Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель данной работы проследить развитие банковского дела и продукта, выяснить, какие тенденции существуют сейчас, и что подразумевается под современным банковским делом и продуктом.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1.Проследить развитие банковского дела на протяжении всего исторического развития общества и экономики.
2.Рассмотреть, что представляет собой современное банковское дело с точки зрения институционального и функционального подхода.
3.Рассмотреть, какие изменения произошли с банковским делом за последние годы.
4.Ввести понятие банковского продукта, рассмотреть его с точек зрения разных подходов к трактовке данного понятия.
5.Рассмотреть последние появившиеся виды банковских продуктов и дать их характеристику.
6.Проследить развитие данных явлений в истории России.
7.Выявить современные тенденции развития данных понятий.
Национальные банки республик, будучи территориальными учреждениями Банка России, не имеют статуса юридического лица, не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Что же касается второго уровня банковской системы, т. е. кредитных организаций, то все они являются коммерческими структурами со статусом юридического лица. Основным мотивом их деятельности является получение прибыли. На осуществление кредитных операций они должны получать специальное разрешение (лицензию) Банка России.
Кредитные организации образуются на различных формах собственности - частной, государственной, муниципальной, собственности общественных объединений и т. п. Кредитные организации подразделяются на две больших группы: а) коммерческие банки, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; б) небанковские кредитные организации, могущие осуществлять лишь отдельные банковские операции. Законодательство проводит строгую линию на четкое разграничение банковских и небанковских кредитных организаций. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.
Преобладают среди кредитных организаций коммерческие банки. У них прослеживаются два направления деятельности. Первое из них - банковские операции, исчерпывающий перечень которых приведен в законе. К ним относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий. Среди них надлежит особо выделить межбанковские операции.
Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России. Второе направление - совершение банковских сделок. Это, например, выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; представление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг. Исчерпывающего перечня подобных сделок закон не содержит. Кредитная организация вправе осуществлять любые сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как свидетельствует практика, кредитные организации способны предложить своим клиентам до 200 видов банковских услуг. Вместе с тем российским законодательством установлен прямой запрет на три вида деятельности - производственную, торговую, страховую. Запрещена кредитным организациям также монополистическая деятельность, в частности заключение соглашений и осуществление согласованных действий, направленных на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.
Кредиты, предоставляемые
банком, могут обеспечиваться залогом
недвижимого и движимого
Действующие в банковской
системе России небанковские кредитные организации
подлежат классификации по сочетанию
банковских операций и других сделок кредитных
организаций, на осуществление которых
у данной кредитной организации имеется
лицензия Банка России.
По данному основанию выделяются:
Однако, как справедливо отмечается в литературе, в большинстве случаев наименование небанковской кредитной организации имеет мало общего с ее реальной деятельностью. Это обстоятельство объясняется:
2. Банковский продукт.
2.1 Понятие банковского продукта.
В экономической науке до сих пор не существует единого определения банковского продукта по причине неустоявшихся трактовок данной категории.
На данный момент существует пять подходов к объяснению понятия банковского продукта:
1. Производственный подход. Классическая школа и ее сторонники предметом банковской деятельности считали движение денег и ли капитала в денежной форме. К. Маркс использовал понятие продукт как синоним товара.
По утверждению российских ученых банковским продуктом следует называть: а) товар особого рода в виде денег, платежных средств; б) «денежные средства и ценные бумаги, продаваемые или предоставляемые банками на определенный срок».
Эти характеристики банковского продукта как денег, платежных средств и услуг денежного характера являются небезупречными., поскольку в данном случае игнорируется разграничение денежной и неденежной составляющей банковского продукта. В связи с этим данный подход к определению банковского продукта не отражает все современные сферы деятельности банка.
