Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 08:40, контрольная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема определения места парламентского финансового контроля в общей системе государственного финансового контроля, совершенствования его форм и методов. Необходимость повышения эффективности парламентского финансового контроля в России обусловлена становлением демократического федеративного правового и социального государства, дальнейшим развитием социально-экономических реформ.
Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности……..5
2. Правовые основы финансового контроля…………………………………...15
3. Субъекты и объекты парламентского финансового контроля……………..18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы…………………
В зависимости
от уровня проведения финансовый контроль
может быть государственным, муниципальным,
внутрихозяйственным и
Следует также отметить, что в зависимости от уровня государственной власти, органы которого осуществляют контрольную деятельность, государственный финансовый контроль может быть федеральным и региональным.
3. Субъекты и объекты
парламентского финансового
В ходе реализации задач парламентского финансового контроля складываются определенные, урегулированные нормами права общественные отношения. Как и любые другие правовые отношения, они возникают между конкретными субъектами по поводу определенного объекта и имеют содержание, которое раскрывается непосредственно через соответствующие права и обязанности их участников.
В настоящее время в теории права под субъектами права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъектом права может быть только лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное выступать в качестве участника правоотношений. Поэтому не случайно, по мнению известного исследователя в области теории государства и права М.Н. Марченко, "в современной юридической литературе понятие "субъект права" чаще используется в качестве синонима термина "субъект, или участник, правоотношений".
Государственный
финансовый контроль многообразен, осуществляется
значительным количеством субъектов
финансовых правоотношений. Его специфика
заключается в том, что, во-первых,
он возникает в ходе деятельности
государства в финансовой сфере,
во-вторых, одним из субъектов этих
контрольных правоотношений в обязательном
порядке выступает
Финансовый
контроль представительных органов
может осуществляться как коллективными,
так и индивидуальными
Коллективных участников рассматриваемых правоотношений в зависимости от выполняемых ими функций можно подразделить на следующие виды:
- государственные органы представительной власти, наделенные властными полномочиями для осуществления финансового контроля над другими государственными органами и всеми хозяйствующими субъектами, пользующимися государственными финансами;
- государственные органы, имеющие исполнительно-распорядительные функции и, с одной стороны, являющиеся объектом финансового контроля со стороны представительной власти, а с другой - осуществляющие внутренний (ведомственный) финансовый контроль;
- органы местного самоуправления, прежде всего, в силу того, что они являются участниками бюджетного процесса и большая часть муниципальных образований страны получает межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- имущественно-хозяйственные органы и организации различной организационно-правовой формы, пользующиеся финансовыми ресурсами государства и государственной собственностью в том случае, если они имеют статус юридического лица.
К первой
группе участников правоотношений в
сфере финансового контроля относятся
Совет Федерации и
В свою очередь, внутри данной группы субъектов их можно подразделить: по уровню своей деятельности - на федеральные органы (Совет Федерации, Государственная Дума, комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата РФ) и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательные органы субъектов, их комитеты и комиссии, контрольно-счетные органы); исходя из решаемых задач, поставленных перед ними, - на органы, выполняющие общие функции контроля (палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов Федерации, их комитеты и комиссии), и на специальные органы финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов регионов (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов).
Ко второй
группе субъектов относятся органы
исполнительной власти. В силу своего
правового положения они не только
распоряжаются финансовыми
В качестве
участников бюджетных правоотношений
исполнительные органы, являющиеся главными
распорядителями и
Годовой
отчет об исполнении бюджета до его
рассмотрения в законодательном
органе подлежит обязательной внешней
проверке, которая включает проверку
бюджетной отчетности всех главных
администраторов бюджетных
Главные
администраторы средств федерального
бюджета не позднее первого апреля,
а бюджета субъекта Федерации - не
позднее первого марта текущего
финансового года представляют годовую
бюджетную отчетность соответственно
в Счетную палату Российской Федерации
и контрольно-счетный орган
Правительство
Российской Федерации не позднее 15
июня направляет в Счетную палату
годовой отчет об исполнении федерального
бюджета и иные документы, подлежащие
представлению в
Активное
внедрение в последнее время
новых финансовых и межбюджетных
отношений требует повышения
контроля за использованием межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из бюджетов
субъектов Российской Федерации муниципальным
образованиям. Органы местного самоуправления,
составляющие третью группу субъектов,
как представительные, так и исполнительно-
В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрена специальная ст.136, которая определила основные условия предоставления указанных трансфертов. В частности, она закрепила и нормы, определяющие обязательное проведение не реже одного раза в два года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта, если в бюджетах муниципальных образований доля трансфертов из бюджетов регионов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов. При несоблюдении органами местного самоуправления, выступающими в качестве участников межбюджетных отношений, условий предоставления трансфертов из бюджета субъекта финансовые органы региона вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления этого вида финансовой помощи соответствующим местным бюджетом.
В четвертую
группу коллективных участников правоотношений,
связанных с реализацией
В качестве субъектов парламентского финансового контроля могут выступать и общественные объединения, негосударственные фонды и другие некоммерческие организации в случаях предоставления им государственных финансов. В данной ситуации контрольные полномочия органов государственного финансового контроля законодательных органов распространяются на них в той части, которая связана с использованием ими в своей деятельности бюджетных средств.
Индивидуальными
участниками правоотношений, возникающих
в процессе осуществления парламентского
финансового контроля, являются физические
лица, которые могут быть субъектами
права контроля или же права получения
государственных финансовых ресурсов.
К числу первых относятся депутаты
законодательных органов
Субъектами
права получения
В целом
участников правоотношений, складывающихся
при реализации контрольных функций
законодательных органов в
В этой
ситуации каждому управомоченному
лицу соответствует наличие
Деятельность участников контрольных правоотношений закреплена в различных нормативных правовых актах. Их права и обязанности определены компетенцией, и они, в большинстве случаев, обладают статусом юридического лица. Согласно гражданскому законодательству юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Они могут иметь гражданские права и нести обязанности только в соответствии с целями своей деятельности, предусмотренными в их учредительных документах. Притом, как можно убедиться при анализе законодательства, в большинстве случаев право государственного органа - юридического лица одновременно является и его обязанностью.
Информация о работе Субъекты и объекты парламентского финансового контроля