Российский рынок банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 14:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить процесс развития рынка пластиковых карточек в РФ и его современное состояние, а так же рассмотреть проблему использования пластиковых карточек в постоянном обороте в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ. БАНКОВСКАЯ КАРТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ 4
1.2. ВИДЫ БАНКОВСКИХ КАРТ 5
Возникновение платежной карты 6
Внешний вид пластиковой карты 6
Виды банковских карт 6
2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАНКОВСКИХ КАРТ 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ, ЕГО УЧАСТНИКИ, БАНКИ-ЭМИТЕНТЫ 17
2.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ 20
2.3. ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 25
2.4. ОБЗОР РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ (2007-2009 ГГ.) 29
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В ПОСТОЯННОМ ОБОРОТЕ В РОССИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ОДКБ +++.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

Процессинговый  центр – это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих  от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных (Рис. 3).

Рисунок 3  

Для этого центр  ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной  системы и держателях карточек. Центр  хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы  на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае, процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.

Следует отметить, что разветвленная платежная  система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Коммуникационные  центры обеспечивают субъектам платежной  системы доступ к сетям передачи данных. Использование сети Интернет обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.

Значительный  объем совершения операций по пластиковым  картам российского рынка происходит через систему банкоматов. Банкоматы  – электонно-технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета, а также, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой.

Выпуск пластиковых  карточек и предоставление их в распоряжение клиентов осуществляет банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки17.

2.2. Особенности развития рынка пластиковых карт в России

Карты международных  систем появились в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные  зарубежными компаниями и банками. Иными словами, в Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение такого рода с компанией “Дайнерс Клаб”. В 1974 году на нашем рынке появилась “Американ Экспресс”, в 1975 году - “Виза” (тогда еще “БэнкАмерикард) и “Еврокард”, в 1976 году - японская “Джей-Си-Би Интернэшнл”. С советской стороны все эти соглашения подписывались ВАО “Интурист”. Торговые расчеты от имени “Интуриста” осуществлялись Внешторгбанком/Внешэкономбанком СССР.  
Оборот по кредитным карточкам в 1987 году составил 30 млн. долларов, а к концу 1994 года возрос до 600 млн. долларов18.  
В июле 1988 года “Интурист” и Внешэкономбанк объявили о начале реализации программ по выпуску карточек “Виза” и “Европей” соответственно. Обе программы были достаточно ограниченными и опирались на внешнюю поддержку: “Интурист” - Окобанка, а Внешэкономбанк - “Креди Мютюэль”, Франция. Программа “Интуриста” была прекращена “Интурсервисом” в конце 1988 года, а программа Внешэкономбанка закончилась, когда его банковская деятельность была приостановлена в ноябре 1991 года.  
С конца 1988 года “Виза” начала принимать в свои члены российские банки, в том числе Кредо Банк был принят в 1990 году. Кредо Банк - первый негосударственный коммерческий банк, получивший иностранную банковскую лицензию, - начал выпуск карточек “Виза” и программу выдачи наличной валюты в сентябре 1991 года. Позднее программы по выпуску карточек “Виза” начали осуществлять Мост-банк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, банк Менатеп и с 1994 года “Столичный банк сбережений”. “Виза” в настоящее время также уделяет значительное внимание российскому региону: создается соответствующая российская ассоциация, решаются вопросы внутрирегионального клиринга и определения российского расчетного банка для системы. В настоящее время 21 российский банк является членом “Визы”.  
“Европей” начал принимать российские банки в свои члены с 1992 года, после прекращения деятельности Внешэкономбанка. Наиболее активным членом “Европея” является Мост-банк, в который перешел штат, работавший с кредитными карточками во Внешэкономбанке. Мост-банк, Диалог Банк и, первоначально, Кредо Банк решили сформировать Кардцентр в качестве конкурента “Интурсервиса” по “эквайрингу” и обслуживанию торговых предприятий. Кредобанк затем ушел из Кардцентра и присоединился к “Интурсервису” в качестве одного из учредителей-акционеров процессинговой компании “КОКК”19.  
Мост-банк в 1993 году выкупил акции ВАО “Интурсервис” в АО “КОКК”. Позднее, в результате конфликта с другим акционером - Кредо Банком - создал собственную процессинговую компанию “Мультикарта”, выйдя также из Кардцентра. В 1996 году в связи с трудностями Кредобанка его пакет акций выкуплен Онэксимбанком, что вызвало негативный резонанс в российских банковских кругах, причастных к карточному бизнесу, поскольку до этого момента Онэксимбанк не занимался карточками, а на контрольный пакет или хотя бы часть акций АО “КОКК” было немало претендентов из числа “банков-ветеранов”. Тем не менее не без участия международных платежных систем проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего в стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ между эквайерами явно этому не способствовал.  
С 1993 года компания “Европей” серьезно изменила свою тактику в России: она активизировала прием российских банков в члены ассоциации, для работы с ними был открыт офис в Москве. На фоне сдержанного отношения “Визы” к приему новых членов это позволило “Европею” довольно быстро довести число российских банков до нескольких десятков. В настоящее время более 30 российских банков являются членами “Европей”. Была создана ассоциация российских членов “Европей”, которая помогает эффективнее решать некоторые общие для банков вопросы.  
Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 году “золотые” карточки “Еврокард”. Однако до сих пор точно неизвестно, сколько их было выпущено и кому именно они были выданы. Ясно только, что их было ограниченное количество, и предназначались они для узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.  
Заметным событием на карточном рынке стало создание компании “Дайнерс клаб - Россия”, российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк “Империал”. В настоящее время ими ведется активная компания по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов, и, возможно, уже в скором времени карточки “ Дайнерс клаб ” займут свою нишу на российском рынке.  
В настоящее время продолжается бурное развитие пластиковых средств платежа в России. В прошлом году рост объемов составил более 70%20. В общей сложности российские банки выпустили более 50 тыс. карточек “Виза” и около 15 тыс. карточек “Еврокард/Мастеркард”.

