Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель данной работы проследить развитие банковского дела и продукта, выяснить, какие тенденции существуют сейчас, и что подразумевается под современным банковским делом и продуктом.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1.Проследить развитие банковского дела на протяжении всего исторического развития общества и экономики.
2.Рассмотреть, что представляет собой современное банковское дело с точки зрения институционального и функционального подхода.
3.Рассмотреть, какие изменения произошли с банковским делом за последние годы.
4.Ввести понятие банковского продукта, рассмотреть его с точек зрения разных подходов к трактовке данного понятия.
5.Рассмотреть последние появившиеся виды банковских продуктов и дать их характеристику.
6.Проследить развитие данных явлений в истории России.
7.Выявить современные тенденции развития данных понятий.
На сегодняшний день существует множество различных банковских продуктов. Рассмотрим некоторые из тех, что появились в течение последних лет.
В связи с глобализацией мировой экономики и расширения компаний получили развитие такие продукты как лизинг, факторинг, форфейтинг, синдицированное кредитование.
Факторинг — финансовая транзакция, заключающаяся в том, что платежи клиента банку с отсрочкой (например, инвойсы, кредиты), продаются третьей компании по слегка сниженной цене. В результате банк немедленно получает средства, которые может использовать для развития (но в меньшем объеме), а компания зарабатывает на разнице платежей.
Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям. Также — финансовая комиссионная операция по уступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности и снижения расходов по ведению счетов.
Упрощенно схема сотрудничества выглядит следующим образом:
Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин, они разработали также своё ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций.
Ассоциация факторинговых компаний (АФК) провела очередной сбор статистических показателей деятельности участников российского рынка факторинга. По итогам 1-го полугодия 2010 года оборот российского рынка факторинга достиг 185 500 млн. рублей. Совокупный факторинговый портфель на 01.07.2010 г. составил около 50 000 млн. рублей. Участники российского рынка факторинга профинансировали товарооборот клиентов на сумму свыше 132 000 млн. рублей.
Анализ объемных показателей по итогам 1 полугодия 2010 года указывает на активное восстановление российского рынка факторинга в нынешнем году. Показатели за шесть месяцев 2010 года близки или превосходят показатели за девять месяцев 2009 года. Учитывая традиционный рост оборотов факторов во втором полугодии, к концу 2010 года объем российского рынка факторинга может достичь 450-500 млрд. рублей.
Чтобы заниматься международным факторингом, надо быть членом как минимум одной из двух международных факторинговых ассоци аций – FCI и International Factors Group (IFG). При вступлении в ассоциацию, факторинговая компания принимает правила проведения международных факторинговых сделок, получает доступ к надёжной системе электронных сообщений между факторами – своего рода факторинговый SWIFT.
Россия в этих двух ассоциациях представлена девятью факторами. Членами IFG на данный момент являются пять компаний — Металлинвестбанк, Русская факторинговая компания, НФК, «Кофас Рус Сервисез Компани» и «ВТБ Факторинг». В FCI состоят: Промсвязьбанк, Газпромбанк, ЮниКредит Банк, «Банк Сосьете Женераль Восток» и НФК – единственная компания в России, которая является членом двух факторинговых ассоциаций одновременно.
Наиболее серьёзные обороты по международному факторингу у Промсвязьбанка. Так, например, по данным FCI, оборот этой кредитной организации в 2008 г. был равен суммарному обороту национальных рынков факторинга Хорватии, Болгарии, Сербии, Словении и Люксембурга (всего 30 компаний).
Доля международного факторинга в России сейчас составляет от общего оборота рынка только около 1 %. В развитых странах Европы этот показатель достигает 10–15 %. Испании, например, международный факторинг принес в 2008 г. 6 млрд евро, а России – почти в 40 раз меньше, всего 150 млн евро. По итогам прошлого года рынок международного факторинга в России ещё больше сжался: оборот только по двухфакторным сделкам в рамках ассоциации Factors Chain International (FCI) снизился в 4,5 раза. Этому способствовали кризис и отказ зарубежных страховщиков от работы с российскими рисками.
