Субъекты и объекты парламентского финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.
Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности……..5
2. Правовые основы финансового контроля…………………………………...15
3. Субъекты и объекты парламентского финансового контроля……………..18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

финансы заруб стран.docx

— 50.34 Кб (Скачать документ)

В зависимости  от уровня проведения финансовый контроль может быть государственным, муниципальным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).

Следует также отметить, что в зависимости  от уровня государственной власти, органы которого осуществляют контрольную  деятельность, государственный финансовый контроль может быть федеральным  и региональным.

 

 

 

 

3. Субъекты и объекты  парламентского финансового контроля

В ходе реализации задач парламентского финансового  контроля складываются определенные, урегулированные нормами права  общественные отношения. Как и любые другие правовые отношения, они возникают между конкретными субъектами по поводу определенного объекта и имеют содержание, которое раскрывается непосредственно через соответствующие права и обязанности их участников.

В настоящее  время в теории права под субъектами права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность  быть носителями субъективных прав и  юридических обязанностей. Субъектом  права может быть только лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное выступать в качестве участника правоотношений. Поэтому  не случайно, по мнению известного исследователя  в области теории государства  и права М.Н. Марченко, "в современной  юридической литературе понятие "субъект  права" чаще используется в качестве синонима термина "субъект, или участник, правоотношений".

Государственный финансовый контроль многообразен, осуществляется значительным количеством субъектов  финансовых правоотношений. Его специфика  заключается в том, что, во-первых, он возникает в ходе деятельности государства в финансовой сфере, во-вторых, одним из субъектов этих контрольных правоотношений в обязательном порядке выступает государственный  орган или уполномоченное на то лицо и, в-третьих, он всегда касается финансовых ресурсов государства.

Финансовый  контроль представительных органов  может осуществляться как коллективными, так и индивидуальными субъектами. В процессе его реализации субъектами парламентского финансового контроля выступают реальные участники правоотношений, которые складываются в процессе осуществления законодательными органами непосредственно и через создаваемые  ими органы функции по контролю за поступлением, движением и расходованием  государственных финансовых и материальных ресурсов, средств государственных  внебюджетных фондов, за целевым и  эффективным их расходованием, а  также за использованием налоговых  и иных льгот и преимуществ, предоставляемых  государством по платежам в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Поэтому в данной работе при исследовании правовой природы субъектов парламентского финансового контроля автором они рассматриваются именно как участники правоотношений, возникающих в ходе реализации законодательными органами своих контрольных функций в финансовой сфере.

Коллективных  участников рассматриваемых правоотношений в зависимости от выполняемых  ими функций можно подразделить на следующие виды:

- государственные органы представительной власти, наделенные властными полномочиями для осуществления финансового контроля над другими государственными органами и всеми хозяйствующими субъектами, пользующимися государственными финансами;

- государственные органы, имеющие исполнительно-распорядительные функции и, с одной стороны, являющиеся объектом финансового контроля со стороны представительной власти, а с другой - осуществляющие внутренний (ведомственный) финансовый контроль;

- органы местного самоуправления, прежде всего, в силу того, что они являются участниками бюджетного процесса и большая часть муниципальных образований страны получает межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- имущественно-хозяйственные органы и организации различной организационно-правовой формы, пользующиеся финансовыми ресурсами государства и государственной собственностью в том случае, если они имеют статус юридического лица.

К первой группе участников правоотношений в  сфере финансового контроля относятся  Совет Федерации и Государственная  Дума Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии палат  Федерального Собрания, Счетная палата Российской Федерации, законодательные  органы субъектов Российской Федерации, их комитеты и комиссии, контрольно-счетные органы регионов, создаваемые законодательными органами субъектов Федерации. Эти органы занимают приоритетное положение в системе органов государственного финансового контроля. Их особый статус имеет конституционное закрепление: только законодательные органы обладают правом утверждать бюджеты (федеральный, бюджеты субъектов Федерации) и отчеты об их исполнении.

В свою очередь, внутри данной группы субъектов  их можно подразделить: по уровню своей  деятельности - на федеральные органы (Совет Федерации, Государственная  Дума, комитеты и комиссии палат  Федерального Собрания, Счетная палата РФ) и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательные  органы субъектов, их комитеты и комиссии, контрольно-счетные органы); исходя из решаемых задач, поставленных перед  ними, - на органы, выполняющие общие  функции контроля (палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов  Федерации, их комитеты и комиссии), и на специальные органы финансового  контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов регионов (Счетная  палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов).

Ко второй группе субъектов относятся органы исполнительной власти. В силу своего правового положения они не только распоряжаются финансовыми ресурсами  государства, обеспечивают исполнение бюджетов, но и осуществляют выработку  единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и подзаконное  нормативно-правовое регулирование, основанное на законодательстве в финансовой сфере, включая и бюджетную.

В качестве участников бюджетных правоотношений исполнительные органы, являющиеся главными распорядителями и администраторами бюджетных средств, активно взаимодействуют  с органами парламентского финансового  контроля и им подконтрольны. Так, согласно ст.264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители  бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источника финансирования дефицита бюджета составляют бюджетную отчетность. Она включает в себя: отчет и баланс об исполнении бюджета; отчеты о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств; пояснительную записку.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его  рассмотрения в законодательном  органе подлежит обязательной внешней  проверке, которая включает проверку бюджетной отчетности всех главных  администраторов бюджетных средств  и подготовку заключения на годовой  отчет об исполнении бюджета (ст.264.4). Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, а бюджета субъекта Федерации - органом  государственного финансового контроля региона, образованным законодательным  органом субъекта.

Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее первого апреля, а бюджета субъекта Федерации - не позднее первого марта текущего финансового года представляют годовую  бюджетную отчетность соответственно в Счетную палату Российской Федерации  и контрольно-счетный орган субъекта Федерации для внешней проверки. Ее результаты оформляются заключениями по каждому главному администратору в срок до 1 июня и до 1 апреля текущего финансового года соответственно.

Правительство Российской Федерации не позднее 15 июня направляет в Счетную палату годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную  Думу одновременно с годовым отчетом. На уровне регионов их высшие исполнительные органы государственной власти представляют отчет об исполнении бюджета субъекта в контрольно-счетный орган не позднее 15 апреля текущего финансового  года.

Активное  внедрение в последнее время  новых финансовых и межбюджетных отношений требует повышения  контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям. Органы местного самоуправления, составляющие третью группу субъектов, как представительные, так и исполнительно-распорядительные, несут непосредственную ответственность за эффективное и целевое использование средств, выделяемых в виде: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов); субсидий и субвенций местным бюджетам и иных межбюджетных трансфертов.

В Бюджетном  кодексе Российской Федерации предусмотрена  специальная ст.136, которая определила основные условия предоставления указанных  трансфертов. В частности, она закрепила  и нормы, определяющие обязательное проведение не реже одного раза в два  года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта, если в бюджетах муниципальных образований доля трансфертов из бюджетов регионов (за исключением субвенций) и (или) налоговых  доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет  превышала 70 процентов объема собственных  доходов местных бюджетов. При  несоблюдении органами местного самоуправления, выступающими в качестве участников межбюджетных отношений, условий предоставления трансфертов из бюджета субъекта финансовые органы региона вправе принять  решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке  предоставления этого вида финансовой помощи соответствующим местным  бюджетом.

В четвертую  группу коллективных участников правоотношений, связанных с реализацией законодательными органами функций контроля за использованием государственных финансов, входит большое  количество хозяйствующих субъектов. К этой категории субъектов относятся  предприятия, организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, пользуются государственной собственностью либо управляют ею, а также имеют предоставленные законами льготы по налогам в соответствующие бюджеты.

В качестве субъектов парламентского финансового  контроля могут выступать и общественные объединения, негосударственные фонды  и другие некоммерческие организации  в случаях предоставления им государственных  финансов. В данной ситуации контрольные  полномочия органов государственного финансового контроля законодательных  органов распространяются на них  в той части, которая связана  с использованием ими в своей  деятельности бюджетных средств.

Индивидуальными участниками правоотношений, возникающих  в процессе осуществления парламентского финансового контроля, являются физические лица, которые могут быть субъектами права контроля или же права получения  государственных финансовых ресурсов. К числу первых относятся депутаты законодательных органов государственной  власти. В частности, в соответствии с действующим законодательством  они обладают индивидуальными формами  контроля. Так, согласно ст.14 Федерального закона от 8 мая 1994 г. (ред. от 27.10.2008)"О  статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации" члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы вправе направить запрос к руководителям  федеральных органов исполнительной власти и органов государственной  власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления по всем вопросам, входящим в компетенцию  этих органов и должностных лиц. Также они могут пригласить их на заседания палат и обратиться к ним с вопросами в порядке  реализации своих контрольных полномочий.

Субъектами  права получения государственных  финансов являются индивидуальные предприниматели. В случае получения и использования  ими средств государственного бюджета  и государственного внебюджетного  фонда или же предоставления им льгот  по налогам на них распространяются контрольные полномочия законодательных  органов.

В целом  участников правоотношений, складывающихся при реализации контрольных функций  законодательных органов в финансовой сфере, условно можно подразделить на управомоченные и обязанные. К  управомоченным относятся законодательные  органы государственной власти, их органы, депутаты, а также созданные  парламентами специальные органы государственного финансового контроля - контрольно-счетные  органы. В число обязанных входят все остальные группы субъектов, которые нами приводились выше.

В этой ситуации каждому управомоченному  лицу соответствует наличие обязанного субъекта. Данный довод ни в коем случае нельзя понимать в том смысле, что одна сторона обладает только правами, а другая - обязанностями. Как  управомоченная, так и обязанная  стороны в контрольных правоотношениях  выступают в качестве носителей  субъективных прав и юридических  обязанностей в соответствии с их правомочиями.

Деятельность  участников контрольных правоотношений закреплена в различных нормативных  правовых актах. Их права и обязанности  определены компетенцией, и они, в  большинстве случаев, обладают статусом юридического лица. Согласно гражданскому законодательству юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или в оперативном  управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Они могут иметь гражданские  права и нести обязанности  только в соответствии с целями своей  деятельности, предусмотренными в их учредительных документах. Притом, как можно убедиться при анализе законодательства, в большинстве случаев право государственного органа - юридического лица одновременно является и его обязанностью.

Информация о работе Субъекты и объекты парламентского финансового контроля