Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике и исследование проблемы становления и развития рынка ценных бумаг в Казахстане, пути его совершенствования на данном этапе и выхода из мирового финансового кризиса. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в СНГ, такая функция ценных бумаг складывается не сразу.
Одной из мер по снижению стоимости обслуживания государственного долга является его реструктуризация в пользу более долгосрочных заимствований. Министерством финансов предпринимаются шаги по удлинению сроков займов, тем не менее, сейчас, как и прежде, в структуре рынка ГЦБ большую часть занимают краткосрочные инструменты. [18, с.102]
Кроме того, стоимость обслуживания государственного долга можно уменьшить, увеличив число инвесторов, желающих участвовать в кредитовании государства. На сегодняшний день актуальным является привлечение на рынок населения и нерезидентов. В Казахстане по-прежнему основная доля государственных ценных бумаг приобретается первичными дилерами за свой счет. Ранее, до апреля 1999 г. Министерством финансов Республики Казахстан эмитировались национальные сберегательные облигации, предназначенные для размещения в т.ч. и среди физических лиц. Но в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге в настоящее время данные ценные бумаги оказались практически не востребованы. Поэтому для привлечения сбережений населения необходимо использовать новые ликвидные инструменты, которые могут быть возвращены эмитенту в любое время или по истечении определенного срока держания. При этом важную роль играет стоимость государственных облигаций, которая должна быть минимальной, т.е. доступной большинству граждан.
Помимо привлечения сбережений населения, значительно увеличить возможности инвестиционного механизма позволяет участие нерезидентов на рынке ценных бумаг. Первый шаг в направлении решения данной задачи уже сделан - принято принципиальное решение о допуске нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг.[23, с. 12-15]
Перспектива участия иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг будет напрямую зависеть от умения преодолеть кризис доверия со стороны западных инвесторов, которые еще очень плохо знакомы с условиями и особенностями отечественного фондового рынка, чтобы в больших масштабах заняться операциями с новыми для них инструментами.[19,с.52]
Дальнейшее совершенствование рынка государственных долговых обязательств предполагает развитие сектора государственных ценных бумаг местных исполнительных органов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, иностранных государств для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с правительством Республики Казахстан. Заимствование может осуществляться в форме договоров (соглашений) займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов. Основываясь изданном праве, Мангыстауская область впервые в истории финансового рынка Казахстана произвела эмиссию валютных облигаций местных исполнительных органов на сумму около 3 млн. долл. США. Этому примеру вскоре последовали местные исполнительные органы Атырауской области, городов Алматы и Астаны.
Таким образом, первые шаги в развитии рынка муниципальных ценных бумаг сделаны. Однако в настоящее время предложение ГЦБ местных исполнительных органов еще весьма ограничено.
Превратить рынок муниципальных облигаций в мощное средство привлечения капитала можно лишь предпринимая меры по дальнейшему его совершенствованию. Во-первых, необходимо решить макроэкономическую проблему, связанную с деньгами «под матрасом», которые необходимо заставить работать на экономику страны. Во-вторых, нужно завершить формирование первоначальной нормативно-правовой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумаг местных исполнительных органов, а также разработать стандарты бухгалтерского учета, которые сделают местные органы управления более прозрачными структурами. В-третьих, рынку муниципальных ценных бумаг необходима эффективно организованная и функционирующая инфраструктура в лице профессионалов по проектированию, юридическому оформлению и рейтингованию займов. В-четвертых, эффективному функционированию рынка муниципальных ценных бумаг будет способствовать развитие местного самоуправления в республике.
Потенциал рынка муниципальных ценных бумаг неограничен, и его развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики в ближайшие годы. [20, с.13]
Говоря о дальнейшем развитии рынка государственных ценных бумаг, нельзя не затронуть вопроса о перспективах заимствования на международных рынках капитала.
Перспективы казахстанских еврооблигационных выпусков будут зависеть как от государственного подхода к регулированию внешних займов, так и от тенденций развития мирового рынка после недавнего кризиса.[21, с.17]. Относительная выгодность еврооблигаций по отношению к внутренним государственным ценным бумагам будет зависеть, во-первых, от сравнительной динамики их доходности, во-вторых, от темпов прироста курсов иностранных валют.
В будущем возможен выход на рынок еврооблигаций и квазисуверенных заемщиков в лице местных органов управления. Но для начала местным исполнительным органам необходимо приобрести достаточный опыт по выпуску ценных бумаг на внутреннем рынке.[22, с.64]
В Казахстане будет сформирована система государственного регулирования фондового рынка, позволяющая обеспечить эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов инвесторов. [24, с.204] Для создания реальных механизмов реализации данной задачи будет, прежде всего, усилена роль Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как органа государственного регулирования рынка ценных бумаг. В этих целях в ходе реализации Программы:
– будут расширены полномочия Национальной комиссии в части регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг с предоставлением ей права на самостоятельное наложение административных санкций по отношению к данным участникам;
– Национальной комиссии будут представлены дополнительные права на осуществление контроля за деятельностью эмитентов с правом наложения административных санкций в части выполнения ими отдельных норм законодательства, определяющих порядок их деятельности и входящих в компетенцию Национальной комиссии;
– в наиболее крупных областных центрах республики будут созданы территориальные подразделения Национальной комиссии;
– будет разработан и представлен для принятия Парламентом Республики Казахстан закон "О защите прав и охраняемых законом интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Вывод:
в целом формирование развитого
и устойчивого рынка государственных
долговых обязательств в перспективе
будет зависеть от общей экономической
ситуации в стране. Государству же необходимо
создать все условия для развития стимулов
к сбережению, накоплению и трансформации
их в инвестиции.
Заключение
Итак, в данной курсовой работе были проведены исследования и получены выводы по соответствующим целям, поставленным в начале работы.
Были определены основные функции участников рынка ценных бумаг. Брокер, как и дилер, занимается совершением гражданско-правовых сделок в качестве поверенного или комиссионера. Управляющие компании осуществляют деятельность по управлению ценными бумагами. Коммерческие банки в Казахстане могут выполнять все виды деятельности, предусмотренные законодательством. Регистраторы, как и номинальные держатели, ведут учёт собственников ценных бумаг. Депозитарии осуществляют учёт прав и хранение ценных бумаг. Инвестиционный фонд совершает продажу своих акций и инвестирует средства в различные ценные бумаги.
Так же были выделены основные функции рынка ценных бумаг. Он выполняет две главные функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения с тем, чтобы направить их на развитие тех отраслей, где может быть обеспечена более высокая экономическая эффективность в выпуске конкурентоспособной продукции и в оказании услуг. Вторая предполагает мобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.
Развитие фондового рынка породило не только новые финансовые инструменты, но и специфические операции с ценными бумагами.
Выделены главные особенности становления рынка ценных бумаг в Казахстане:
Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке.
Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.
Чтобы решить все проблемы и позволить рынку ценных бумаг успешно функционировать и развиваться, в данной курсовой работе предложены следующие пути совершенствования деятельности участников рынка ценных бумаг. Развитие фондового рынка в нашей республике ведет, хотя и к медленному, но неуклонному вовлечению все большего числа средних и мелких субъектов в различные финансовые операции. При этом следует отметить, что не все из них имеют равные возможности доступа к финансовым институтам для осуществления своих действий. Это происходит из – за неравномерности развития финансовой системы в различных регионах республики. Как правило, все участники финансового рынка находятся в крупнейшем финансовом центре Казахстана – в Алматы или в Астане. Данное обстоятельство ставит жителей периферии в более ущемленное положение по отношению к лицам, находящимся в указанных центрах финансовой активности, так как отдельным профессиональным участникам рынка ценных бумаг не под силу создавать и обеспечивать деятельность широко разветвленной сети филиалов.
Поэтому, создание региональной фондовой биржи продиктовано необходимостью расширения присутствия региональных участников фондового рынка, а также объединения усилий участников финансового рынка северных и центральных регионов республики для получения возможности выпуска и совершения сделок по купле - продаже с ценными бумагами.
Еще один вариант решения данной проблемы – это расширить сеть трансфер-агентов.
Преимущества использования трансфер – агентских систем на фондовом рынке очевидны. Трансфер – агенты дают возможность решить проблему удаленности финансовых институтов, что для Казахстана с его огромной и неравномерно заселенной территорией имеет особенно важное значение. Помимо этого, трансфер – агенты помогают профессиональным участникам избежать непосильных для многих из них затрат по созданию и поддержанию широко разветвленных сетей филиалов и представительств и способствует удешевлению транзакций с ценными бумагами. Для систем учета прав на ценные бумаги трансфер – агентская сеть служит практически оптимальным институтом, позволяющим значительно и без больших затрат сократить время между заключением сделок с ценными бумагами и их регистрацией.
Следующее предложение – это развить и внедрить страхование имущественных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республики Казахстан.
Все глубже стал осознаваться тот факт, что риски, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг носят не надуманный, а объективный характер, их природа органически связана с функционированием фондового рынка. И их конкретные проявления могут привести к существенным имущественным потерям, которые очень непросто могут быть компенсированы, самими профессиональным участником (если вообще могут быть компенсированы; в ряде случаев убыток может поставить участника фондового рынка на грань банкротства). Поэтому наличие соответствующего страхового покрытия начинает восприниматься как совершенно необходимая составная часть их бизнеса, жизненно важная как для них самих, так и повышает степень доверия к ним (и их привлекательность) со стороны клиентов.
И
только тогда, когда правительство
Республики Казахстан усовершенствует
законодательную базу, предоставит возможность
участникам рынка ценных бумаг страховать
свою деятельность, а также предоставит
доступ всем профессиональным участникам
на финансовый и фондовый рынок, отечественный
рынок ценных бумаг выйдет на международный
уровень.
Список
использованной литературы
1) Осипова Г.М. Основы экономической теории. Алматы, 2000г
2) Алёхин Б.И. «Рынок ценных бумаг» М:. 1994г. 350 с.
3) Рынок Ценных Бумаг Казахстана (Учебное пособие.) Изд. Ирбис. 1998г
4) Сейткасимов Г.С., Ильясов Л.А. Ценные бумаги и фондовый рынок. А..- Экономика, 1998. С. 4-40, 166.