В погоне за международными карточками и в условиях препятствий  со стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности, прежде всего с точки зрения внутренних правил самих “Визы” и “Европея”.  
За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной пластиковой карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону, российские банки ведут самостоятельный эквайринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.  
Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Первой была основана СТБ Карт на базе банка “Столичный”, откуда и происходит название.  
В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система “Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создавалась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион Кард” выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний. “Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны - сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Системе “Юнион Кард” удалось без тяжелых финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению стабильности системы.  
Особого внимания заслуживает система “Золотая корона”. Во-первых, это единственная крупная платежная система, центр которой находится не в Москве. Во-вторых, эта система, являясь межбанковской, использует нетрадиционную для банков чиповую технологию. В-третьих, она пережила довольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка, который являлся расчетным банком системы.  
Кроме выше перечисленных в России работают лакальные платежные системы, такие как Олби-кард (концерн Олби, банк “Национальный кредит”, “Индустрия-сервис”), Мост-кард (выпускается “Мост-банком”), большое количество карточек, выпускаемых отдельными банками.  
Рынок международных пластиковых систем в России составляет около 800 млн. долларов США в год. Карточки этих систем принимаются более чем в 5000 точек в России (в основном в Москве и Санкт-Петербурге).  
Международные платежные системы, особенно “Виза” и “Европей”, проводят очень активную политику на российском рынке. “Виза” даже изменила свое региональное деление, создав специальный подрегион для России, что показывает заинтересованность в русском рынке. Прирост оборота платежных систем в России будет осуществляться в основном за счет выпуска российскими банками пластиковых карточек международных платежных систем для российских граждан. Именно этот спектр рынка развивается наиболее бурно. Это как международные карточки с ведением счетов в валюте, так и локальные, привязанные к рублевым счетам. Такие карточки позволяют совмещать в себе преимущества локальных рублевых пластиковых систем со всемирным распространением международных систем и высокую степень защиты от злоупотреблений.

2.3. Лидеры российского рынка пластиковых карт

1) VISA INTERNATIONAL - самая крупная международная платежная система как по количеству карточек, так и по оборотам (более 300 млн. карточек, около 631 млрд. долларов США). Доля на мировом рынке более 50%. Организована в 1972 году на базе Bank of America, первоначально внедрившего систему пластиковых расчетов в США совместно с другими американскими банками. Построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип - бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, штат Делавер. Члены ассоциации одновременно являются ее совладельцами. Более 19 тысяч членов - крупнейших мировых финансовых организаций.  
Россия относится к региону Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Штаб-квартира - в Лондоне.

Карточки принимаются  в 190 странах мира, более чем в 12 млн.предприятиях и 180 тыс.банкоматах21.

09 апреля 2007 года  в Marriott Moscow Grand прошла конференция  "Кредитные карты в России. Новый этап развития", организованная Ассоциацией российских банков-членов VISA. Конференция была посвящена современным тенденциям и проблемам развития рынка кредитных карт в  России. В конференции приняли участие представители крупнейших банков, страховых компаний, регулирующих организаций, рейинговых агентств, а также компаний, предлагающих современные технологические решения в области использования платежных карт.

