Шпаргалка по "Организации деятельности коммерческого банка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:57, шпаргалка

Описание

1. Законодательная база осуществления банковских операций
2. Банковские операции и сделки
3. Общая характеристика банковских операций
...
49. Участники рынка ценных бумаг.
50. Виды профессиональной деятельности на РЦБ.

Работа состоит из  1 файл

Organizatsia_deyatelnosti_KB (4).docx

— 107.50 Кб (Скачать документ)

 

  1. Определение стоимости кредита

Процентная политика важная часть кредитной политики в целом. % предоставляемые по кредитам предоставляют важнейший доход банка. % за пользование кредитом определяется с таким расчётом, чтобы сумма полученная от заемщиков покрывала расходы банка по привлечению средств, необходимых по запрашиваемым кредитам  с добавлением маржи, эту маржу получает банк.

Факторы влияющие на изменение  процентные ставки:

  1. внешние: денежно-кредитная политика  в стране, уровень инфляции, конкуренция на рынке кредитных услуг, спрос на кредиты
  2. внутренние: степень риска не погашения кредита, получение прибыли от ссудных операций, характер и надежность предоставленного обеспечения, размер и срок кредита.

Чаще всего % ставка указывается  в виде годовых %. % ставки могут быть фиксированными (твердыми) и плавающими (могут пересматриваться в период срока кредитования). По методу начисления различают:

    • простые % (применяется  к одной и той же начальной сумме на протяжении всего срока кредита
    • сложные % (применяются к сумме кредита и начисленных % за предыдущий период

Уплата % по кредитам осуществляется в денежной форме. Юр лицами только в безналичной форме, физ лицами в безналичном порядке или  взносом наличных в кассу).

 

  1. Методы управления кредитными рисками

Кредитный риск – риск неуплаты заемщиками долга в предусмотренными кредитными отношениями сроки или неспособность контрагентами действовать в соответствии с обязательствами.

Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, так же в  результате принадлежности должников кредитной организации  либо к отдельным отраслям экономики, либо географическим регионам.

Кредитный риск возрастает при  кредитовании связанных с кредитными организациями лиц (связанное кредитование).

Связанное кредитование – это предоставление кредитов отдельно физ и юр лицам, обладающих реальными возможности воздействовать на характер принимаемых кр организаций решений о выдаче кредитов, а так же лицам на принятие решения, которыми может оказывать влияние кредитной организации. При кредитовании связанных лиц, кредитных риск может возрастать в следствии не соблюдения или недостаточного соблюдения, установленных кредитных организаций правил, порядков и процедур рассмотрения обращений на получение кредитов, определение кредитоспособности заемщика и принятие решение в предоставлении кредита.

Методы управления кредитными рисками:

  1. диверсификация кредитного портфеля предполагает распределение кредитного риска по нескольким направлениям, т.е. предоставление кредитов различным группам, организациям, предприятиям различных отраслей экономики различных областей, а так же физ лицам на различные сроки и цели и в разной валюте
  2. дифференцированный подход в зависимости от предварительного анализа уровня кредитоспособности заемщика, качества залога, надежности гарантий и поручительств. Так же банк может применить различные схемы кредитования, определить индивидуальный порядок выдачи и погашения кредитов, порядок начисления и уплаты %, срок и сумма кредита
  3. пролонгация сроков кредита
  4. создание резерва на возможные потери по ссудам. Для определение расчетного резерва ссуды классифицируются на основании профессионального суждения:
    • первая категория (высшая категория качества) это стандартные ссуды,
    • нестандартные ссуды,
    • сомнительные ссуды,
    • проблемные ссуды
    • безнадежные ссуды.

2-5 являются  обесцененные: резерв формируется  в валюте РФ не зависимо  от валюты кредита в пределах  суммы основного долга. %, комиссионные, неустойки и другие платежи  вытекающие из кредитного договора

  1. оздоровление проблемных кредитов
  2. консорциальное кредитование

Банковская инфраструктура – это система обеспечивая  жизнедеятельность банка и включающая информационное, методическое, научное  и учебное обеспечение, а так же современные связи и коммуникации.

