Развитие форм безналичного расчета в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота в условиях реформирования экономики.
Безналичный денежный оборот – часть денежного оборота, возникает в тех случаях, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. путем перечисления денег по банковским счетам или путем взаимных зачетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..31. Безналичный денежный оборот предприятий, его структура и эффективность……………………………………………………………………4
Способы платежей…………………………………………………………...5
Источники платежа…………………………………………………………6
Очередность платежей……………………………………………………...6
2. Основные формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки
2.1 Платежное требование………………………………………………………8
2.2 Платежное поручение………………………………………………………10
2.3 Платежное требование-поручение………………………………………….12
2.4 Аккредитив…………………………………………………………………...13
2.5 Расчетный чек………………………………………………………………..15
2.6 Вексель……………………………………………………………………….17
2.7 Банковская пластиковая карточка………………………………………….19
3. Совершенствование безналичных расчетов в современных условиях……22
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

безналичный расчет2.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

- оплачивать коммунальные услуги: квартплату, счета за телефон, счета за электричество, счета за газ; сохранить платежные документы и квитанции об оплате в электронном виде, в случае необходимости получить квитанции, заверенные печатью банка;

- осуществлять внутри- и межбанковские переводы: в режиме реального времени переводить средства со своего счета на любой счет физического или юридического лица, открытый в банке; переводить средства со своего рублевого счета на рублевый счет любого банка Липецкой области; сохранять квитанции по переводу средств как в электронном, так и в бумажном виде; автоматизировать работу по переводу средств; получать квитанции, заверенные печатью банка;

- оплачивать счета операторов пейджинговой связи и провайдеров сотовой связи: заплатить оператору сотовой или пейджинговой связи в режиме реального времени за несколько секунд непосредственно через Интернет;

- открывать депозиты непосредственно через Интернет, в случае необходимости досрочно отзывать средства с депозитов, получать документальное подтверждение об операциях с депозитами;

- иметь доступ к истории платежей: отслеживать все операции по открытым счетам, получать историю выписок по счетам за любой период времени, контролировать движение средств по счетам (в том числе и карточным) в целях безопасности, получать квитанции по всем операциям со счетами;

- пополнять карточные счета платежных систем Union Card, Visa, Euro Card/Master Card; получать документальное подтверждение операций перевода; переводить необходимую сумму с одного своего счета на другой.

В перспективе  развития безналичных расчетов банки  предлагают систему дистанционного банковского обслуживания частных  лиц «Телебанк». Операции осуществляются через Интернет или по телефону круглосуточно из любого места. Через систему «Телебанк» можно оплачивать коммунальные услуги, мобильный телефон, проводить практически любые платежи, а также конвертировать валюту, пополнять пластиковые карты со счетов в системе «Телебанк» и наоборот. Достаточно связаться с системой и отдать соответствующую команду. Система «Телебанк» рассчитана на рядового пользователя. Чтобы провести операцию, достаточно набрать ее код, один - два параметра (например, номер оплачиваемого мобильного телефона) и перечисляемую сумму.

Открытие  счета в системе «Телебанк» в  действительности означает:

- открытие одного или нескольких счетов в банке (счет в российских рублях открывается обязательно, счета в других валютах открываются по желанию клиента за отдельную плату);

- оформление одной или нескольких пластиковых карт;

- возможность свободного перемещения средств между всеми счетами и картами (клиент имеет круглосуточный доступ к своим счетам через Интернет или по телефону);

- возможность проведения платежных операций (клиент имеет возможность проводить платежи в пределах России, а также денежные переводы за границу, квитанции о проведении оплаты клиент может получить по факсу и через Интернет).

Счет  в системе «Телебанк» может быть открыт очно и заочно (с пересылкой нотариально заверенных документов по почте). Пополнение счета в системе «Телебанк» возможно через кассу банка (рубли, валюта), через кассу любого липецкого телефонного узла (принимаются только рубли), через бухгалтерию своей организации путем ежемесячного перечисления части заработной платы, переводом денег со счета пластиковой карты Union Card, Visa, Euro/Master Card переводом со счета в другом банке, включая Сбербанк.

Со временем систему home banking начнут предлагать большинство  российских (в том числе липецких) банков, активно работающих с населением. А для кого-то внедрение подобных систем может обеспечить выход на рынок услуг населению и завоевание на нем достойного места. Для банков, еще не сформировавших региональную филиальную сеть, внедрение home banking может стать хорошей и более дешевой альтернативой развития клиентской базы и доведения своих продуктов до потребителей. Особо следует остановиться на банковских системах обслуживания расчетов населения с электронными магазинами.

Под электронной  коммерцией в широком смысле понимают различные виды бизнеса в сети Интернет, включая непосредственно Интернет-услуги (разработку сайтов, провайдерские услуги, рекламу в Интернете и т.д.). В узком смысле электронная коммерция - это осуществление продаж товаров и услуг через Интернет.

Банковское  обслуживание электронной коммерции  заключается в обеспечении безналичных  расчетов между покупателем и  продавцом. С одной стороны, банк может предоставлять услуги физическим лицам (покупателям), обеспечивая их расчетными инструментами для оплаты покупок в Интернете или осуществляя платежи с их счетов по указанным реквизитам. С другой стороны, банк может оказывать услуги самим электронным магазинам по организации приема платежей за их товары и услуги через Интернет посредством определенных технологий.

Существуют  разные механизмы и формы финансового  взаимодействия в Интернете.

Традиционные  средства оплаты за товары и услуги включают:

- банковский перевод,

- наложенный платеж,

- оплата наличными при доставке,

- банковские кредитные карты,

- электронные чеки и векселя,

- электронные деньги.

Первые  три формы оплаты наименее удобны для покупателей. В связи с  этим получили развитие международные  и российские электронные платежные  системы, позволяющие осуществлять расчеты в Интернете посредством банковских карт либо «виртуальными» деньгами.

Большинству банкам надо учитывать, что более половины покупок в Интернете в ближайшее время будет оплачиваться с помощью цифровых денег, представляющих собой записи на счетах в электронных платежных системах. Уже сегодня цифровые деньги (например, Web Money) можно зарабатывать, тратить в Интернет-магазинах, перечислять на счета других лиц, конвертировать в доллары и, наконец, снимать в наличном виде в специальных обменных пунктах.

Другим  распространенным инструментом платежа в сети Интернет являются банковские карты. Крупнейшие международные платежные системы активно продвигают собственные системы расчетов по пластиковым картам в Интернете. В то же время стали появляться специальные «виртуальные» карты для расчетов в сети Интернет. Международная карта Visa-Internet - это «виртуальная» карта, имеющая все атрибуты обыкновенной карты Visa: номер, срок действия, данные пользователя, за исключением самого пластика и ПИН-конверта, которые не нужны для расчетов в Интернете. Visa-Internet намного дешевле обычной карты. Комиссия банка за совершенные операции не взимается. Страховой депозит и неснижаемый остаток отсутствуют. Карту Visa-Internet можно заказать и получить как непосредственно в банке, так и не приезжая в банк. Для этого банк высылает клиенту комплект документов и инструкций на его электронный адрес. Клиент отправляет заполненные бланки по почте заказным письмом на адрес банка и переводит необходимую сумму для оформления карты по прилагаемым в комплекте документов реквизитам для конкретного типа платежей. По получении перевода и правильно заполненных и подписанных документов банк в течение 5 рабочих дней высылает клиенту заказным письмом карту и клиентский экземпляр договора по указанному им почтовому адресу.

Карта не может быть потеряна или украдена, ее данные хранятся лишь в памяти владельца  либо в памяти его компьютера. Даже каким-либо образом узнав данные карты, ею невозможно расплатиться в  магазине или снять наличные, карта  предназначена только для расчетов в сети Интернет. В любой момент можно заблокировать карту, закрыв доступ в карточному счету. Банк обеспечивает возврат несанкционированных платежей.

Банки, предоставляющие электронные услуги населению, имеют возможность предложить дополнительные услуги и юридическим лицам, например по организации оплаты товаров и услуг юридического лица через Интернет. В настоящее время это весьма актуально для компаний, оказывающих массовые услуги населению, оплата за которые производится периодически. Для других предприятий наличие у банка услуг по проведению платежей в Интернете может служить дополнительным стимулом обслуживаться в этом банке, имея в виду возможность заниматься электронной коммерцией в будущем.

Кроме того, многие банки, имеющие собственные  платежные системы в Интернете, оказывают юридическим лицам услуги по созданию электронных магазинов, предоставляя место на своих серверах, программное обеспечение, дизайн и т.п. Наличие подобных услуг у банка при отсутствии их у конкурентов позволит привлечь дополнительных клиентов, желающих заниматься продажей своих товаров и услуг через Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами.  Поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по выше отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

     Дальнейшее развитие и совершенствованию  банковских технологий в России, в частности, внедрение пластиковых  карточек повсюду должно совершенствовать  сокращение использования наличности и ускорения и повышения  надежности безналичных расчетов. Помимо того пластиковые карточки, как одна из наиболее новых и надежных форм безналичных платежей,   позволяют банкам аккумулировать средства держателей карточек, затрудняют злоумышленникам пути завладения  чужими денежными средствами, выступают  в ряде случаев как средство кредитования. Но и здесь не все так просто. Главной проблемой российских юридических лиц, осуществляющих расчеты с помощью пластиковых банковских карточек, является недостаточный уровень их технической оснащенности, что обуславливает необходимость применения примитивных способов авторизации предъявителя пластиковой карточки (по фотографии, по дополнительным данным, получаемым по телефону в результате звонков в расчетные центры банков или компаний). К тому же, к сожалению, на сегодняшний день следует констатировать, что в Российской Федерации  отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий порядок обращения пластиковых карточек.

    Особенностью функционирования денежной сферы в РФ в условиях переходной экономики является несвоевременное завершение платежей. Особое место среди факторов, влияющих на существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в обороте. Основная задача такой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать  воздействие на предотвращение роста цен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Бабич, Ю.А. Банковское дело: Учеб. для вузов / Ю.А. Бабич. - М.: Экономика, 2006. - 223с.
  2. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. - С-Пб.: Издательство «Питер», 2003. - 115с.
  3. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: Учеб. для вузов / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 367с.
  4. Бор, М.З. Стратегическое управление банковской деятельностью / М.З. Бор, В.В. Пятенко. - М.: Приор-Стрикс, 2006. - 159с.
  5. Голубев, С.Г. Коммерческие банки: Учебное пособие / С.Г. Голубев, В.В. Галочкин. - М.: Алгоритм, 2007. - 67с.
  6. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 267с.
  7. Жерковская, Е.М. Банковское дело: курс лекций / Е.М. Жерковская. - М.: ИКФ Омега - Л, 2003. - 399с.
  8. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Е.Ф. Жуков. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 423с.

Информация о работе Развитие форм безналичного расчета в условиях реформирования экономики