Управление активами банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 05:33, дипломная работа

Описание

От качества банковских активов зависят достаточность капитала и уровень принимаемых кредитных рисков. Структура и качество активов в значительной степени определяют ликвидность и платёжеспособность банка, а следовательно, его надёжность. Если банк является надёжным - в него будут обращаться заёмщики, банку будут доверять. А чем больше заёмщиков, тем выгоднее для банка. Увеличивается количество деловых переговоров - выше прибыль банка. От чёткой и грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики всей страны и мира. Банк должен стремится к созданию рациональной структуры активов, которые зависят, прежде всего, от качества активов. Поэтому столь важна проблема рассмотрения качества активов ОАО «Национальный Банк Траст». Качество активов - это чрезвычайно подвижный параметр, в силу чего его необходимо постоянно анализировать и оценивать. Грамотно и точно проведённый анализ качества активов позволяет выявить важные тенденции в жизни банка и определить, за счёт каких операций возросла или уменьшилась прибыльность (убыточность); оценить изменение собственного капитала и иммобилизированных активов; проследить рост (снижение) привлечённых средств; выявить необходимость изменения (сохранения) приоритетов и способов деятельности банка.
Исходя из выявленной актуальности данной тематики, целью написания дипломной работы является разработка мероприятий по повышению качества управления активами ОАО «Национальный Банк Траст».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ БАНКА: СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ…………………………………..7
1.1 Управление активами банка: сущность, назначение, содержание…………...7
1.2 Методика проведения анализа качества управления активами банка: информационная база, методы, показатели качества……………………………23
1.3 Особенности управления активами банка в период финансового кризиса...41
2.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ОАО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ТРАСТ» ЗА 2008-2010г.г………………………….49
2.1 Оценка состава, структуры и динамики активов ОАО «Национальный Банк Траст» за 2008-2010г.г……………………………………………………………..51
2.2 Анализ рискованности активов ОАО «Национальный Банк Траст» за 2008-2010г.г……………………………………………………………………………….54
2.3 Анализ доходности активов ОАО «Национальный Банк Траст» за 2008-2010г.г……………………………………………………………………………….60
2.4 Анализ ликвидности активов ОАО «Национальный Банк Траст» за 2008-2010г.г……………………………………………………………………………….63
2.5 Анализ портфельного управления вложениями ОАО «Национальный Банк Траст» за 2008-2010г.г……………………………………………………………..70
3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ОАО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ТРАСТ»…………………………………………….74
3.1 Обоснование необходимости повышения качества управления активами ОАО «Национальный Банк Траст»………………………………………………..74
3.2 Разработка мероприятий по повышению качества управления активами ОАО «Национальный Банк Траст»………………………………………………..80
3.3.Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………………90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………100
ПРИЛОЖЕНИЯ .………………………………………………………………….105

Работа состоит из  1 файл

Управление активами банка.doc

— 878.00 Кб (Скачать документ)

     • структура и качество его кредитного портфеля;

     • активность инвестирования в ценные бумаги;

     • качество проводимого финансового анализа;

     • состояние реального сектора экономики, государственных финансов.

     Чем выше риск активных операций банка, тем больше вероятность возникновения потерь при трансформации активов в денежные средства, а это отрицательно скажется и на его ликвидности.

     7. Доходность активов банка. Чем  больше доля работающих активов  в балансе банка и выше их  эффективность, доходность, тем устойчивее финансовое состояние банка.

     8. Структура и диверсификация активов.  В процессе управления ликвидностью  особое внимание следует уделять  структуре активов. Для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов, возврата средств до востребования банку необходимо иметь определенный запас высоколиквидных активов. Диверсификация активов, т. е. размещение их по различным направлениям, оказывает положительное воздействие на уровень ликвидности, поскольку совокупный риск активов снижается.

     Ликвидность коммерческого банка, таким образом, базируется на постоянном поддержании посредством оперативного управления объективно необходимого соотношения между тремя составляющими: собственным капиталом банка и привлеченными средствами, с одной стороны, и размещенными средствами - с другой. Осуществление этой цели предполагает анализ, контроль и управление активами и пассивами банка [27, c.264-268].

     Итак, рассмотрены основные внешние и  внутренние факторы, влияющие на ликвидность  коммерческого банка. Внешние факторы банк может учитывать в своей деятельности, а внутренние факторы банк может не только учитывать в совей деятельности, но и напрямую влиять на них. Таким образом, можно ограничить воздействие факторов, которые вызывают отрицательные колебания в ликвидности. 
 
