Служба контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:46, курсовая работа

Описание

подразделений.

Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности. В этом смысле контроллинг, как наука об успешном управлении предприятием, является инструментарием рыночной экономики, при которой снижается необходимость в централизованном администрировании

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 46.09 Кб (Скачать документ)

Введение

Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений.

Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности. В этом смысле контроллинг, как наука об успешном управлении предприятием, является инструментарием рыночной экономики, при которой снижается необходимость в централизованном администрировании

Служба контроллинга

В принципе все  работники могут быть привлечены и к контролю за реализацией стратегии. Контроль может осуществляться в форме общих собраний коллектива, заседаний фокус-групп и т.д. Наряду с этим начиная с 70-х годов в структуре управления фирм и банков в развитых странах для этой цели стали создаваться специальные управленческие структуры, получившие название службы контроллинга.

Контроллинг - это концепция менеджмента, направленная на координацию и контроль всех видов деятельности банка (управленческой, производственной, сбытовой и т.д.) с целью успешного достижения стратегических целей. Иными словами, контроллинг - это руководящая концепция эффективного управления банком и обеспечения его долгосрочного существования.

Служба контроллинга выполняет следующие функции:

* контроль за слаженностью функционирования всех подразделений банка на основе сбора и анализа всевозможной информации (не только экономического, но и технического характера). Контроллер должен быть, по образному выражению немецких экономистов, самым информированным человеком в организации;

* помощь руководителям  разных уровней управления, выражающаяся  в поддержке планирования, консультировании  по всем управленческим вопросам, содействии в решении и выявлении  проблем.

Контроллера можно  сравнить с лоцманом на корабле. Высшее руководство банка определяет "пункт  назначения корабля" (конечные цели), маркетолог "прокладывает курс" (определяет пути реализации стратегии), а контроллер "ведет корабль по этому курсу" (осуществляет контроль и корректировку стратегии).

Контроллер выполняет  весьма сложные и ответственные  задачи, поэтому и требования к  уровню подготовки контроллера устанавливаются  весьма высокие. Как отмечает видный немецкий специалист в области контроллинга Э. Майер, контроллер - это тот, кто больше других учится, умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии с окружающей средой, ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобы успешно управлять предприятием. Основной принцип контроллинга: "Сегодня делать то, о чем другие завтра только будут думать".

Таким образом, обострение конкурентной борьбы, необходимость  разработки и осуществления конкурентной стратегии привели к существенным изменениям в сфере банковского  управления - к появлению сначала  маркетинга, а затем - контроллинга. Сейчас в ведущих банках маркетинг и контроллинг всегда действуют "в единой связке".

Однако было бы ошибкой полагать, что организационное  обеспечение банковской стратегии  и политики ограничивается созданием  службы маркетинга и контроллинга. Как показывает практика, для успешной реализации стратегии могут потребоваться изменения в банковской организационной структуре в целом.

Сущность  банковского контроллинга и его отличия от контроля

Было бы слишком  упрощенно понимать под контроллингом внутренний контроль. Интегрированный в систему кредитного риск-менеджмента, контроллинг, несомненно, предполагает аудит, корректировку кредитных рисков, мониторинг поведенческих характеристик открытых рисковых кредитных позиций, управленческий учет и контроль. Однако ни одна из перечисленных составляющих не охватывает в полной мере понятие "контроллинг".

Контроль как  понятие в отличие от контроллинга трактуется в контексте надзора, наблюдения с целью проверки, ревизии. В данном понятии отсутствует творческое начало, динамика и делается акцент на фиксацию фактов нарушений определенного вида и свойства. "Лингвистические джунгли" контроллинга раскрываются в Новейшем словаре иностранных слов и выражений: "Под контроллингом (англ. controlling) понимается систематический управленческий контроль, отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией работы; осуществляется на основе соблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования и мониторинга как важнейшая задача экономического управления".

Международная ассоциация контроллеров определяет данное понятие как "Контроллинг - сопроводительный производственный сервис для руководства по целеориентированному планированию и управлению". Контроллинг охватывает поддержку принятия управленческих решений и обеспечение адаптации банковских инноваций, новых финансовых инструментов и инновационных банковских продуктов к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения. Иными словами, в ареал контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации.

Уже в общих  определениях контроллинга есть ссылка на действия, связанные с наблюдением, выявлением слабых мест и их коррекцией, совершенствованием механизма управления, процедур принятия решений, обоснования и достижения поставленных целевых установок.

В отличие от обычного контроля, контроллинг, гармонично встраиваясь в систему кредитного риск-менеджмента охватывает:

стратегическое  планирование деятельности банка (определение  целей, обоснование направлений  развития);

портфельный подход при оценке текущего состояния открытых рисковых кредитных позиций (анализ ситуации);

реинжиниринг банковских бизнес-процессов;

усовершенствование  системы отчетности и учета затрат;

корректировку мер управленческого воздействия  на кредитные риски.

Функциональные  установки отделов банковского  контроллинга за рубежом распространяются на следующие направления банковской деятельности: бюджетирование; стратегическое и оперативное планирование; внутренний отчет; инвестиционные расчеты; внутренний и внешний учет; управление ликвидностью; внешний отчет; налоговое планирование и управление; управление дебиторской задолженностью; страхование; внутренний аудит; информационную обработку.

Недавние исследования выявили следующие функции контроллера  в США:

регулярный ежемесячный  финансовый менеджмент и внешняя  отчетность в соответствии с законодательством;

процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;

создание среды  финансового контроля и налоговой  отчетности;

чисто финансовая деятельность: счета к уплате, фиксированные  активы, общий бухучет и т.д.

Следовательно, контроллинг в системе кредитного риск-менеджмента проявляется посредством постоянного, стандартизированного анализа и регулирования ситуаций и отклонений в поведенческих характеристиках открытых рисковых кредитных позиций, базирующегося на концепции интегрированного менеджмента. Встроенный в кредитный риск-менеджмент контроллинг в качестве "второго фронта" управления кредитными рисками выступает гарантом информационного, аналитического и методического обеспечения управленческих решений в сфере реализации кредитных рисков, представляет регламентированный процесс, посредством которого контролируются и корректируются (регулируются) открытые рисковые кредитные позиции банка, обеспечивая их соответствие целям, планам и нормативным показателям.

Контроллинг как мировоззрение

В понятии "контроллинг" можно выделить две составляющие: мировоззренческую и функциональную.

Первая из них  заключается в том, что в системе  кредитного риск-менеджмента контроллинг играет роль системного мышления, управленческого мировоззрения, нацеленного на поиск оптимума между конкурирующими характеристиками: риском и доходностью в рамках достижения заданных результатов управления кредитными рисками в долгосрочной перспективе. Главная аксиома риск-контроллинга с этой позиции: менеджмент обеспечения роста доходности банка не должен превышать допустимые для конкретных условий уровни рисков.

В функциональном аспекте контроллинг является интегрированной, целенаправленной системой информационно-аналитической и методической поддержки руководителей банковских подразделений в процессе планирования, идентификации, оценки, анализа и принятия управленческих решений по всем открытым рисковым кредитным позициям.

Цели  и функции контроллинга

Банковский контроллинг - это незаменимый компонент кредитного риск-менеджмента, помогающий "обуздать" риски. Основная задача риск-контроллинга заключается в системно-интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке кредитного риск-менеджмента на этапах стратегического планирования, идентификации, оценки, управленческого воздействия, аудита и корректировки кредитных рисков.

В рамках кредитного риск-менеджмента контроллинг призван решать следующие целевые установки:

-ориентацию на достижение успеха (прибыли, не стоимостных форм выгоды от кредитной деятельности) в рамках допустимого уровня кредитного риска и допустимого уровня интеграции многочисленных аспектов управления банковскими бизнес-процессами;

-координацию кредитного риск-менеджмента;

- поддержку решений управленческого воздействия на кредитные риски;

-адаптацию к информационным потребностям должностных лиц;

-обеспечение рациональных решений.

Контроллинг в банке выполняет системную функцию, позволяя интегрировать и координировать процессы банковского менеджмента, в том числе и кредитного риск-менеджмента. Координация состоит в согласовании взаимосвязей между элементами системы "банк" и призвана обеспечить обратную связь в контуре регулирования.

Кредитный контроллинг - это та качественная составляющая банковского риск-менеджмента, которая позволяет диагностировать вероятные проблемы в поведении рисковой позиции и корректировать управленческие решения до того, как данные проблемы перерастут в наихудшие варианты реализации кредитных рисков.

Следовательно, сущность контроллинга, как надежного механизма кредитного риск-менеджмента, проявляется в следующих его функциях:

1) разработке  организационных принципов, стратегий,  политик, методик, процедур и  регламентов относительно отслеживания  рисковых кредитных позиций банка;

2) оценке эффективности  проводимой политики управления  кредитными рисками и осуществлении  её оперативной корректировки;

3) предварительном  анализе и текущем контроле уровня принимаемых функциональными подразделениями кредитных рисков;

4) возможном  влиянии изменения внешних условий на структуру и величину кредитных рисков банка; планировании мероприятий по хеджированию рисков;

5) планировании структуры и рентабельности кредитного портфеля;

6) расчете и утверждении лимитов;

7) аудите и оперативной коррекции управления рисковыми позициями банка, включая осуществление конкретных процедур по своевременной ликвидации "сбоев" в секторе кредитных рисков;

8) учете, подготовке и анализе финансовой отчетности банка;

9) последующем контроле над исполнением соответствующими подразделениями банка всех установленных процедур в сфере управления кредитными рисками.

Риск-контроллинг реализует свои функционально-целевые установки на стратегическом и оперативном уровнях:

Стратегический риск-контроллинг - делать правильное дело.

Оперативный риск-контроллинг - делать дело правильно.

Стратегический риск-контроллинг подразумевает планирование и прогнозирование поведенческих характеристик рисковых кредитных позиций в желаемых для банка траекториях. В арсенале его инструментария: стратегическое планирование, аудит и корректирование рисковых кредитных стратегий, система стратегического информационного обеспечения; GAP-анализ, портфолио-анализ, метод стратегического баланса и др.

Оперативный риск-контроллинг предполагает воздействие на кредитные риски в регулярном, ежедневном режиме посредством результативного использования внутреннего аудита и корректировки рисковых кредитных позиций, закрепления зон ответственности, делегирования полномочий, калькуляции потенциала рисков, мониторинга рисковых процедур и отклонений рисковых позиций, анализа финансовой и бухгалтерской отчетности, сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов.

Информация о работе Служба контроллинга