Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 14:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.
.Теоретические аспекты и экономическая сущность потребительского кредитования
1.1 Теоретические аспекты развития потребительского кредитования
1.2 Организация кредитной политики в банках второго уровня Республики Казахстан
2. Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан на примере АО «БТА Банк»
2.1 Организация потребительского кредитования на примере АО « БТА Банк»
2.2 Сравнительный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан на примере ведущих банков второго уровня (современное Состояние потребительского кредитования в Республике Казахстан)
3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования
Заключение
В учебниках к потребительскому кредиту относят "любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие".На западе же к потребительскому кредиту относятся ссуды для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг. Несмотря на различия в трактовке данной категории, эти определения объединяет то, что, потребительский кредит предназначен для финансирования конечного потребления в отличие от ссуд, предоставляемых для производственных целей. Получателем потребительского кредита обычно выступает физическое лицо, имеющее гарантированный источник дохода.
Экономическая сущность любого явления, любой экономической категории предполагает наличие определенных особенностей, характерных черт. Таким образом, среди особенностей потребительского кредита можно выделить следующие:
1)
Потребительские кредиты
2)
Потребительский кредит
3) Потребительский кредит может применяться как в денежной, так и в натуральной формах.
4)
Потребительский кредит может
использоваться государством в
периоды неблагоприятной
5)
Потребительский кредит в его
развитых формах носит
В
отличие от других кредитов, объектом
потребительского кредита могут
быть и товары, и деньги. Товарами,
продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми
за счёт банковских ссуд, являются предметы
потребления длительного
Особое
развитие потребительский кредит получил
в условиях общего кризиса капитализма
(главным образом после 2-ой мировой
войны 1939-1945) в связи с резким усилением
несоответствия между ростом производства
и ограниченностью
Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:
Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:
“Кредит, преодолевая границы обращения полноценных наличных денег, расширяет тем самым границы развития производства”.
Потребительский
кредит очень хорошо стимулирует
эффективность труда. Получая заработную
плату, недостаточную для покупки
за наличный расчёт ряда товаров, в
частности предметов
Но,
как говорится в одной
Но, как говорится, не бывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что “потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов”.
Некоторые люди считают, что покупка товаров в кредит - это вынужденная мера, но для торговых фирм и банков предоставление таких кредитов - весьма выгодная операция, так как она расширяет рынок сбыта товаров и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов по ссудам.
“Многие экономисты и банкиры объясняют этот высокий уровень по потребительским ссудам большим моральным риском и высокими издержками, связанными с изучением платёжеспособности такого рода заёмщиков. Хотя оба эти фактора действительно влияют на уровень процента, главная причина высокого его уровня кроется в использование банками их монопольного положения в качестве кредиторов”.
Действительно, высокие проценты: так в США при продаже в рассрочку автомобилей - от 6-12% годовых, бытовых приборов - 7-10%, в среднем получается 10-20%. Ни в какое сравнение не идут с процентными ставками на потребительский кредит при социализме: 0.5% годовых по срочной и 3% по просроченной задолженности. Иногда по своему уровню процент, начисляемый банком, ничем не отличается от ростовщического процента.
И хотя
потребительский кредит всё ещё
берут, но спрос на него из-за высоких
процентов определённо
В Эстонии же процентные ставки ещё не достигли такого высокого уровня, например при продаже в рассрочку кухонной посуды, сделанной из специального сплава металла, - 5% годовых (цена этой посуды - 10500 крон комплект, состоящий из 3-х кастрюль), хотя и довольно быстро стремятся к нему.
Потребительский
кредит в товарной форме предоставляется
преимущественно при продаже
предметов длительного
При анализе причин желания людей покупать товары в рассрочку, отмечалось следующее:
Это очень удобная на практике форма оплаты товаров и услуг.Такая форма оплаты позволяет осуществлять расходы в то время, когда доходы ещё не поступили. Также позволяет покупать товары и оплачивать услуги в течение более продолжительного периода, чем нормальный интервал между денежными поступлениями. Это позволяет человеку приобретать материальные финансовые активы, со стоимостью, превышающей сумму, которую он мог бы заплатить, исходя только из его собственных сбережений.
Однако те же причины могут быть приведены в случае решения клиента получить товары, используя персональную ссуду, банковский овердрафт или кредитную карточку. В конце концов, если этот человек хочет купить новую посудомоечную машину в кредит, он может обратиться в банк за персональной ссудой или заплатить по кредитной карточке, что более вероятно, чем принять кредитно-финансовые условия, предложенные ему от имени финансового дома дилером по продаже посудомоечных машин.
И всё же, в пользу финансовых компаний говорит следующее: покупка в рассрочку “продаётся” дилерами клиентам в момент продажи. Клиентам предлагается сделка по покупке в рассрочку, которая легко принимается “на месте".
До
совсем недавнего времени у клиентов
имелось очень слабое представление
о наиболее дешёвой финансовой сделке.
Потребители весьма инертны в
своих привычках, делать покупки, и
даже, если они знают о различиях
стоимости услуг, они предпочитают
производить сделки с уже известными
поставщиками, и многие потребители,
вследствие неудачных попыток ознакомиться
с ценами на кредитные услуги, просто
не знают о существующих вариантах
стоимости и доступности
Всё ещё существует большое количество “небанковских" людей, не думающих о получении банковских ссуд, овердрафта или кредитной карточки как средствах покупки товаров в кредит. Финансирование покупки в рассрочку, организованное через магазин или выставочный зал, является единственной альтернативной оплаты покупки наличными для таких лиц.
Сейчас даже появилась новая форма покупки в рассрочку - это соглашения банков с торговыми фирмами, по которым последние продают товары в кредит клиентам банков, причём банки сразу выплачивают фирмам наличные деньги на сумму проданных товаров, а покупатели постепенно погашают кредит банкам.
Овердрафты. Овердрафт - форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счёту клиента (сверх остатка на счету), в результате чего образуется дебетовое сальдо. Право пользования овердрафтом предоставляется наиболее надёжным клиентам.
С овердрафтами ассоциируются следующие факторы:
1) Сумма.
Сумма дебета не должна
2) Маржа.
Процент назначается на сумму
овердрафта, обычно как маржа
над базовой ставкой. Процент
насчитывается на ежедневную
сумму овердрафта и
3) Цель.
Овердрафт обычно требует для
покрытия краткосрочных