Безнадежные ссуды характеризуются  тем, что отсутствует вероятность  возврата ссуды в силу неспособности  или отказа заемщика оплаты по ссуде, что обуславливает полное обесценение  ссуды.

 

  1. Основные принципы и черты кредитования
  2. Кредитование базируется на ресурсах каждого конкретного банка (собственных или привлеченных ресурсов)
  3. Кредитование осуществляется на договорной основе
  4. Кроме традиционных принципов кредитования (срочность, платность, возвратность) должны соблюдаться следующие: это целевой характер кредита, обеспеченность кредита, которые определяются наличием рынка сбыта продукции, высоким качеством продукции, т.е. наличие постоянной выручки, использование дополнительных форм обеспечения возвратности кредита, оценка кредитоспособности клиента
  5. При недостатке кредитных ресурсов КБ в другом КБ или договориться о выдаче консорциального кредита

 

  1. Порядок и способы погашения и предоставления кредитов

Метод кредитования это способ выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. Кредит предоставляется в следующем порядке:

А) юр лицам  в безналичном расчете 

Б) Физ лицам  в безналичном расчете и через  кассу

В зависимости от характера  деятельности и потребности клиента  кредиты могут предоставляться  следующими способами:

  1. целевой разовый кредит, т.е. разовое зачисление суммы кредита на счет заемщика
  2. открытие кредитной линии, т.е. заключение договора по которому заемщик имеет право получать и использовать в течение обусловленного срока д/с в пределах лимита. Лимит кредитования рассчитывается исходя из потребностей заемщика и его финансового положения. Кредитная линия открывается надежным заемщикам и как правило под обеспечение ликвидного имущества, гарантий или поручительства
  3. кредитование банковского счета заемщика – овердрафт. Вид краткосрочного лимита, который предоставляется заемщику для осуществления платежей при недостатке или отсутствии средств на его счете, т.е. для оплаты расчетных документов на сумму превышающую остаток средств на его счете. Овердрафт выпускается физ и юр лицам. Банк устанавливает предельный размер овердрафта, срок и размер платы за него.
  4. Консорциальный кредит (синдицированный) предоставляются несколькими банками одному заемщику
  5. Кредиты для финансирования долговых обязательств – этот учет векселей, факторинг. Открывается ссудный счет. После выдачи кредита формируется кредитное дело. Банк кредитор обязан создавать резервы по возможным потерям по ссудам (РВПС). РВПС формируется за счет отчислений по установленным нормативам, в зависимости от группы риска, к которым относится выбранный кредит. За счет РВПС списываются потери по нереальным взысканиям, ссудам РВПС относятся на расходы банка.

Порядок погашения кредита  только в безналичном расчете  двумя способами:

  1. Юр лицами

А) списание д/с со счета  заемщика по его платежному поручению

Б) списание со счета безакцептно  на основании платежного требования банка кредитора если в договоре предусмотрено безакцептное списание.

  1. физическими лицами:

а) перечисление средств со счета заемщика на основании письменного  заявления

б) переводом д/с заемщика через органы связи или другие кредитные организации

в) взносом наличными в  кассу банка на основании приходного кассового ордера

г) удержание из з/п

Порядок погашения кредита  и %ставка указываются в договоре. % начисляются на остаток задолженности  по основному долгу на начало операционного  дня. Сначала списываются %, а потом  сумма основного долга. Погашение  кредита в иностранной валюте только в безналичном порядке. При  отсутствии средств у заемщика сумма  долга и % переносятся на соответствующие  счета по учету просроченной задолженности  по кредитам и %. Задолженность признанная безнадежной или нереальной для  взыскания списывается за счет созданного резерва, а при его недостатке от носится на убытки отчетного года. Списанная непогашенная задолженность отражается за балансом (не аннулируется) в течение не менее 5 лет целью наблюдения за возможностью взыскания.

 

  1. Этапы экономической работы с клиентом и кредитный договор

Следует рассматривать несколько  этапов с клиентом:

  1. рассмотрение кредитных заявок и представленных документов
  2. оценка кредитоспособности заемщика и принятие решения о возможности предоставления кредита, а так же обязательная проверка юр службой и эк безопасностью банка

Результат после 1 и 2 этапа  составляется специалистом кредитного отдела в заключение о целесообразности выдачи кредита.

  1. подготовка и заключение кредитного договора, документов по обеспечению кредита и выдача кредита.
  2. Кредитный мониторинг в процессе индивидуального контроля работник банка должен расценить: качество кредита (изменение фин положения клиента и его способность погасить кредит, здесь же оценивается условия кредитного договора, состояние залога, гарантий, поручительств (могут меняться условия влияющие на стоимость залога или возможность поручителя взять на себя обязательства и прибыльность – продолжает ли конкретная операция приносить прибыль). В результате контроля должны выявляться проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым вероятно возникновение проблем с выплатой % и основной суммой долга.

Кредитный договор составляется в письменной форме (обычно типовые, разрабатываются юр подразделениями банка). Кредитный договор подписывается руководителем банка, обычно визируется экономистом, начальником, юристом и начальником службы безопасности. В случае объективной необходимости с согласия сторон могут вноситься изменения на основании доп соглашений. Подписывается 2 сторонами. Типовое содержание договора:

  1. стороны по договору
  2. цель и сумма кредита
  3. условия предоставления и погашения
  4. размер % ставки и возможность ее пересмотра
  5. порядок уплаты основного дога и % по нему
  6. обязательства заемщика по обеспечению возвратности кредита
  7. санкции за полное или частичное неисполнение обязательств
  8. возможность проверки целевого использования заемных средств
  9. финансовое состояние заемщика
  10. наличие сохранности и достаточности обеспечения
  11. перечень отчетных документов и сроки их представления
  12. возможная пролонгация кредита по ходатайству клиента после согласования на кредитном комитете между заемщиком и банком.

Учет векселя – это покупка векселя банком до наступления срока оплаты по нему.

Факторинг – финансирование под уступку денежного требования – это разновидность кредитования оборотного капитала поставщика в сочетание с инкассированием дебиторской задолженности.

 

  1. Понятие обеспечения возвратности кредита

Возвратность один из принципов кредитования отличительный признак кредита как экономической категории. В качестве основных форм обеспечения возвратности кредита используется залог, гарантии, поручительство, страхование кредита, цессия. В качестве кредитного обеспечения заемщик может использовать одну или несколько форм, что закрепляется в кредитном договоре. Все формы обеспечения возвратности кредита оформляются специальными документами: договоры залоги, договоры поручительства и т.д.

Залог это наиболее эффективный способ обеспечения возврата кредита, используется для кредитования как физ так и юр лиц. Залоговой операцией называется операции банка, связанные с оформлением залога и реализацией прав залогодержателя. Залогодателем является собственник имущества.

Сущность залога: кредитор – залогодержатель приобретает  право в случае неисполнения должником  обязательства обеспеченные залогом. Преимущества залога – он обеспечивает все обязательства заемщика по кредитному договору (основной долг, % , неустойки, комиссии).

Требования к предмету залога:

А) достаточность стоимость  предмета залога должна быть достаточной для всех требований кредитора, %, неустойкам и т.д.

Б) Приемлемость: характеризуется  качеством предмета залога: ликвидностью, стабильностью цен, долговременностью  хранения, возможностью страхования. В  зависимости от предмета залога различают:

  1. залог имущества (движимого и недвижимого)
  2. залог имущественных прав (прав аренды, право на получение квартиры в строящемся доме и т.д.)

В зависимости от того где  хранится залог и каковы права  пользования предметом залога

Различают:

    • заклад – это заложенное имущество передается на хранение кредитору, который несет ответственность за его сохранность
    • твердый залог – заложенное имущество остается у залогодателя под замком и печатью залогодержателя. Залог использовать нельзя.
    • Залог товаров в обороте или сырья переработки

Составляется в письменной форме. В договоре о залоге должно быть указано:

    • вид
    • форма
    • предмет залога
    • его характеристика и стоимость
    • место нахождения заложенного имущества
    • факт страхования залога

Информация о работе Шпаргалка по "Организации деятельности коммерческого банка"