Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 08:40, контрольная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.
Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности……..5
2. Правовые основы финансового контроля…………………………………...15
3. Субъекты и объекты парламентского финансового контроля……………..18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Парламентский финансовый
2. Правовые основы финансового контроля…………………………………...15
3. Субъекты и объекты
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.
Мировая
практика свидетельствует, что уровень
государственного управления выше, если
результативнее, лучше организован
внешний финансовый контроль исполнения
государственного бюджета, который
дает возможность наблюдать как
за деятельностью государства по
выполнению экономических и социальных
программ, так и за деятельностью
органов исполнительной власти, административно-
Исключительная
актуальность исследования проблемы совершенствования
парламентского финансового контроля
в значительной мере обусловлена
возрастанием внимания международных
организаций к вопросам исполнения
федерального бюджета, а также тем,
что с момента формирования Счетной
палаты РФ и принятия Бюджетного кодекса
РФ в российское законодательство не
вносилось существенных изменений
и дополнений, направленных на совершенствование
внешнего финансового контроля. Вследствие
этого сложилось противоречие между
активно развивающейся
Состояние
научной разработанности
Целью исследования является разработка теоретических аспектов организации и совершенствования парламентского финансового контроля.
Поставленная
цель предусматривает решение
- рассмотреть парламентский финансовый контроль и факторы его действенности;
- исследовать правовые основы финансового контроля
- раскрыть субъекты и объекты парламентского финансового контроля.
Объектом исследования является система и методы парламентского (представительного) финансового контроля, а также деятельность Счетной палаты РФ по контролю исполнения федерального бюджета.
Предметом исследования выступает совокупность финансово - экономических отношений, возникающих в процессе осуществления финансового контроля, проводимого органами законодательной (представительной) власти.
Теоретико-методологической основой исследования являются современные научные методы, в том числе системный анализ финансово-экономических процессов, методы исторического, сравнительного анализа, другие конкретные методы финансовой науки, экономической и социальной экспертизы, а также теоретические и практические разработки, содержащиеся в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по вопросам совершенствования государственного финансового контроля, финансово-экономической экспертизы и бюджетного анализа.
1. Парламентский финансовый
контроль и факторы его
Парламентский
контроль является одним из видов
государственного контроля и выступает
непременным условием устойчивого
конституционного строя. Он представляет
собой самостоятельный институт
парламентаризма и призван
В настоящее
время вопросы организации
Другой исследователь - М.В. Баглай парламентский контроль представляет прежде всего в виде права "представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной".
Таким образом, следует согласиться с тем, что под парламентским контролем понимается одна из основных функций парламента, направленная на осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти в области государственного строительства, государственных финансов и собственности, а также в других сферах. Такой контроль парламентом обеспечивается с помощью различных методов и способов: постановка вопроса о доверии правительству, резолюция порицания, интерпелляция, письменные и устные вопросы правительству, парламентские и депутатские запросы, парламентские расследования и др.
Особой
разновидностью парламентского контроля
является финансовый контроль. Он осуществляется
как самим законодательным
Предназначение финансового контроля заключается в успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.
Контроль,
осуществляемый государством в области
финансов, имеет свою специфику, к
которой относятся
Парламентский
финансовый контроль призван содействовать
успешной реализации финансовой политики
государства во всех сферах социального
и экономического развития страны.
Общеизвестно, что без наведения
должного порядка в бюджетно-финансовой
сфере, без стабильной системы государственного
финансового контроля невозможно продуктивно
решать как общегосударственные
вопросы, так и конкретные социально-экономические
проблемы. В связи с этим встает
справедливый вопрос: каким образом
можно повысить эффективность функционирования
системы государственного финансового
контроля и какие отводятся место
и роль в этой системе законодательным
органам государственной
Вполне логично, что парламентский финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму правления. Здесь высший законодательный орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. Безусловно, данный фактор имеет большое значение, но, наверное, не всегда является решающим.
По моему мнению, на уровень действенности парламентского финансового контроля в не меньшей степени влияет, а в отдельных случаях имеет и определяющее значение, действующий в стране государственный (политический) режим. Наглядный тому пример - советский период развития российского государства, когда законодательные органы практически выполняли второстепенные функции и являлись орудием реализации решений партийно-государственной номенклатуры. Поэтому важным фактором действенности парламентского финансового контроля является становление и развитие институтов демократии.
В государствах с развитым гражданским обществом желание и стремление держать под постоянным контролем процессы того, куда и как расходуются бюджетные средства, должно быть присуще не только парламентариям, но и большинству граждан. Такая гражданская активность требует более высокого уровня самоорганизации общества. В этом случае в государстве не может быть зон, закрытых для парламентского финансового контроля.
Эффективность парламентского финансового контроля напрямую зависит и от ряда других факторов, которые определяют его действенность. К числу таких наиболее важных, на мой взгляд, можно отнести решимость и стремление парламентского большинства обеспечить всесторонний и эффективный контроль за расходованием финансовых ресурсов государства и распоряжением его собственностью.
По итогам
прошедших в декабре прошлого
года выборов депутатов
Постоянный
и тщательный контроль за финансовой
деятельностью Правительства и
других органов государственной
власти, осуществляющих свою деятельность
за счет привлечения бюджетных средств,
в правовых демократических государствах
составляет одну из основных функций
парламента как высшего законодательного
органа власти. В Российской Федерации
формально функции такого контроля
принадлежат обеим палатам
Отсутствие
конституционного механизма взаимоотношений
между Федеральным Собранием
и Правительством Российской Федерации
является фактором, ограничивающим осуществление
парламентского финансового контроля.
Поэтому, на наш взгляд, представляется
целесообразным внесение поправок в
ст.102 и 103 Конституции Российской Федерации
с целью наделения Совета Федерации
и Государственной Думы прямыми
полномочиями по осуществлению финансового
контроля, в частности, за бюджетной
деятельностью Правительства
Полномочия
Совета Федерации по контролю за использованием
средств федерального бюджета практически
нигде законодательно не закреплены.
Они косвенно проявляются лишь при
его участии в механизме
Незаметна
роль Совета Федерации и при процессе
формирования федерального бюджета. Хотя
ст.164 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и включает его в
число участников бюджетного процесса
наряду с Президентом Российской
Федерации, Государственной Думой
и другими, но реальное его участие
в осуществлении
Основное
место в процессе рассмотрения и
утверждения федерального бюджета
отводится Государственной
Информация о работе Субъекты и объекты парламентского финансового контроля