 

     3.2 Разработка мероприятий по повышению качества управления активами ОАО «Национальный Банк Траст» 

     Зная  внутренние факторы, воздействующие на ликвидность (см. рисунок 7) можно эффективно управлять этими факторами с целью изменения негативных воздействий. Таким образом, можно повысить ликвидность активов банка.  

 

       

     Рисунок 7 – Микроэкономические (внутренние) факторы, воздействующие на ликвидность 

     Повышение качества управления деятельности банка. Формирование современной российской банковской системы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на её состоянии. Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение ограниченного промежутка времени происходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться на качестве управления банков, а в конечном счёте на уровне выполнения банками своих функций [18, c.41].

     Сегодня ситуация в банковской сфере остаётся достаточно сложной. Банки испытывают определённые, пускай порой и не вызывающие серьёзных опасений, но всё же проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отдельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т.д.), негативное воздействие которых усиливается существованием ещё и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учёте и отчётности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка т.д).

     У ОАО «Национальный Банк Траст» статья административно-управленческие расходы составляет довольно высокую сумму, и за период 2008-2010гг. сумма расходов увеличивается. Банку необходимо насколько возможно снизить расходы по данной статье. Больше средств необходимо откладывать на резервы на возможные потери, что особенно актуально в период финансового кризиса. Ежегодно Банк выделяет значительные средства на различные благотворительные проекты. Возможно, стоит несколько уменьшить сумму выделяемых средств.

     Качество  управления деятельностью банка  напрямую зависит от профессионализма и уровня квалификации руководителей и работников банка. В настоящее время при приёме на работу в банк выставляют ряд требований: обязательное наличие высшего экономического образования, желательно опыт работы от нескольких лет в банковской сфере. Существуют специальные Банковские школы, также в высших учебных заведениях готовят экономистов по специализации «банковское дело». Но банки и учебные заведения пока ещё недостаточно эффективно взаимодействуют. Конечно, у банков есть договорённости с высшими учебными заведениями насчёт прохождения студентами практики. Но пока ещё отсутствуют специальные банковские курсы, которые давали бы студентам не только общее представление о работе банка, но и на практике учили бы осваивать различные банковские программы, обучающие конкретной работе с клиентами по кредиту в базе данных. Специализированные банковские курсы не должны быть дополнительными, они должны входить в общий образовательный курс. Тогда банки получали бы профессионально подготовленных специалистов, и не тратили бы время в первые дни работы новичков на их обучение на рабочем месте.

     Должны  быть приняты меры по усовершенствованию банковского контроля: внутренний контроль должен иметь многоуровневый характер, то есть контроль не только за уровнем исполнителей, но и контроль за уровнем управления в системе исполнительного руководства. Внутренний контроль должен охватывать все проблемы деятельности банка.

     Перед кредитным менеджером (экспертом) стоит  трудная задача: обеспечить надлежащий текущий контроль за финансовым состоянием заёмщиков, их кредитоспособностью, располагая для осуществления этой работы ограниченными возможностями. Кредитный мониторинг - это процесс ключевых элементов деятельности заёмщика, определяющих его способность к возврату банковской ссуды. Интенсивность мониторинга зависит от предполагаемого риска, связанного с конкретной ссудой.

     Применяемые на практике методы мониторинга предусматривают  следующее.

     -Анализ  финансовой отчётности о деятельности  заёмщика. Требования к частоте предоставления банку промежуточных финансовых отчётов зависят от ожидаемого риска по данному заёмщику.

     -Посещения  компаний-заёмщиков. Правильно спланированный  и проведённый визит в компанию-заёмщика  - отличное средство мониторинга кредита. Количество таких визитов и время их проведения оговариваются при проведении переговоров и заключении кредитного соглашения. Посещение предприятия-заёмщика даёт специалистам банка возможность получить представление о предприятии в целом и его руководителях.

     -Специальные  исследования. Специалисты в области кредитования могут инициировать периодически точечные поверки, которые также помогают текущему контролю, особенно в сочетании с другими методами мониторинга, например, с анализом промежуточной финансовой отчётности. Внутри банка могут быть проанализированы: состояние залога, уровень депозитов, частота овердрафтов и т.д.

     -Соблюдение  заёмщиком кредитного договора. Кредитный договор обычно преследует  две цели: 1. Определить, формализовать  признаки нарушения заёмщиком  условий пользования ссудой и, соответственно, обеспечить законный порядок действий банка по ускорению её взыскания; 2. Установить взаимно приемлемые условия предоставления ссуды, определяющие права и обязанности обеих сторон.

     Кредитный инспектор обязан реагировать на все отклонения заёмщика от условий кредитного договора.

