Служба контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:46, курсовая работа

Описание

подразделений.

Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности. В этом смысле контроллинг, как наука об успешном управлении предприятием, является инструментарием рыночной экономики, при которой снижается необходимость в централизованном администрировании

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 46.09 Кб (Скачать документ)

Контроллеры

Банковские специалисты, реализующие функции контроллинга в банковской практике, называются контроллерами. Контроллеры выполняют следующие задания:

-осуществляют информационное, аналитическое и методическое обеспечение управленческих решений;

-разрабатывают и поддерживают процессы планирования и контроля деятельности банка;

-организовывают сбор, измерение, анализ и интерпретацию плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами банковской деятельности;

-структурируют организационные системы и бизнес-процессы;

-координируют и интегрируют процессы управления;

-обеспечивают прозрачность, понятность и объективную интерпретацию полученных результатов;

-формируют интегрированную концепцию банковского менеджмента и адекватную современным требованиям менеджмента инфраструктуру банка.

Контроллеры, в  идеале - это навигаторы банковских руководителей при достижении целей, внутренние консультанты по вопросам экономики, организации и управления для руководителей функциональных сфер деятельности, а также системные  координаторы и интеграторы банковских бизнес-процессов.

Основные  этапы контроллинга

Основными этапами  процесса контроллинга рисков являются:

-этап предварительного проектирования системы контроллинга рисков, включающий предварительный анализ состава финансовых инструментов и объектов риска банка и организационной структуры управления ими, разработку организационных принципов, политик, методик, порядков и регламентов, проектирование и составление плана внедрения соответствующих информационных технологий;

-этап текущего планирования процесса управления и ограничения рисков, включающий текущий анализ уровня принимаемых функциональными подразделениями рисков на конкретных объектах риска, а также разработку мероприятий по его ограничению, расчет и утверждение лимитов;

-этап регулирования, включающий осуществления конкретных процедур принятия решений и операций текущего управления и ограничения рисков;

-этап учета и подготовки отчетности, обработки и анализа информации;

-этап последующего контроля осуществления всех установленных процедур ограничения рисков.

После прохождения  подготовительного этапа, процесс  контроллинга банковских рисков, по сути, состоит из трех основных этапов.

Первый - это  идентификация и анализ рисков, планирование мероприятий процедур ограничения  и контроля (расчет и установление лимитов, других критериев совершения сделок и т.д.), которое осуществляет риск-подразделение.

Второй - это  непосредственное принятие решений  о сделках и управлениях рисками  функциональных подразделений.

Третий этап - это учет, анализ и контроль, выполняемый  как риск-подразделением, так и другими контрольно-учетными подразделениями банка.

Поскольку в  процессах контроллинга рисков участвуют все основные подразделения банка, то основным условием эффективности процесса является разработка и утверждение таких принципов распределения указанных ранее функций, которые исключали бы дублирование и конфликт интересов. Кроме того, позволили бы оптимизировать процесс управления и ограничения рисков, выбрать наиболее приемлемые уровни риска и после этого уже придерживаться выбранной политики, корректируя ее в соответствии с экономической ситуацией.

Концепции контроллинга

Концепция управленческого  учета (Managerial accounting). К наиболее ранним концепциям контроллинга следует отнести его понимание в разрезе организационных мероприятий по совершенствованию банковского документооборота в рамках управленческого учета. Акцент делается на управление затратами с использованием информационных технологий. Концепция управленческого учета (Р. Манн, Э. Майер, Х. Фольмут) базируется на следующих постулатах:

контроллинг - это система управления затратами, имеющая в основе информационное обеспечение;

его основная функция - использование передовых методов  и инструментов в организации  управленческого учета;

информационная  основа - данные бухгалтерского учета.

Поскольку концепция  управленческого учета первой закрепилась  в управленческом мышлении банковских руководителей и в течение  последних 10 лет была наиболее востребована банковской практикой, она сегодня  преобладает в отечественном  кредитном риск-менеджменте. Адепты этой концепции сводят контроллинг к управленческому учету и применению методов управления затратами и бюджетирования.

Концепция управленческой информационной системы. Данная концепция  контроллинга (Х. Берр, П. Прайсслер) базируется на постулатах:

контроллинг - это сбор информации для планирования, финансирования,

создания отчетов, оценки и консультирования;

его основная функция - информационное обеспечение менеджмента;

информационная  основа - данные всех банковских подразделений.

Отличие от концепции  управленческого учета состоит  в расширении ареала информационной базы и уровня принимаемых решений. Если первая концепция тяготеет к  оперативным задачам (информационной основой служат количественные данные бухгалтерского и управленческого  учета), то вторая предполагает принятие решений на стратегическом и оперативном  уровнях после анализа информации от всех банковских служб, задействованных  системой кредитного риск-менеджмента. Таким образом, в концептуальной основе данных теорий заложены данные управленческого учета. Различие кроется в приоритетах и методах, а также в том, что во второй концепции предметная область расширяется за счет расширения информационного ареала - всех организационных форм кредитного риск-менеджмента. Адепты концепции "контроллинг - управленческая информационная система" подразумевают под контроллингом информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений - сбор и обработку информации, используемой при планировании, контроле и регулировании показателей.

Концепция планирования и контроля. Более развитый концептуальный вариант контроллинга, основанный на процессном подходе к управлению в виде циклов планирования, организации, контроля, мотивации. К числу сторонников данной концепции относятся Д. Хан, Д. Шнайдер, П. Хорварт. Основными постулатами концепции служат:

контроллинг - это планирование и контроль;

его основные функции - бюджетирование, стратегическое и оперативное планирование;

информационная  база - данные планово-контрольных расчетов на основе внутреннего банковского  учета.

Согласно концепции, процессный подход может быть успешно  реализован при координации циклов планирования, организации, контроля и  мотивации лицом, принимающим решение. Из множества методов управления затратами, бюджетирования, оперативного планирования лицо, принимающее решения, должно выбрать наиболее приемлемые и суметь скоординировать управленческие шаги по их применению в банковской практике. Недостатком данной концепции является размывание границ между инструментами контроллинга и управлением затратами. Контроллинг куда более емкое направление банковской деятельности, нежели управление затратами, имеющее в арсенале собственные координирующие методы. Адепты данной концепции координирующую роль контроллинга видят в выработке методики согласования стратегического и оперативного планирования в области банковского менеджмента.

Концепция координации. Судя по названию концепции уже можно  предположить, что ее сторонники акцентируют  внимание на координирующей роли контроллинга (А. Шмидт, Й. Вебер, А. Зунд). К основным постулатам концепции следует отнести:

контроллинг - это новая функция менеджмента, обеспечивающая планирование, реализацию (учет) и управление по обратной связи (регулирование);

его основная функция - координирование процессов банковского  менеджмента:

информационная  база - данные по отклонениям открытых рисковых позиций.

Стержневым понятием концепции служит регулирование, рассматриваемое  как вид управления, процесс, посредством  которого характеристики управляемой  системы риск-менеджмента удерживаются в запланированных рамках.

Координация состоит  не в управлении поведенческими характеристиками открытых рисковых позиций, а в управлении процессом управления и используется в качестве универсального инструмента  для согласования циклов (функций) управления. Помимо задач внутреннего учета (как в предыдущей теории), концепция  включает управление персоналом, инвестициями, маркетингом, логистикой. В соответствии с четвертой концепцией, контроллинг обеспечивает обратную связь в контуре управления за счет методов координации (в случае стратегического планирования) и регулирования (при оперативном планировании) в любой предметной области.

Концепция системообразующего контроллинга. Представители данной концепции (Х. Штайман, И. Сьюрц, В. Ньюман) выдвигают следующие постулаты:

контроллинг - это метасистема управления;

его основные функции - планирование и бюджетирование, структуризация данных, анализ отклонений, использование методологий структурного системного анализа;

информационная  база - объем поступающей информации в систему поддержки принятия решений.

"Изюминка" данной концепции состоит в  системном подходе к анализу  банковской деятельности. Это, несомненно, сильная сторона концепции, позволяющая  уйти от излишнего ограничения  сферы применения контроллинга, как это было в упомянутых ранее концепциях (например, координация управления затрат, управленческий учет).

Вместе с тем, концепция гипертрофирует контроллинг, представляя его как систему высшего порядка, и отрицает экспертный метод оценки кредитных рисков. Адепты концепции выставляют контроллинг в качестве альтернативы экспертному методу, выдвигая на передний план стандарты, нормы и правила. Таким образом, игнорируется опыт, интуиция риск-менеджеров и кредитных инспекторов в управлении кредитными рисками. В границах данной концепции упор делается на строгую формализацию процесса обработки информации, акцент переносится на системы управления знаниями, а не данными. В то же время, разумная формализация и стандартизация кредитного риск-менеджмента позволяет значительно снизить реализацию кредитных рисков.

Концепция координации  процесса принятия решений. Приверженцы  данной концепции (Г. Пич и Э. Шерм) обосновывают свое видение контроллинга следующими постулатами:

контроллинг - это метафункция, обеспечивающая управление координацией процесса принятия решений;

его основные функции - получение стандартного набора процедур, который обеспечивает повторяемость  и логику вывода, снижение риска  в процессе принятия решений и  нивелировку субъективизма;

информационная  база - система управления знаниями.

Недостаток данной концепции в принижении роли управленческого  воздействия руководителя. Формализация процесса принятия управленческих решений  переводит деятельность руководителя из области искусства в рациональную сферу.

Вместе с тем, две последние концепции контроллинга при ограничении избыточного формализма наиболее приемлемы и непротиворечивы, ибо создают возможность выделения контроллинга в отдельную теорию с собственным предметом, целями, функциями и методами.

Заключение

Банковский контроллинг на каждом из этапов кредитного риск-менеджмента (стратегическом управлении кредитными рисками, идентификации, оценки, управленческом воздействии, аудите и корректировке) оказывает свое специфическое воздействие, имеет свою "нишу" в процессе обуздания кредитных рисков. К примеру, на этапе стратегического управления кредитными рисками банковский контроллинг ответственен за стратегическое планирование; разработку организационных принципов, стратегий, политик, методик, процедур и регламентов относительно отслеживания рисковых кредитных позиций банка; оценку эффективности проводимой политики управления кредитными рисками и осуществление её оперативной корректировки. 

. КОНТРОЛЛИНГ  В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 

            8.1. Особенности банковского контроллинга 

     Применительно  к банкам можно выделить три  основные задачи

контроллинга:

     1) построение и поддержание инфраструктуры, ориентированной на

управление банком путем управления доходностью. Здесь  контроллингу

придаются системообразующие функции, поскольку организационная

структура банка, системы планирования и контроля, а также система

Информация о работе Служба контроллинга