Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Многообразие расчетных взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.
Эффективная система взаимоотношений с покупателями подразумевает:
а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
б) определение оптимальных условий кредитования;
в) четкую процедуру предъявления претензий;
г) контроль за тем, как
клиенты исполняют условия
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам[12].
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа
оценивается уровень
КОАдз = ДЗ/ОА, (1)
где КОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ – общая сумма
дебиторской задолженности
ОА – общая сумма оборотных активов организации.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
ПИдз = ДЗср/Оо, (2)
где ПИдз – средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср – средний
остаток дебиторской
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:
ОАО “Заволжский
моторный завод” – один из
крупнейших центров в России
по производству двигателей
Основные виды деятельности:
– Производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей;
– Оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
На сегодняшний день на ОАО «Заволжский моторный завод» создано семь дочерних предприятий со 100- процентным капиталом ОАО «ЗМЗ». Цель реструктуризации – концентрация на основном направлении деятельности завода (производство двигателей), повышение эффективности работы выделенных предприятий, в том числе за счет расширения портфеля заказов со стороны внешних потребителей, снижение затрат основного производства.
Структура оборотных средств (Тыс. руб.)
Оборотные активы |
31.12.2006 |
Запасы |
1 254 430 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
722 524 |
затраты в незавершенном производстве |
103 361 |
готовая продукция и товары для перепродажи |
239 442 |
товары отгруженные |
0 |
расходы будущих периодов |
189 103 |
прочие запасы и затраты |
0 |
Налог на добавленную стоимость по приобрет. ценностям |
64 726 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
28 382 |
в том числе: покупатели и заказчики |
28 382 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) |
1 327 032 |
в том числе: покупатели и заказчики |
1 036 207 |
векселя к получению |
0 |
авансы выданные |
70 587 |
прочие дебиторы |
220 238 |
Краткосрочные финансовые вложения |
1 972 500 |
в том числе: займы, предоставленные организациям на срок до 12 м. |
1 951 500 |
прочие краткосрочные финансовые вложения |
21000 |
Продолжение табл. 2.3 | |
Денежные средства |
428 674 |
в том числе: касса |
69 |
расчетные счета |
410 851 |
валютные счета |
9 255 |
прочие денежные средства |
8 499 |
Прочие оборотные активы |
0 |
ИТОГО ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
5 075 744 |
Источниками финансирования оборотных средств являются собственные источники, заемные и кредитные средства.
Объемы и структура продаж
В 2006 году реализовано продукции на сумму 13 883,6 млн. руб., что больше уровня 2005 года на 1 637,9 млн. руб. или на 13,4%. Увеличение объема продаж произошло за счет роста на 13,2% отгрузки двигателей заводам – потребителям («ГАЗ», «УАЗ», «Павловский автобус»), в том числе ОАО «ГАЗ (+10,7%), ОАО «УАЗ» (+51,5%), и роста на 4,7% отгрузки деталей собственного производства на вторичный рынок. Всего в 2006 году реализовано двигателей 248 385 штук, что ниже уровня 2005 года на 0,6%.
За 2011 г.
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование группы объектов основных средств |
Первоначальная (восстановительная) стоимость |
Сумма начисленной амортизации |
Здания |
773 486 |
196 046 |
Передаточные устройства |
158 467 |
99 481 |
Машины |
2 969 453 |
2 389 051 |
Транспорт |
52 711 |
37 728 |
Прочие |
85 185 |
70 142 |
Консервация |
499 521 |
282 163 |
Земля |
14 223 320 |
0 |
Незавершенные капитальные вложения |
471 891 |
|
ИТОГО |
5 024 937 |
3 074 611 |
Сведения о способах
начисления амортизационных отчислений
по группам объектов основных средств:
По всем группам
основных средств применяется линейный
метод начисления амортизации.
Отчетная дата: 31.12.2011
На дату окончания отчетного квартала
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование группы объектов основных средств |
Первоначальная (восстановительная) стоимость |
Сумма начисленной амортизации |
Здания |
847 909 |
234 603 |
Передаточные устройства |
160 983 |
101 756 |
Машины |
3 031 632 |
2 442 836 |
Транспорт |
51 305 |
37 627 |
Прочие |
85 318 |
71 319 |
Консервация |
367 689 |
232 246 |
Земля |
14 273 |
0 |
Незавершенные капитальные вложения |
467 385 |
|
ИТОГО |
5 026 494 |
3 120 387 |
Залогом выживаемости предприятия в условиях рыночной экономики является его финансовая устойчивость, то есть способность предприятия осуществлять свою текущую деятельность.
Расчет показателей финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.
В качестве абсолютных показателей финансовой устойчивости используют показатели, характеризующие уровень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основные показателя:
Величина собственных оборотных средств показывает реальную сумму средств предприятия, находящихся в обороте и характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов.
СОС = Капитал и резервы – внеоборотные активы Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (СД):
СД = СОС + долгосрочные кредиты и займы Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):
ОИ = СД + краткосрочные кредиты и займы
Далее показатели источников формирования сравниваются с величиной запасов (З):
Выявление излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат позволяет определить тип финансовой ситуации на предприятии.
Выделяют 4 типа финансовой устойчивости:
< 0, , .
< 0, < 0, . Кризисное финансовое состояние, если: