могут рисковать по простой причине: велика как никогда ранее угроза невозврата кредита. Банки как бы замерли, практически не расширяют кредитование.
При всей актуальности рассмотренных выше вопросов наличие высоких ставок по кредитам – одна из самых острых проблем на современном этапе. Кредитные ставки для предприятий достигают 24–26%, а в ряде случаев и больше. Для того чтобы определить возможные пути снижения процентных ставок конечным потребителям, важно прежде всего выяснить причины существования таких высоких ставок.
Наиболее распространенная позиция по этому вопросу отражает прежде всего мнение Банка России – это наличие высокой инфляции в стране и невозможность предоставления кредитов для банков в системе рефинансирования ниже этой инфляции. Устанавливая высокую ставку по кредитам, Центральный банк Российской Федерации тем самым делает более дорогим рубль и защищает его от обесценивания, а также оттока валюты за рубеж. Есть и другие точки зрения.
Так Ассоциация российских банков попыталась отразить влияние факторов, определяющих процентную ставку, в виде следующей схемы.
Как видно из схемы, наибольшее влияние на величину процентной ставки оказывает система рисков при кредитовании (ее вес мы оценивается на уровне 40%).
Другим, крайне важным фактором, влияющим на цену кредита, является ставка рефинансирования Банка России. Это исходная величина, которая как бы дает пусковой импульс для определения конечной ставки кредитования реального сектора.
Однако это не всегда определяющий фактор, так как еще год-два назад, в спокойной ситуации, ставка кредитов была ниже ставки рефинансирования. Но если государство хотя бы незначительно стало снижать ставку рефинансирования – это было бы сигналом для поведения банков в конечной стадии кредитования.
Безусловно, надо иметь в виду влияние и других факторов. Особенно заметно воздействие на величину процентной ставки размеров процентов по депозитам населения. В сложившихся условиях банки вынуждены повышать конечную процентную ставку в зависимости от платы по депозитам (по рублевым депозитам этот процент составляет 12–15% и более).
В этой ситуации, естественно, главным направлением по снижению процентных ставок является снижение рисков по кредитам. В условиях кризиса решить эту проблему возможно установлением гарантий со стороны государства на предоставляемые банками кредиты.
Проблема просроченной задолженности или “плохих долгов”. В США доля "плохих" долгов постепенно уменьшается, а в России еще будет расти. Одной из мер по борьбе с ростом объема "плохих" долгов и необходимость рекапитализации банковской системы, российские власти готовы втрое увеличить долю государства при докапитализации банков: к каждому рублю, направляемому акционерами в капитал банка, государство будет добавлять еще три в виде субординированного кредита.
"Предлагается на новом этапе поддержки банковской системы увеличить эту пропорцию до одного к трем. То есть на каждый рубль акционеров государств о добавит еще три рубля в виде субординированного кредита"17, - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.
Первый вариант поддержки - один к одному, когда на один рубль акционеров государство вкладывает один рубль , сохраняется для тех банков , которые не участвовал и в этих мероприятиях до сих пор.
Причем участие во второй стадии поддержки должно быть обусловлено участие м в первой . То есть во второй стадии будут участвовать только те, кто отметился на первом этапе работы.
Он напомнил, что в 2009 году на дополнительную капитализацию банков зарезервировано около 500 млрд. рублей . Это плюс к тем 757 млрд. рублей, которые уже предоставлены коммерческим банкам в виде так называемых субординированных кредитов.
Однако накачка деньгами банковской системы здесь едва ли поможет: как мы отмечали в предыдущем номере "Денег", российские банки, даже получив дополнительную ликвидность, не торопятся выдавать кредиты ненадежным в условиях кризиса заемщикам.
Российские власти готовы вернуться к идее покупки государством акций банков в массовом порядке, причем не только привилегированных. Как заявил на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, в случае быстрого увеличения «плохих» активов оптимальной является схема вхождения государства в капитал банков: лучше, если это будут привилегированные акции, но возможен вариант и с покупкой обыкновенных акций.
“Если
мы всерьез рассматриваем гипотезу
быстрого увеличения «плохих» активов,
необходимо подумать про капитал
первого уровня: в связи с этим
представляется оптимальной схема
вхождения государства в
По словам г-на Улюкаева, такое решение является макроэкономически нейтральным, то есть не окажет негативного воздействия на уровень и динамику процентных ставок. Для банков такая мера означала бы гарантированную возможность покрытия убытков, которые возникают с плохим качеством существующих или новых кредитов и рефинансирования в ЦБ фактически без дисконта по всему спектру инструментов, добавил он.