2. Маркетинговый подход. В 70-ые годы XX века рынок денег и капитала стал исследоваться с позиций продвижения посреднических товаров и услуг. Банковский продукт игнорируется, так как его появление связано с не совсем корректным переводом англоязычного понятия «banking product». Согласно этой концепции банковская услуга и банковский продукт являются синонимами. Как правило, сторонники этого подхода выделяют следующие особенности банковского продукта:
Они также абстрагируются
от конкретного понимания и необхо
3. Правовой подход. В рамках этого подхода делается акцент на сделку, а не на продукт или услугу. При этом в российском законодательстве нет однозначного определения «услуга», не находит место и «банковский продукт», хотя эти термины используются в нормативных актах, но четко формализованной конструкции не приобрели.
4. Потребительский подход. Сторонники этого подхода ставят во главу угла интересы потребителя, а не производителя. Объектом купли-продажи являются не деньги, а как считают приверженцы производительного подхода, а банковские услуги. Они выражают отношение между производителем и потребителем. По мнению Мирецкого А. П., банковский продукт- это регламентированная система взаимосвязанных между собой предметов и действий продавца, предназначенная для реализации на рынке банковских услуг на конкретных условиях потребителю с целью удовлетворения его определенных потребностей в сфере наличного и безналичного денежного обращения и кредита.
5. Институциональный
подход. Приверженцы этого подхода
опираются на контрактную,
Следовательно, несмотря на разность концептуальных подходов, все направления экономических школ дополняют друг друга, внося свой вклад в развитие теории банковского дела.
2.2 Современный банковский продукт.
История развития банковского продукта напрямую связана с развитием банковского дела. Изначально банковский продукт включал в себя лишь услуги по хранению ценностей, сначала в храмах, а затем у ювелиров. Затем начали развиваться и такие услуги как выдача ссуд и посреднические услуги.
На протяжении ряда лет развитие банковского бизнеса сопровождается исследованиями сущности банковских услуг, влияния на них тенденций развития мировой экономики, экономик национальных государств, потенциальных потребностей клиентов и прочих факторов. Особую популярность эти исследования приобрели в работах зарубежных ученых.
Процесс развития новейшей теории банковских услуг в работах зарубежных авторов, где банковская услуга анализируется сквозь призму современных тенденций развития мирового хозяйства, можно разделить на три этапа.
Первый этап охватывает период с конца 1960-х до начала 1970-х гг., когда был и опубликованы первые исследования, посвященные этой тематике, — это работы Г. Брайана «Конкуренция в банковской сфере» (1970), X. Дугласа «Банковская политика в области кредитования» (1971), X. Грубела «Теория международного банковского дела» (1977). В исследованиях этого периода анализируется влияние международной конкуренции в банковской сфере и интернационализации банковского бизнеса на банковские услуги.
Ко второму этапу развития теории банковских услуг (конец 1980-х - начало 1990-х гг.) относятся работы О. Доннела «Финансовые операции регионального инвестиционного банка» (1981), Е. Балларина «Коммерческие банки в условиях финансовой революции» (1986), А. Ленфалузи «Глобализация финансовых рынков» (1988), Ф. Дерека «Глобальная стратегия банков» (1990). В исследованиях этого периода впервые анализируется влияние тенденций глобализации, централизации, концентрации и интеграции банковского капитала на банковские услуги.
Начало третьему этапу развития теории банковских услуг положило подписание в 1992г. Маастрихтского договора о создании Европейского валютного союза и введении с января 1999 г. единой европейской валюты евро. Это знаменательное событие способствовало развитию новой концепции банковского обслуживания клиента. Актуальность приобрела идея «финансового супермаркета», широкое распространение получили банковские электронные услуги, начались многочисленные слияния и поглощения. Данной проблеме посвящены работы П. Роуза «Банковский менеджмент, предоставление финансовых услуг» (1993), Д. Джентле «Индустрия финансовых услуг» (1993), Дж. Синки «Управление финансами в коммерческих банках» (1994), X. Дёрига «Универсальный банк - банк будущего» (1997).