Проведение данной конференции вызвано объективной  необходимостью. Современный российский рынок кредитных карт достиг существенных результатов в развитии, как в количественном, так и в качественном отношении. Формирование рынка кредитных карт оказало значительное воздействие на весь процесс кредитования потребителей, являясь новой ступенью развития российского рынка банковских карт и потребительского кредитования. Кредитные карты играют важную роль в развитии российской банковской системы в целом и потребительского кредитования в частности.

В то же время развитие индустрии кредитных карт сопровождается и рядом проблем, среди которых можно выделить несовершенство отдельных аспектов законодательства, неподготовленность потребителей и их низкую финансовую грамотность, необходимость усиления контроля за обеспечением безопасности осуществления операций с использованием кредитных карт22. 
2) EUROCARD/MASTERCARD - консорциум, состоящий из двух компаний - американской MasterCard и европейской Europay. Вторая на мировом рынке - приблизительно 30%. Внутреннее построение аналогично “Визе” - ассоциация, члены которой являются владельцами (15 тыс.членов).  
Европейский центр в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн.карточек, около 10 млн. точек обслуживания23.  
3) AMERICAN EXPRESS - третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 18%. Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых. Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время24.  
В настоящее время - акционерное общество, акции котируются на нью-йоркской бирже. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне (Великобритания). В России работают через 100% дечернюю компанию AmEx Россия. Практически все обслуживание карточек идет через эту компанию, за исключением приема карточек AmEx в электронных терминалах. Эти услуги для AmEx представляет АО “КОКК”.  
Выпущено около 33 млн.карточек, которые принимаются в 3,5 млн.предприятий по всему миру (основной упор на авиабилеты, гостиницы, рестораны, дорогие магазины, прокат автомобилей)25.
 

Четвертую и  пятую позиции занимают DINERS CLUB INTERNATIONAL, американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году26, и JCB INTERNATIONAL, основанная  в 1961 году группой японских банков27, соответственно.

Шестую же и  седьмую строки занимают Российские карточные системы. 

6) STB-CARD - была образована в 1991 году. Ее учредителями были АКБ Столичный, Московский банк Сбербанка России, Элексбанк, Московский коммерческий Земельный банк, АО “ИНКАХРАН” и АО “СТБ КАРТ”.  
На сегодняшний день членами системы STB Card являются более 130 банков, охватывающих 10 регионов России, а также ближнее зарубежье. В качестве эмитентов карточки выступают и страховые компании. Расчетным банком системы является Столичный банк сбережений (в который в середине декабря 1997 г. был преобразован банк Столичный).  
Изготовление карточек берет на себя центр STB Card. Банку нужно лишь отработать логотип. Суммарный оборот по предприятиям торговли и сервиса составляет 100 000 рублей в день. Средний оборот по одному банкомату – 50 000 рублей в день. Доля платежей по карточкам STB Card среди всех российских платежных систем составляет, по оценкам специалистов системы, 35%28.
 
7) ЮНИОН КАРД - процессинговая компания “Юнион Кард” была учреждена Автобанком и Инкомбанком в апреле 1993 года. В 1994 году компания была перерегистрирована как акционерное общество закрытого типа, и сегодня ее акционерами являются следующие банки: Автобанк, Инкомбанк, Конверсбанк, Токобанк, Центрокредит, РНКБ.  
К настоящему моменту в систему “Юнион Кард” входят около 300 банков (из них около 60% - московские). Общее число выпущенных карточек - около 45 тыс. “Юнион Кард” насчитывает сегодня в своем составе 30 региональных процессинговых центров, выполняющих также функции эквайер-центров.  
Компания “Юнион Кард” осуществляет также сотрудничество с международной платежной системой Europay.  
Банки-эмитенты системы “Юнион Кард” предлагают дебетовые пластиковые карточки следующих видов: личные, семейные, корпоративные, зарплатные и банкоматные. Последние (так называемые cash-only) предназначены для получения наличных денег в сети банкоматов “Юнион Кард”.  
Кроме того, “Юнион Кард” предоставляет банку-эмитенту право самому устанавливать иные принципы отношений и расчетов с клиентами, включая предложение и кредитные карточки29

2.4. Обзор российского рынка банковских карт (2007-2009 гг.)

На 2 декабря 2009 на территории РФ занимаются эмиссией или эквайрингом банковских карт 708 организаций, из них: кредитных организаций- эмитентов – 673, а кредитных организаций-эквайреров – 63830.

Информация о работе Российский рынок банковских карт