Развите Банковской стстемы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 11:38, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы вызвана тем, что для современной российской экономики повышение эффективности функционирования банковского сектора - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы.
Целью данной работы является рассмотрение направлений совершенствования российской банковской системы.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты построения банковской системы
- Проанализировать развитие банковского сектора в 2008-2009 г. и рассмотреть основные проблемы развития банковского сектора и пути их решения
Объектом изучения является банковская система РФ, проблемы и перспективы развития.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность банковской системы и ее роль в экономике страны

1.1. Понятие, структура и функции банковской системы

1.2. Характеристика основных элементов банковской системы

1.3. Институциональный и организационный аспекты развития банковской системы.

1.4. Факторы, влияющие на ход развития банковской системы.

1.5. Рейтенгирование банковской системы страны.

1.6. Показатели, характеризующие развитие национальной банковской системы страны.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития банковской системы России

2.1. Анализ банковского сектора России в 2008-2009 г

2.2. Проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития

2.3. Основные направления совершенствования российской банковской системы

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

     В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд. руб. (в дополнение к 66 млрд. руб., выделенным в 2008 г.).

     Агентство по страхованию вкладов сейчас выполняет  важные функции по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку  санации банковской системы. Следует, на наш взгляд, увеличить капитал АСВ на 100 млрд. руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд. руб.).

     6. Упорядочение рынка проблемных  активов 

     Важным  условием укрепления банковского сектора  является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

     Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

     Кроме того, необходимы меры в области  учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.

     Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

     7. Повышение прозрачности и технологичности  банковской системы 

     Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

     • установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в  полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

     • введение дифференцированной системы  надзора за банками;

     • передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

     • разработку Банком России специальных  нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

     • переход на электронный формат подачи отчетности банков;

     • совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

     Антикризисные меры для реального сектора экономики.

     Не  должен остаться без внимания и нефинансовый сектор – реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:

     • снижение налоговой нагрузки. Решение о снижении налога на прибыль, принятое в конце 2008 г., является, несомненно, правильной мерой. Однако она может оказаться в нынешних условиях недостаточной. Прибыль российских предприятий в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась в 8,5 раза.

     По  прогнозам, 4/5 предприятий будут  иметь по итогам 2009 г. либо нулевую прибыль, либо убыток. Наиболее действенной мерой могло бы стать снижение НДС и ЕСН. Такая мера охватила бы фактически все предприятия;

     • сдерживание и по возможности  снижение тарифов естественных монополий;

     • финансирование инфраструктурных проектов. Инвестиции в инфраструктуру (транспортные сети, социальное жилье, объекты электроэнергетики) позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества предприятий, создать дополнительные рабочие места, заложить основу для экономического роста после кризиса;

     • реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Для этого  необходимо внедрить механизм, позволяющий  банкам рефинансировать портфели кредитов малому и среднему бизнесу путем  их секьюритизации, организовать систему гарантийных фондов, предоставляющих поручительство за заемщиков, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Кроме этого, целесообразно организовать систему финансирования малого и среднего бизнеса со стороны специализированных фондов и микрофинансовых организаций.

     Преимущества комплексной реализации данных антикризисных мер для реального сектора экономики очевидны: они охватывают фактически все предприятия, стимулируют спрос на продукцию большего количества участников рынка, снижают платежную нагрузку на предприятия и повышают их экономическую активность, закладывают основу для экономического роста после кризиса.

 

      Заключение 

     В данной работе проведен анализ структуры банковской системы РФ, ее функции, анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики,  рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, проведен анализ развития банковского сектора в 2008-2009 г., определены основные проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития, выработаны основные направления совершенствования российской банковской системы..

     Современная российская банковская система - это  важнейшая сфера национальной экономики. Практическая ее роль обусловлена тем, что она реализует в государстве  систему платежей и расчетов: наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам: большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции. Коммерческие основы деятельности кредитных организаций и двухуровневая структура (I уровень Центральный банк Российской Федерации: II уровень - кредитные организации) - фундаментальные принципы организации российской банковской системы.

       Коммерческие банки, действуя  в соответствии с денежно-кредитной  политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении.

     Роль  ЦБ РФ в развитии и регулировании  денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока. Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание и развитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являются проведение учетной политики и политики рефинансирования, определение минимальных резервных требования, операции на открытом рынке и валютная политика.

