Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты функционирования банковской системы
1.1 Характеристика элементов и признаков банковской системы
1.2 Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан
2 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан и основные проблемы её функционирования
2.1 Национальный банк Республики Казахстан как основное звено банковской системы
2.2 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан
3 Современные тенденции в развитии банковской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г.
реорганизован в Стройбанк СССР;
Банк финансирования
организованный вместо многочисленных кредитных товариществ и
республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г, был упразднен, его
функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);
Банк финансирования
созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк
был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку
СССР, упразднен ному в 1959г.);
Банк финансирования коммунального и жилищного строительства
(Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его функции распределены м еду
Стройбанком и Госбанком СССР.
Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным
кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано
краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка
СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше
возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций
сосредоточились в Госбанке СССР.
Был осуществлен на практике
принцип концентрации
одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло
иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они
хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него
проводили все безналичные расчеты.
Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате
на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы:
Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных
касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на
основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал
осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и
организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
На Промстройбанк СССР было возложено проведение кредитной политики,
повышение эффективности системы кредитования основной деятельности,
финансирование и кредитование капитальных вложений, а также расчеты в
промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба
СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета предприятий и объединений
этих отраслей хозяйства. Такое же комплексное кредитно-расчетное
обслуживание предприятий агропромышленного комплекса осуществляет
Агропромбанк СССР; предприятий и организаций социальной сферы и торговли -
Жилсоцбанк СССР; обслуживания населения - Сбербанк СССР. Внешэкономбанк
СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным
операциям.
Структура специализированных банков была построена по административно-
территориальному принципу. Организованы республиканские банки в союзных
республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или
города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально, по
принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из
специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе.
Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены
в каждом районе, колхозе и совхозе. Низовое звено спец банков (кроме
Сбербанка), несмотря на специализацию, обслуживало всю клиентуру данного
района. По существу специализация банков выражалась только на уровне
управления, а низовые учреждения превратились в универсальные кредитные
учреждения. Они обслуживали клиентуру всего района, т.е. предприятия, всех
отраслей.
Коммерческие банки,
специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли
(промышленность,
строительство, сельское
финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось,
зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность,
жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков
преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных
предприятий.
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской
системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного
изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и
характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос
бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев.
Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал
действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую
реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой
организации, аналогичной западным образцам.
Перестройка банковской
Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически
универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального,
коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора
Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в
промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк
СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в
валюте и с валютой.
После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же
приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям
рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и
банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом
банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был
преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными
управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-
коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк -
Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий
банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий —
Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в
акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики
Казахстан.
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:
На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;
Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблицы 1, 2).
Данные
таблицы 1 показывают динамику сокращения
общего количества банков второго уровня
в республике, так если в 1993 году количество
банков составляло 204 единицы, то 2002 году
их количество сократилось до 38 единиц,
а в 2008 году уменьшилось до 35.
Таблица 2 – Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Кол-во организаций, осуществл-х отдельные виды банковских операции, в т.ч: | 5 | 6 | 27 | 36 | 51 | 78 | 97 | 109 | 97 | 117 | 166 | 204 | 272 |
Кол-во
кредитных
товариществ |
- | - | - | - | 2 | - | 7 | 8 | 19 | 29 | 52 | 83 | 136 |
Кол-во ломбардов | 5 | 6 | 27 | 36 | 35 | 40 | 42 | 46 | 45 | 52 | 66 | 75 | 84 |
Кол-во других организаций | - | - | - | - | 14 | 15 | 48 | 55 | 33 | 36 | 48 | 46 | 52 |
Примечание – Источник статистические данные по банкам за 1993–2005 гг. С 2006 г. деятельность не лицензируется |
Наблюдаемая тенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременно с уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличение числа организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так если в 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общее число выросло до 117 единиц, а в 2005 году увеличилось до 272 единиц. К моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики [12, с. 89]. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.
Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.
Количество
банков за годы реализации Программы (1996–2001
годы) значительно сократилось за счет
тех, финансовое состояние которых было
неустойчивым (таблица 3).
Таблица 3 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году
|
на01.01.01 г. | Ha01.01.02 г. |
Количество банков (БВУ), в т.ч.: | 48 | 44 |
Банки, выполнившие требования уровня к международным стандартам | 1 | 12 |
Банки, отнесенные к I группе | 11 | 4 |
Банки, отнесенные к II группе | 24 | 17 |
Банки, не выполнявшие требования Программы | 7 | 4 |
Банки, не включенные в Программу | 1 | 2 |
Дочерние банки, чьи родительские байки-нерезиденты имеют рейтинг категории «А» | 3 | 3 |
Банки,
на которых требования Программы
не
распространяются |
1 | 21 |
Примечание – Источник финансовая отчетность банков за 2001–2002 гг. |
Информация о работе Становление и развитие банковской системы Казахстана