     -Система  «контроль за контролем». Все  мероприятия кредитного мониторинга  подлежат сведению в особую  систему, которая обеспечивает  целостность, непрерывность и  своевременность осуществления  контрольных мероприятий. Эту систему «контроля за контролем» разрабатывает кредитный департамент и утверждает кредитный комитет практически одновременно с решением о выдаче ссуды.

     -Отчётность  по просрочке. На совещании  в кредитном департаменте кредитный  менеджер выступает с анализом извещений о просрочке контрольных мероприятий и о других нарушениях, относящихся к кредитному мониторингу. Директор кредитного департамента принимает соответствующие меры по дальнейшему проведению контрольных мероприятий в установленные сроки.

     Несмотря на различия контрольных мероприятий кредитного мониторинга по различным банкам отмечу ряд общих вопросов, которые должны решать банки-кредиторы в этой области:

     1) Качество кредитов. Кредитные инспекторы  обращают первостепенное внимание  на качество предоставленных кредитов, а затем по кредитному портфелю в целом и письменно формулируют свою точку зрения о возвратности кредитов.

     2) Адекватность резерва на покрытие  убытков по ссудам основывается  на постоянной оценке менеджментом  ряда факторов, среди которых:

     -динамика  убытков банка и их покрытия;

     -ожидаемые  убытки и их покрытие;

     -обзор  (ревизия) проблемных ссуд;

     -общее  качество кредитного портфеля;

     -текущие  и прогнозируемые экономические  условия;

     -способность  банка пополнять резервы за  счёт перераспределения доходов.

     3) Выявление проблем. Изучение ситуации  с конкретными кредиторами позволяет  выявить их соответствие кредитной  политике и кредитным соглашениям,  выявить проблемные кредиты или  потенциальные проблемные кредиты. 

     4)Соответствие деятельности банка кредитной политике, законодательным и нормативным актам.

     5) Целевые показатели прибыли и  управления фондами. Кредитный  мониторинг должен анализировать  кредитный портфель через призму  показателей надёжности и ликвидности.

     6) Эффективность кредитного менеджмента и качество работы персонала. В конечном итоге качество кредитного менеджмента определяет качество и рентабельность кредитного портфеля. Очень часто удовлетворительные результаты деятельности банка связаны с благоприятной экономической конъюнктурой и отсутствием конкуренции, а не с профессиональным менеджментом [34, c.337-341].

     На  данный момент проблема в области  кредитования заключается в отсутствии кредитной истории. Это даёт массу возможностей недобросовестным заёмщикам, которые могут получить несколько кредитов в различных банках, без какой-либо проверки их предыдущих кредитных займов. Банки должны иметь консолидированную информацию о клиентах, предоставленную в унифицированном виде. Существование общей электронной межбанковской базы данных облегчало бы проверку на наличие кредитов потенциальных Заёмщиков банка. Информация должна периодически пополняться данными из всех филиалов банка. Такое хранилище исполняло бы функцию кредитного бюро [22, c.107].

     Применение  Базель II – программы сотрудничества в области банковского надзора и внутреннего аудита между Банком России и Европейским Центральным Банком. Одной из целей программы является оказание содействия в области перехода российского банковского сектора на принципы нового соглашения по капиталу Базельского комитета по банковскому надзору.

     Банк  - это коммерческое учреждение, поэтому банки сами выбирают необходимое для своей деятельности программное обеспечение. Базель II не является обязательной программой. Банки на своё усмотрение используют или не используют программу Базель II. «Национальный Банк Траст», в котором я прохожу практику, не работает с программой Базель II. Перспективы присоединения российских банков к Базель II имеют преимущества и недостатки (смотреть таблицу 14). Моё мнение относительно Базель II: программа является достаточно рисковой. Рискуя, банки могут много выиграть, но могут и много проиграть, т.е. риск бывает оправдан, бывает недооценён. Благодаря Базель II российские банки имеют возможность расширить своё присутствие в глобальной экономике. Программа работает не идеально, необходимо внесение корректировок с учётом специфики работы различных банков. Однако банки быстро накапливают опыт. Базель II, это, можно сказать, международная культура в области банковского дела. Базель II открывает перед российскими банками перспективу эффективного сотрудничества и взаимодействия. Российские и зарубежные банки могут вместе решать возникшие проблемы, но в тоже время, проблемы зарубежных банков могут оказать отрицательное влияние на российские банки, т.к. по программе Базель II Банк России и Европейский Центральный Банк взаимосвязаны [45, c.39-43]. 

Информация о работе Управление активами банка