     При анализе развития банковского сектора  в 2008-2009 г. были выявлены следующие основные проблемы развития банковского сектора:

  1. Замедление темпов роста банковской системы, ее постепенное сжатие. Среднемесячные темпы прироста активов в 2008 г. снизились с 3,1 до 2,8%, а к марту 2009 году уже началось и вовсе снижение активов. Происходит сжатие ресурсной базы банков.
  2. Кредитная поддержка производства, кредитование реального сектора экономики – центральная проблема не только банковского сектора, но и всей экономики России.
  3. Наличие высоких ставок по кредитам – острая проблема на современном этапе. В этой ситуации, естественно, главным направлением по снижению процентных ставок является снижение рисков по кредитам. В условиях кризиса решить эту проблему возможно установлением гарантий со стороны государства на предоставляемые банками кредиты.
  4. Ухудшение качества кредитного портфеля. Совокупная просроченная задолженность за время кризиса выросла вдвое. По оценкам аналитиков, то их уровень уже в первом полугодии может составить 7% от кредитного портфеля.
  5. Снижается прибыльность и эффективность банков. С учетом неизбежного дальнейшего роста резервов на возможные потери по ссудам, уменьшения доходности операций на валютном рынке, снижения доходности по другим видам активов (прежде всего по кредитам из-за ухудшения их качества), роста стоимости привлеченных ресурсов следует ожидать дальнейшие снижение прибыли банковского сектора.
  6. По сравнению с зарубежными рынками банковская система РФ сильно фрагментирована. Ее основу (80% активов) составляют 50 ведущих банков. И ни одна страна не может похвастаться таким огромным количеством малых и средних банков.
  7. В Росси исключительно высока доля государственных банков.

     Все эти тенденции и их возможные усиление до кона 2009 г. говорят о том, что банковской системе необходим срочный комплекс поддерживающих мер со стороны государства и ЦБ РФ:

  1. Снижение ставки рефинансирования до уровня 8-10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень банкротства заемщиков.
  2. Консолидация банковского сектора и повышение ее капитализации. Необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций.
  3. Разработка механизма предоставления гарантий, а также критериев отбора банков – участников программы исходя из концентрации “плохих” активов. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий.
  4. Упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.
  5. Подготовка проекта изменений законодательно-правовой базы для внедрения программы защиты активов.

     В заключение хочется отметить, что  роль Центрального банка и Правительства  РФ в нынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока. Грамотное проведение реструктуризации банковской системы, принятие необходимых антикризисных мер обеспечит дальнейшее развитие банковской системы РФ так и экономики в целом.

 

      Библиографический список 

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1.
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №:40-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ.
  6. Положение Банка России от 25.02.2004 г. № 225-П.
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. М.: Высшее образование, 2009.
  8. Борисов А. Б. Большой экономический словарь: М.: Книжный мир, 2000.
  9. Годовой отчет Банка России за 2007 год. М. изд. Банка России, 2008.
  10. Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  11. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. М.: изд. Банка России, 2008.
  12. Россия. Экономическое и финансовое положение. М.: изд. Банка России Банк России. 2007.
  13. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
  14. Тагирбеков К.Р. Инвестиционные процессы и банковская система в экономике России. М: Издательство «Весь Мир», 2005.
  15. Макеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005.
  16. Фетисов Г.Г., Лаврушина, О.И. Мамонов И.Д. Организация деятельности центрального банка: учебник Фетисов – М.: КНОРУС, 2008.
  17. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития.// Деньги и кредит. – 2009. - № 3.
  18. Милюков А.И. Кредитная поддержка производства – центральная проблема.// Деньги и кредит. – 2009. - № 4.
  19. Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты.// Деньги и кредит. – 2006. - № 5.
  20. Флюгер А.Н. Прямая банковская угроза.// Коммерсантъ. – 2009. - № 16.
  21. Информационное агентство www.Interfax.ru/
  22. Ожидаемые результаты развития банковского сектора: Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года http://www.minfin.ru/
  23. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru/
  24. Масштабы российского банковского сектора: Концепция развития финансового рынка России
  25. Рейтинговое агентство Информбанк http://www.bdrating.ru/

Информация о работе Развите Банковской стстемы России