Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Многообразие расчетных взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.
4. Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с дебиторами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к заказчикам работ и определять следующие направления:
- формирование приемлемых для ОАО «ЗМЗ» сроков платежей;
- предусматривать в договорах изменение цен в зависимости от срока оплаты;
- своевременно оформлять расчетные документы;
- разработать систему
предоставления скидок и
5. Выявление финансовых
6. Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы должен основываться на:
7. Формирование условий обеспечен
- оформление товарного кредита обеспеченным векселем;
- требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и другие.
8. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства дебиторами. При этом к дебиторам должны предусматриваться соответствующие пени, штрафы, неустойки. Их размеры должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляци-онные потери и другие). Штрафные санкции могут быть дифференцированы в зависимости от сроков погашения кредита и групп покупателей.
9. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.
10. Использование судебных процедур для взыскания долга. В случае непризнания заказчиком своего долга (полостью или частично) либо в случае отказа выверить задолженность, об этом оперативно должен ставиться в известность начальник финансового отдела ОАО «ЗМЗ», а также начальник отдела сбыта. Начальник финансового отдела представляет информацию по данному отклонению заместителям директора по экономическим и коммерческим вопросам (дирекции организации) на ежедневных оперативных совещаниях руководителей организации.
Заместитель директора по коммерческим вопросам по согласованию с начальником юридической службы принимает решение о порядке взыскания данной задолженности (претензионный или судебный порядок урегулирования споров), В случае, если ответа на обращение с просьбой выверить задолженность в установленные сроки не получено соответствующими работниками (по установленному порядку) выясняются причины не предоставления ответа на обращение с просьбой выверить задолженность.
11. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка в России позволяют использовать промышленным предприятиям ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, то есть перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги).Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми предприятиями, являются факторинг, учет векселей, форфейтинг.
Политика управления дебиторской задолженностью – часть общей бизнес - политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции и заключающаяся в оптимизации общего объема размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В ОАО "ЗМЗ" с целью максимизации притока денежных средств следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия должно осуществляться по следующим основным этапам[44]:
Анализ дебиторской
При формировании принципов
кредитной политики по отношению
к покупателям продукции
При определении возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции. При формировании системы кредитных условий, вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ОАО "ЗМЗ" должен определиться по следующим вопросам:
Предоставление скидок стимулирует не только увеличение продаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах с покупателями. Ценовая мотивация сейчас является общепринятой практикой. Эффективная ее реализация поставщиком позволяет ему сократить товарные запасы на складах и существенно уменьшить дебиторскую задолженность.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита включает следующие основные элементы:
Отбор должен осуществляться с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций.
Основными формами, обеспечивающими использование на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются[10, с.5]:
На ОАО "ЗМЗ" использование
факторинга является нецелесообразным,
т.к. дебиторская задолженность
Автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью. Основная причина, по которой ОАО "ЗМЗ" должен отказаться от ведения учета и контроля дебиторской задолженности в Excel, связана с трудностью оперативного обновления данных и настройки, обязательных для исполнения процедур утверждения.
Снизить риск несвоевременного
возврата денежных средств и возникновения
убытков можно, заключив договор
страхования дебиторской
Таким образом, рекомендуемые выше положения, которые могли бы лечь в основу политики управления дебиторской задолженностью в ОАО "ЗМЗ", позволят предприятию избежать убытков связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность расчетов с покупателями.
В отечественной и мировой практике наработан определенный эффективный механизм управления дебиторской задолженностью. Рассмотрим некоторые примеры построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью.
В первую очередь важно определить, кто все же должен и будет заниматься сбором информации о должниках, ведением учета и получением просроченных платежей. Под получением понимается весь процесс напоминаний и переговоров до момента поступления денежных средств на расчетный счет компании. Чаще всего это входит в обязанности менеджеров, которые работают со своими клиентами и непосредственно заинтересованы в четких финансовых поступлениях. В некоторых компаниях этим вопросом занимается отдельный человек, который специально обучен именно ведению переговоров по возврату задолженностей и полностью сосредоточен только на решении этого вопроса. Здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, действительно, при большом количестве клиентов и большой нагрузке менеджер не всегда имеет возможность постоянно и четко отслеживать все платежи и сидеть на обзвоне должников, тем более, если их количество не так уж мало. Кроме того, менеджеры, которые могут быть вполне профессиональны в продажах, не всегда комфортно чувствуют себя в роли "сборщика долгов". Также необходимо учесть тот факт, что, потратив много усилий на установление и поддержание с клиентом хороших отношений, совсем не хочется их портить таким моментом, как постоянное напоминание о долге. Да и профессионализм в технике продаж, не всегда означает такое же умение и способность к переговорам с должниками. С другой стороны, именно менеджер, как никто другой знает своего клиента. Именно менеджер может оценить реальное положение дел у клиента и определить причины задержки платежей: не могут или не хотят. Менеджер как раз может использовать и свои установившиеся отношения для того, чтобы убедить клиента производить расчеты своевременно[12].