Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике и исследование проблемы становления и развития рынка ценных бумаг в Казахстане, пути его совершенствования на данном этапе и выхода из мирового финансового кризиса. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в СНГ, такая функция ценных бумаг складывается не сразу.
Не способствует популяризации негосударственных ценных бумаг и действующая система налогообложения, предоставляющая государственным ценным бумагам и банковским депозитам заведомо более выгодные условия по сравнению с негосударственными Ценными бумагами.[10, с.19]
Также нельзя оставить без внимания такую проблему как мировой финансовый кризис, который значительно повлиял на рынок ценных бумаг Казахстана. Основными проблемами на отечественном фондовом рынке в период глобального финансового кризиса явилось ухудшение финансового состояния как организаций, так и эмитентов ценных бумаг, что обусловило повышение инвестиционных рисков инвесторов и, соответственно обострения «кризиса доверия» инвесторов к вложению средств, на рынке ценных бумаг. Большое влияние на стабилизацию финансовых учреждений оказывало Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В рамках проведения мероприятий, направленных на обеспечение финансовой устойчивости организаций, осуществляющих профессиональные виды деятельности на рынке ценных бумаг, поэтапно с 2008 года вводились требования о повышении минимального размера уставного капитала как в отношении профессиональных участников, работающих на рынке на основании соответствующей лицензии, так и в отношении заявителей, представивших в Агентство документы на получение соответствующей лицензии. В результате проведенных мероприятий уставный капитал профессиональных участников увеличился практически вдвое. При этом в целях повышения финансовой устойчивости организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиента в качестве номинального держателя и отдельные виды банковских операций, в 2009 году был оптимизирован порядок расчета собственного капитала и коэффициентов достаточности собственного капитала с учетом международной практики. В частности, собственный капитал рассчитывается как сумма капиталов первого и второго уровней. Соответственно, введены расчеты данных капиталов, а также определены три коэффициента достаточности собственного капитала. Другим значительным направлением работы Агентства в целях обеспечения финансовой устойчивости профессиональных участников рынка ценных бумаг и снижения рисков, связанных с их деятельностью, стало совершенствование системы управления рисками. Так, в новой редакции были приняты соответствующие нормативные правовые акты, определяющие требования к системе управления рисками организаций, осуществляющих брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг и деятельность по управлению инвестиционным портфелем. В частности, внедрена система двойного контроля как при совершении финансовых операций или заключении сделок с финансовыми инструментами, так и при осуществлении учета данных операций, разработан порядок проведения финансовой организацией стресс-тестинга, введено требование по расчету максимального допустимого размера убытков по активам клиентов, принятых в инвестиционное управление, более детально регламентирован порядок принятия решений по заключению сделок за счет собственных активов, в том числе посредством установления требования об обязательном создании инвестиционного комитета в отношении принятия инвестиционных решений за счет собственных активов, установлены требования к наличию системы внутреннего контроля за эффективностью функционирования системы управления рисками, налаживание механизма оперативного взаимодействия между подразделениями организации, позволяющего осуществлять информирование заинтересованных подразделений организации об изменении степени риска, которым подвержена деятельность организации или какой-то ее отдельный аспект.
В части совершенствования системы регулирования организованного рынка ценных бумаг Республики Казахстан, представленного KASE, в целях совершенствования порядка принятия решений органами фондовой биржи и ее комитетами Агентством 27 марта 2009 года внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность фондовой биржи, в целях определения порядка возобновления торгов по ценным бумагам в торговой системе фондовой биржи, которые были приостановлены вследствие технической ошибки трейдера, определения основных функций комитета совета директоров фондовой биржи по вопросам аудита эмитентов, а также, установления дополнительных требований к составу данного комитета.
Следует также отметить, что в 2009 году Агентством были предприняты меры по усилению функций кастодиана по контролю за целевым размещением (использованием) переданных ему на хранение активов клиентов, в частности 5 августа 2009 года Агентством установлен порядок действий кастодиана по проверке поступающих ему приказов на регистрацию операций по лицевым счетам на соответствие требованиям действующего законодательства Республики Казахстан, инвестиционной декларации (в отношении пенсионных активов и активов акционерных инвестиционных фондов), правил ПИФ, а также ограниченных мер воздействия и мер раннего реагирования, примененных уполномоченным органом.
Казахстан
постоянно испытывает влияние мировых
фондовых бирж, на которых обращаются
различные ценные бумаги. На крупнейшей
в мире фондовой бирже в Нью-Йорке обращаются
акции (в основном, именные) внутренних
(американских) и иностранных компаний,
облигации (именные и на предъявителя),
инвестиционные сертификаты. На Токийской
бирже торгуют, главным образом, именными
акциями внутренних эмитентов и небольшим
процентом долговых ценных бумаг (именных
и предъявительских). На Лондонской фондовой
бирже обращаются иностранные и внутренние
ценные бумаги (на предъявителя и именные,
соответственно). Это - твердопроцентные
акции и облигации государственных займов,
а также инвестиционные сертификаты.
Таблица 4. Объем
сделок с ценными бумагами
Наименование | За 2008 год | За 2009 год | Изменение за год |
Первичные размещения: | 3,1 | 426,1 | в 137,5 раз |
Акции | 0,2 | 419,1 | в 2 095,5 раз |
Долговые ценные бумаги | 2,9 | 7,0 | в 2,4 раза |
Ценные бумаги инвест. фондов | |||
Вторичное обращение: | 777,2 | 597,0 | -23,2 |
Акции | 415,9 | 217,4 | -47,7 |
Долговые ценные бумаги | 360,4 | 379,1 | 5,2 |
Ценные бумаги инвест. фондов | 0,9 | 0,5 | -44,4 |
Нелистинговые ценные бумаги | 1,7 | 0,5 | -70,6 |
Сделки репо: | 5 089,4 | 2 840,5 | -44,2 |
Акции | 2 752,6 | 1 010,7 | -63,3 |
Долговые ценные бумаги | 2 331,8 | 1 826,8 | -21,7 |
Ценные бумаги инвест. фондов | 1,1 | 0,2 | -81,8 |
Нелистинговые ценные бумаги | 3,9 | 2,8 | -28,2 |
Итого: | 5 871,4 | 3 864,1 | -34,2 |
За 2009 год объем сделок с негосударственными ценными бумагами уменьшился на 34,2%. При этом значительно уменьшился объем сделок по акциям на 53,0%, по долговым ценным бумагам на 6,3%. Объем сделок по операциям «репо» снизился на 44,2%.
В каждой стране существует не одна, а целая система фондовых бирж. По роли, которую играют отдельные биржи в национальных биржевых системах, можно выделить группу стран с моно- и полицентрическими системами фондовых бирж.
В системах первого типа доминирует одна биржа, расположенная в главном финансовом центре страны, остальные имеют региональное значение (США, Италия, Франция, Япония). Так, на Миланской и Парижской фондовых биржах сосредоточено около 95% национального оборота ценных бумаг, на Нью-Йоркской и Токийской, - соответственно, 84 и 80%. Развитие организованного фондового рынка в Казахстане происходит в рамках этой биржевой системы.
Полицентрические
системы фондовых бирж функционируют
в Германии, Австрии, Канаде, Швейцарии.
Деятельность региональных бирж, как правило,
направлена на обслуживание ценных бумаг
местных компаний и часто не выходит за
рамки определенного района. Однако надо
отметить тенденцию объединения провинциальных
бирж. К полицентрическому устройству
организованного рынка ценных бумаг тяготеет
российская биржевая система, представленная
значительным количеством региональных
структур. Фондовый рынок, как и вся экономика
в целом, не застрахован от спадов и других
потрясений, иногда вызывающих паралич
всей экономической деятельности. Рынок
ценных бумаг всегда был и будет индикатором
финансово-экономического здоровья государства:
резкое падение биржевых курсов служит
грозным предзнаменованием общей финансовой
катастрофы в стране, всякое же оживление
экономики немедленно сказывается на
объемах финансовых операций.[15, с.19-23]
2.3
Перспективы развития
рынка ценных бумаг
в Республике Казахстан
В целях активизации фондового рынка Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам разработала проект программы развития фондового рынка на 1999 - 2008 гг., который направлен для обслуживания заинтересованным министерствам и ведомствам.
Новая программа обращена на формирование фондового рынка в качестве эффективного механизма мобилизации и перераспределения средств отечественных и иностранных инвесторов, привлечения инвестиций в реальную экономику Казахстана. Одна из основных ее задач - совершенствование регулирования фондового рынка и финансового рынка в целом.
Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанского рынка ценных бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скорее всего, не произойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятным сценарием развития событий представляется увеличение объемов сделок с наиболее популярными ценными бумагами. Сокращение количества брокеров-дилеров - небанковских организаций и регистраторов - не окажет негативного влияния на общее состояние рынка ценных бумаг, так как будет компенсировано обеспечением доступа клиентов из любых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и потенциальными клиентами.
Для полноценного
функционирования рынка ценных бумаг
необходимо создание механизма государственного
регулирования фондового рынка, сочетающего
в себе учет интересов инвесторов и государства,
с максимально возможным его невмешательством
в практику фондовой торговли. Следует
постоянно изучать опыт других стран,
чтобы в процессе развития рынка ценных
бумаг избежать многих ошибок. Значительный
импульс придаст участие иностранных
инвесторов, помощь компетентных международных
организаций[4,с.4-40].
В Казахстане было бы полезным при Национальной комиссии по ценным бумагам организовать специализированный отдел аналитиков, готовящих аналитическую информацию для открытой печати, что заинтересует и расширит возможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужит своеобразным "толчком" развития рынка ценных бумаг.
Планируется:
1) обеспечить развитие внутренних институциональных инвесторов и таким образом решить проблему привлечения сбережений населения в экономику Казахстана;
2)повысить инвестиционную привлекательность казахстанских негосударственных ценных бумаг;
3) сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги, создав, с одной стороны, широкий выбор инструментов, а с другой, устойчивую инвесторскую базу;
4) завершить
приватизацию государственных
Еще раз подчеркну, что для привлечения на фондовый рынок максимально широкого спектра инвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формы коллективного инвестирования. Государство также должно поддерживать иностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие на казахстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секторы экономики, а также их перераспределение, исходя из приоритетов государства.
Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданам республики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынка и использования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализовать предлагаемую Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам модель развития рынка ценных бумаг.[13, с.50]
В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий в Казахстане удастся создать все необходимые условия для развития рынка ценных бумаг в качестве регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики. Рынок государственных ценных бумаг формировался постепенно. Во-первых, наращивались объемы обращающихся на рынке ценных бумаг. Это относится как к первичному, так и к вторичному рынку ГЦБ.
Создание за относительно короткое время удовлетворительно функционирующего рынка государственных ценных бумаг является плюсом для экономики страны, тем не менее, данный рынок имеет противоречия, которые должны быть устранены путем его дальнейшего совершенствования. Во-первых, этот рынок концентрирует большую часть всех свободных рыночных ресурсов, отвлекая их тем самым от инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Поэтому должен сохраняться контроль за тем, чтобы эмиссия ГЦБ оставалась в границах, не подрывающих инвестиционные перспективы. Во-вторых, постоянное наращивание выпуска государственных долговых обязательств приводит к повышению расходов государства по обслуживанию долга, а также нарушает соотношение потоков финансовых ресурсов между государством и предприятием.[16, с.22-27]
Противоречия функционирования рынка ГЦБ могут быть преодолены путем дальнейшего совершенствования этого сегмента финансового рынка.
Основными
направлениями дальнейшего
- снижение доходности государственных ценных бумаг;
- реструктуризация внутреннего долга в пользу более долгосрочных заимствований;
- расширение круга держателей государственных ценных бумаг;
- развитие сектора государственных ценных бумаг местных органов управления (муниципальных ценных бумаг).
Основным условием развития финансового рынка является снижение доходности государственных ценных бумаг, так как высокая доходность ведет не только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, но и повышает общий уровень цен на заемные ресурсы. Сейчас многие коммерческие банки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в достаточной степени доходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэтому в своем арсенале они в большинстве случаев имеют два основных источника доходов - вклады в инструменты рынка государственных ценных бумаг и комиссионные за предоставление услуг. Все это значительно осложняет ситуацию с инвестированием реального сектора экономики.[17, с.113] Необходимо отметить, что в процессе развития все же удалось значительно снизить доходность государственных ценных бумаг, за счет активизации на рынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, возможно, будет сохраняться. Однако достичь оптимального уровня доходности, соответствующего реальным возможностям экономической системы, на сегодняшний день пока не удалось.