АФК проводит ежеквартальный сбор статистики российского рынка факторинга с 3 квартала 2009 года. В анкетировании по итогам 1 полугодия 2010 года приняли участие 17 организаций, из которых 11 - банки, 6 - факторинговые компании. Оборот организаций, предоставивших в АФК заполненные анкеты, по нашему мнению, составляет около 93% общего объема российского рынка факторинга.
Доля факторинга в ВВП по итогам первого полугодия - менее 0,5%, в обороте розничной торговли - 2,5%, оптовой торговли - 1,6%. Объем выплаченного финансирования - 132 млрд рублей. Факторингом воспользовались свыше 2700 компаний при расчетах с более чем 11 500 дебиторов. Всего за шесть месяцев 2010 года свыше 1,2 млн поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга. В Москве сосредоточено 64% операций, в Санкт-Петербурге - 13%. На долю ЦФО (кроме столицы) и Приволжского федерального округа приходится по 6% оборота рынка. Доля Уральского федерального округа составляет 4%, Сибирского ФО - 3%, Южного ФО - 2%. Северо-Западный и Северо-Кавказский ФО - по 1%, менее процента - доля Дальневосточного федерального округа.
Рисунок 1. Региональная
структура оборота рынка
Лизинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов.
Лизингодатель обязуется
приобрести в собственность указанное
лизингополучателем имущество у
указанного продавца и предоставить
лизингополучателю это
По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.
Предметом лизинга являются любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
В зависимости от срока
полезного использования
В контрактах по лизингу может быть предусмотрено техническое обслуживание поставляемой техники, обучения кадров и т. д. В контракте возможны положения о праве (или обязанности) лизингополучателя купить товар по истечении срока аренды. Обычно устанавливается базисный период, в течение которого стороны не имеют права расторгнуть договор лизинга.
Особым случаем является возвратный лизинг, при котором продавец лизингового имущества одновременно является лизингополучателем. Фактически, это форма получения кредита под залог производственных фондов и получения дополнительного экономического эффекта от различий в налогообложении.
Развитие лизинговых операций тоже подтверждается статистическими данными, представленными на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика развития инвестиций в лизинг в 2004-2008 годах.
В России существует много лизинговых компаний. Далее представлен рейтинг 1о самых крупных компаний. Рейтинг составлен на основе данных РА «Эксперт».
рейтинг |
По сумме лизингового портфеля |
||
1 |
ВТБ-Лизинг |
157 227,9 |
Москва |
2 |
Сбербанк Лизинг |
104 128 |
Москва |
3 |
ВЭБ-лизинг |
84 664,8 |
Москва |
4 |
Ильюшин Финанс Ко |
43 887,8 |
Московская область |
5 |
ТрансКредитЛизинг |
38 285,5 |
Москва |
6 |
Газтехлизинг |
34 241,1 |
Москва |
7 |
ЛК «Уралсиб» |
26 382,3 |
Москва |
8 |
Бизнес Альянс |
24 929,3 |
Москва |
9 |
Europlan |
15 785,5 |
Москва |
10 |
Дойче Лизинг Восток |
15 439 |
Москва |
Таблица 1. Рейтинг лизинговых компаний.
Форфейтинг (англ. forfeiting) - форма кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению. Продавец покупает сразу всю сумму за вычетом процентов. При этом покупатель товаров ликвидирует свои долговые обязательства регулярным (обычно полугодовым) взносом. От обычного учета векселей банками форфейтинг отличается тем, что предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю - форфейтору. Форфейтинг позволяет сократить дебиторскую задолженность продавца, улучшить структуру баланса, ускорить оборот капитала. Хотя форфейтинг дороже банковского кредита, он стабилизирует ставки кредитования, упрощает оформление переуступки векселей и других долговых требований.
Форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов, но для него характерно несколько ограничений:
Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Первым прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.
Современный франчайзинг
испытал настоящий подъём в 1898, когда
компания «Дженерал моторс» начала
применять франчайзинговое