Развитие форм безналичного расчета в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота в условиях реформирования экономики.
Безналичный денежный оборот – часть денежного оборота, возникает в тех случаях, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. путем перечисления денег по банковским счетам или путем взаимных зачетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..31. Безналичный денежный оборот предприятий, его структура и эффективность……………………………………………………………………4
Способы платежей…………………………………………………………...5
Источники платежа…………………………………………………………6
Очередность платежей……………………………………………………...6
2. Основные формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки
2.1 Платежное требование………………………………………………………8
2.2 Платежное поручение………………………………………………………10
2.3 Платежное требование-поручение………………………………………….12
2.4 Аккредитив…………………………………………………………………...13
2.5 Расчетный чек………………………………………………………………..15
2.6 Вексель……………………………………………………………………….17
2.7 Банковская пластиковая карточка………………………………………….19
3. Совершенствование безналичных расчетов в современных условиях……22
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

безналичный расчет2.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

  Ремитент - первый получатель или первый векселедержатель, в пользу которого выставлен вексель.

  При выдаче простого векселя векселедатель обязан уплатить непосредственно векселедержателю обусловленную сумму. Тем самым в простом векселе обозначены два лица - лицо, выписавшее чек, которое одновременно является плательщиком по векселю, и ремитент - первый получатель или первый векселедержатель, перед которым плательщик принимает обязательство о платеже.

  Переводной  вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к особому лицу-плательщику, уплатить обусловленную сумму векселедержателю. Тем самым по переводному векселю плательщиком является не векселедатель, а другое лицо, которое при помощи специального действия (акцепта) принимает на себя обязательство о платеже.

  Вексель - долговые обязательства. В простом  векселе векселедатель (дебитор) берет  обязательство перед ремитентом (кредитором). В переводном векселе два обязательства: обязательство плательщика перед трассантом, которое и дает основание трассанту обращать свой приказ о платеже; обязательство трассанта перед ремитентом, во исполнение которого трассант предлагает плательщику произвести ему платеж.

  Вексель должен содержать: наименование «вексель»; приказ «платите» (переводной вексель), обязательство «уплачу» (простой  вексель) определенную сумму денег; точное наименование плательщика (фамилия, имя, отчество, место жительства, адрес, как для физического, так и юридического лица); срок платежа, место платежа, наименование получателя, место и дату выставления векселя, конкретную сумму (общую, включая причитающиеся проценты), подпись трассанта (переводной вексель) и векселедателя (простой вексель).

  Переводной  вексель может быть передан от одного лица к другому путем индоссамента (передаточной надписи). Индоссамент  может быть написан на переводном векселе или на присоединенном к  нему листе (аллонж, добавочный лист) и  подписан индоссантом.

  Переводной  вексель может быть выдан сроком по предъявлении, во столько-то времени  от предъявления, во столько-то времени  от составления, на определенный день.

  Отказ от акцепта переводного векселя  должен быть нотариально удостоверен. Нотариально удостоверенный отказ плательщика от оплаты носит название вексельного протеста.

  2.7.  Безналичные расчеты банковскими пластиковыми карточками.

  Банковская  пластиковая карточка - это совершения безналичных платежей за товары и  услуги, выполнение вкладных операций, получение наличных денег физическими и юридическими лицами.

  Банк, выпустивший пластиковую карточку, носит название банк-эмитент.

  Юридическое или физическое лицо, заключившее  с банком-эмитентом договор об использовании карточки в качестве платежного средства - держатель карточки.

  Физическое  лицо, получающее право на осуществление  расчетных и других операций при  помощи карточки на основании доверенности или заявления держателя - пользователь карточки.

  Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке-эмитенте карт-счет. Карт-счет – открываемый банком-эмитентом банковский счет, на котором отражаются операции, произведенные держателем при использовании дебетовой карточки (текущий (расчетный) счет физического лица. В настоящее время выделяют следующие виды карт:

  1.  по механизму расчётов выделяют следующие виды карт:

  ·  двухсторонние карточки;

  ·  многосторонние карточки.

  2.  по функциональному назначению выделяют следующие виды карт:

  ·  кредитные карточки , используемые в кредитных платежных системах;

  ·  дебетовые карточки - используемые в дебитных платежных системах;

  ·  карточки с овердрафтом.

  3.  по функциональному назначению выделяют следующие виды карт:

  ·  кредитные карточки;

  ·  дебетовые карточки;

  ·  карточки с овердрафтом.

  4.  по материалу, из которого карточка изготовлена выделяют следующие виды карт:

  ·  бумажные (картонные);

  ·  пластиковые;

  ·  металлические.

  Основные  преимущества банковских карт заключаются  в их универсальности. Платёжные  системы заинтересованы в максимально  широком их распространении. Например, банковские карты могут использоваться в магазинах, кафе, ресторанах, музеях, кинотеатрах, казино, автозаправках, вокзалах, аэропортах - список можно продолжать достаточно долго.

  Карточки  являются платежными инструментами, выпускаемыми банками-эмитентами. Операции с дебетной или дебетно-кредитной карточкой  производятся только при наличии на карт-счете необходимой суммы средств, которую юридические лица перечисляют со своего расчетного счета, физические лица - с вкладного счета или вносят наличными (через кассу банка-эмитента). При необходимости карт-счет пополняется. Операции с дебетно-кредитной карточкой производятся только при заключении кредитного договора между банком-эмитентом и держателем карточки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Совершенствование безналичных расчетов в современных условиях

   В настоящее время банки учатся зарабатывать на классических банковских операциях, а не быть финансовыми спекулянтами. Но прежде чем взять деньги, скажем, за расчетное обслуживание, банк должен обеспечить соответствующее качество услуг, а значит, сначала потратить деньги. Средства также необходимы и на обучение персонала, новейшие технологии, разработку эффективных схем - словом, на создание всего того, что называется банковским продуктом.

Таким образом, чтобы упрочить свою позицию  на рынке услуг для физических лиц и расширить сферу влияния  по обслуживанию юридических лиц, коммерческим банкам нужно уделить внимание на улучшение качества услуг, обслуживания, в том числе и совершенствование безналичных расчетов. Для этого необходимо расширить свое присутствие на рынке пластиковых карт таким образом, чтобы использовать их в своих целях могли не только физические лица областного центра, но и районного. Также дополнительно разработать пакет услуг по ним, включающий страхование от несчастного случая, включить международные карты с разрешенным овердрафтом по счету и реализовать возможность открытия к ним рублевого счета.

Для расчетов с покупателями, поставщиками и подрядчиками коммерческим банкам необходимо предлагать своим клиентам использовать наиболее целесообразные формы расчетов, способствующие своевременности платежей и ускорению оборачиваемости средств. Клиентам, имеющим счета в банке, предоставляется услуга по установке системы электронного документооборота «Клиент-Сбербанк». Применяемые в данной АС процедуры совершения электронной цифровой подписи и шифрации исключают злоумышленный перехват, прочтение, искажение передаваемой информации, а также возможность несанкционированной передачи платежных документов. Соответствующий справочник автоматически отслеживает неправильно оформленные реквизиты поручений в системе «Клиент-Сбербанк».

Защита  информации в системах «клиент - банк»  осуществляется путем применения электронной  цифровой подписи (ЭЦП) и криптографических  методов шифрования информации.

Банки также получают выгоду от обслуживания клиентов посредством системы удаленного доступа к счету. Экономится время операционистов на прием и обработку документов, разгружаются операционные залы, появляется возможность наладить информационное обеспечение клиентов. У банка появляется возможность привлечь на обслуживание клиентов, территориально удаленных от его офисов. Кроме того, банк может получать дополнительный доход в виде платы за использование системы клиентами.

Недостатками  традиционных систем «клиент - банк»  являются:

- сложности с установлением и поддержанием телефонной связи с банком;

- необходимость устанавливать программное обеспечение и хранить базы данных на компьютере у клиента (в некоторых системах они занимают достаточно много места на жестком диске);

- возможность пользоваться системой только с определенного компьютера и модема;

- офф-лайновый режим работы клиентской части системы (изменения, происходящие на счетах клиента, отражаются в его базе данных не в режиме реального времени, а только во время сеанса связи с банком).

Для банков существенным недостатком является то, что необходимо либо затрачивать значительные средства на создание и обслуживание каналов связи с большой пропускной способностью, либо мириться с низким качеством связи и, как следствие, неудовлетворенностью клиентов качеством обслуживания. Устранить эти и другие недостатки призваны системы нового поколения, использующие возможности глобальной компьютерной сети Интернет.

Интернет-банкинг - это предоставление клиентам различных  банковских услуг посредством сети Интернет с помощью специального программно-аппаратного комплекса. В широком смысле под Интернет-банкингом можно понимать самые разнообразные системы, начиная от обычных web-страниц банков в Интернете и заканчивая сложными виртуальными платежными системами. В более узком смысле Интернет-банкинг - это аналог системы «клиент - банк», работающий через Интернет .

Существуют  системы, в которых Интернет используется только как средство передачи данных (так называемый «толстый клиент») и  системы, в которых Интернет используется как самостоятельная информационная технология (их называют «тонкий клиент»). В первом случае Интернет - лишь органичное дополнение классических систем «клиент - банк», решающее вопрос коммуникации с банком. Такие системы по сравнению с традиционной «клиент - банк» повышают мобильность и оперативность связи, но при этом несколько снижается уровень безопасности, поскольку Интернет - это открытая сеть.

Преимущество  связи через Интернет становится очевидным, например, когда несколько  сотен юридических лиц пытаются совершить свои проплаты, одновременно дозваниваясь до банка. Число модемных пулов банка ограничено, поэтому не всем клиентам удается быстро провести операции. Когда для связи используется Интернет, это ограничение снимается.

В системах второго типа прикладное программное  обеспечение является Интернет - приложением, функционирующим только в сеансе связи банка с клиентом. При использовании таких систем клиенту не нужно устанавливать программное обеспечение и хранить базы данных на своем компьютере. Он может получить доступ к своему банковскому счету, войдя на сервер банка в Интернете с любого компьютера и введя свой пароль и идентификационный номер. Для повышения безопасности могут использоваться различные методы защиты: сеансовые пароли, выбираемые с помощью специальной таблицы или генерируемые электронным устройством; ключевые дискеты и аппаратные ключи, идентифицирующие клиента, и др.

Системы первого типа предпочтительнее для  клиентов, желающих иметь более высокий  уровень безопасности. Системы второго  типа более дешевые и экономичные в эксплуатации для клиента, а также более мобильные. Пока эти две технологии взаимодополняют друг друга, но с развитием систем защиты информации в сети Интернет технологии «тонкий клиент» полностью вытеснят первые информационные технологии.

Иногда  через Интернет предоставляются не все услуги, предусмотренные системой «клиент - банк», а только их информационная составляющая (возможность получать выписки по счетам и обмениваться с банком иными сообщениями, не связанными с движением денежных средств по счетам).

Для населения  в сети Интернет предлагаются услуги по осуществлению расчетов с электронными магазинами как посредством пластиковых  карт, так и без них. Ряд банков предлагает физическим лицам в Интернете  банковское обслуживание удаленных  клиентов (home banking), аналогичное по сути системе «клиент - банк» для юридических лиц .

Система «домашний банк» предназначена  для управления реальными банковскими  счетами частных лиц через  сеть Интернет, предоставляя полноценный  банковский сервис своим пользователям круглосуточно в режиме реального времени из любой точки планеты. С помощью «домашнего банка» через Интернет в режиме реального времени клиент может:

- покупать и продавать валюту, круглосуточно осуществлять конвертацию валют по льготному курсу; в случае появления резко отрицательных новостей о состоянии на валютном рынке мгновенно прореагировать на изменение ситуации, закрыв, например, имеющиеся счета, и купить иностранную валюту; за несколько секунд перевести купленные доллары или рубли на карточный или любой другой счет; открывать валютные депозиты;

Информация о работе Развитие форм безналичного расчета в условиях реформирования экономики