Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Многообразие расчетных  взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.
Эффективная система взаимоотношений с покупателями подразумевает:
а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
б) определение оптимальных условий кредитования;
в) четкую процедуру предъявления претензий;
г) контроль за тем, как 
клиенты исполняют условия 
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам[12].
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа 
оценивается уровень 
КОАдз = ДЗ/ОА, (1)
где КОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ – общая сумма 
дебиторской задолженности 
ОА – общая сумма оборотных активов организации.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
ПИдз = ДЗср/Оо, (2)
где ПИдз – средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср – средний 
остаток дебиторской 
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:
  ОАО “Заволжский 
моторный завод” – один из 
крупнейших центров в России 
по производству двигателей 
Основные виды деятельности:
– Производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей;
– Оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
На сегодняшний день на ОАО «Заволжский моторный завод» создано семь дочерних предприятий со 100- процентным капиталом ОАО «ЗМЗ». Цель реструктуризации – концентрация на основном направлении деятельности завода (производство двигателей), повышение эффективности работы выделенных предприятий, в том числе за счет расширения портфеля заказов со стороны внешних потребителей, снижение затрат основного производства.
Структура оборотных средств (Тыс. руб.)
Оборотные активы  | 
  31.12.2006  | 
Запасы  | 
  1 254 430  | 
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности  | 
  
   
 722 524  | 
затраты в незавершенном производстве  | 
  103 361  | 
готовая продукция и товары для перепродажи  | 
  239 442  | 
товары отгруженные  | 
  0  | 
расходы будущих периодов  | 
  189 103  | 
прочие запасы и затраты  | 
  0  | 
Налог на добавленную стоимость по приобрет. ценностям  | 
  64 726  | 
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)  | 
  28 382  | 
в том числе: покупатели и заказчики  | 
  28 382  | 
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)  | 
  1 327 032  | 
в том числе: покупатели и заказчики  | 
  1 036 207  | 
векселя к получению  | 
  0  | 
авансы выданные  | 
  70 587  | 
прочие дебиторы  | 
  220 238  | 
Краткосрочные финансовые вложения  | 
  1 972 500  | 
в том числе: займы, предоставленные организациям на срок до 12 м.  | 
  1 951 500  | 
прочие краткосрочные финансовые вложения  | 
  21000  | 
Продолжение табл. 2.3  | |
Денежные средства  | 
  428 674  | 
в том числе: касса  | 
  69  | 
расчетные счета  | 
  410 851  | 
валютные счета  | 
  9 255  | 
прочие денежные средства  | 
  8 499  | 
Прочие оборотные активы  | 
  0  | 
ИТОГО ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  | 
  5 075 744  | 
Источниками финансирования оборотных средств являются собственные источники, заемные и кредитные средства.
Объемы и структура продаж
В 2006 году реализовано продукции на сумму 13 883,6 млн. руб., что больше уровня 2005 года на 1 637,9 млн. руб. или на 13,4%. Увеличение объема продаж произошло за счет роста на 13,2% отгрузки двигателей заводам – потребителям («ГАЗ», «УАЗ», «Павловский автобус»), в том числе ОАО «ГАЗ (+10,7%), ОАО «УАЗ» (+51,5%), и роста на 4,7% отгрузки деталей собственного производства на вторичный рынок. Всего в 2006 году реализовано двигателей 248 385 штук, что ниже уровня 2005 года на 0,6%.
За 2011 г.
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование группы объектов основных средств  | 
  Первоначальная (восстановительная) стоимость  | 
  Сумма начисленной амортизации  | 
Здания  | 
  773 486  | 
  196 046  | 
Передаточные устройства  | 
  158 467  | 
  99 481  | 
Машины  | 
  2 969 453  | 
  2 389 051  | 
Транспорт  | 
  52 711  | 
  37 728  | 
Прочие  | 
  85 185  | 
  70 142  | 
Консервация  | 
  499 521  | 
  282 163  | 
Земля  | 
  14 223 320  | 
  0  | 
Незавершенные капитальные вложения  | 
  471 891  | 
  |
ИТОГО  | 
  5 024 937  | 
  3 074 611  | 
Сведения о способах 
начисления амортизационных отчислений 
по группам объектов основных средств: 
По всем группам 
основных средств применяется линейный 
метод начисления амортизации.
Отчетная дата: 31.12.2011
На дату окончания отчетного квартала
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование группы объектов основных средств  | 
  Первоначальная (восстановительная) стоимость  | 
  Сумма начисленной амортизации  | 
Здания  | 
  847 909  | 
  234 603  | 
Передаточные устройства  | 
  160 983  | 
  101 756  | 
Машины  | 
  3 031 632  | 
  2 442 836  | 
Транспорт  | 
  51 305  | 
  37 627  | 
Прочие  | 
  85 318  | 
  71 319  | 
Консервация  | 
  367 689  | 
  232 246  | 
Земля  | 
  14 273  | 
  0  | 
Незавершенные капитальные вложения  | 
  467 385  | 
  |
ИТОГО  | 
  5 026 494  | 
  3 120 387  | 
Залогом выживаемости предприятия в условиях рыночной экономики является его финансовая устойчивость, то есть способность предприятия осуществлять свою текущую деятельность.
Расчет показателей финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.
В качестве абсолютных показателей финансовой устойчивости используют показатели, характеризующие уровень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основные показателя:
Величина собственных оборотных средств показывает реальную сумму средств предприятия, находящихся в обороте и характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов.
СОС = Капитал и резервы – внеоборотные активы Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (СД):
СД = СОС + долгосрочные кредиты и займы Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):
ОИ = СД + краткосрочные кредиты и займы
Далее показатели источников формирования сравниваются с величиной запасов (З):
Выявление излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат позволяет определить тип финансовой ситуации на предприятии.
Выделяют 4 типа финансовой устойчивости:
   
< 0, , .
< 0, < 0, . Кризисное финансовое состояние, если: