Внутреннее управление коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…………………..3

Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3

Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4

2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5

2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6

2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7

2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9

3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11

3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11

3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12

3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13

3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14

4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15

4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15

4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16

4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17

4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………………….18

Список источников и литературы……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Процесс управления банком_MoiseenkovDn.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание  

Введение………………………………………………………………………….…………………..3

  1. Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3

1.1.  Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3

  1. Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4

2.1.  Основные понятия управления………………………………………………………………………4

2.2. Функции  и задачи управления………………………………………………………………………..5

2.3. Принципы  и классификация методов управления………………………………………………6

2.4. Управление  банковской деятельностью и его  уровни……………………………………………7

2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9

3.  Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11

3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11

3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12

3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13

3.4.  Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14

4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15

4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15

4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16

4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17

4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………………….18

Список  источников и литературы……………………………………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Выражения «банк», «кредитная организация», «небанковская  кредитная организация», «банковская система» и производные от них словосочетания известны всем. Исходным для характеристики того, что есть банк, является более широкое понятие — «кредитная организация».

      Банки — логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации — звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи, ставящие банки в положение первичного звена?

      Это, во-первых, способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота); во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия, и НКО; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами. В совокупности все это ведет к тому, что количественные и качественные ограничения работы прочих кредитных организаций с деньгами и производными от них инструментами, сама технология их деятельности во многом задаются банками.

      Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

   Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком. 

1. Банковская система: структура, функции, качество

                             1.1.  Элементы и уровни банковской системы

      «Банковская система» — понятие, употребляемое  в устной речи и в публикациях  не менее часто, чем «кредитная организация» и «банк». И так же часто ее содержание трактуется не самым убедительным образом. Приведем несколько примеров.

      Статья 2 Закона «О банках и банковской деятельности»  начинается так: «Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Такая формулировка вызывает ряд вопросов.

      Во-первых, ошибкой представляется упоминание о представительствах, поскольку они не ведут никаких банковских операций (сделок кредитных организаций).

      Во-вторых, филиалы иностранных банков (банков-нерезидентов), если они есть в стране (в России пока был зарегистрирован только один такой филиал, просущест- вовший в таком качестве до конца 2003 г.), можно и нужно рассматривать как элементы банковской системы, но это же должно быть отнесено и к действующим в России филиалам НКО-нерезидентов.

      В-третьих, непонятно, почему в приведенной формулировке не названы официально действующие в нашей стране дочерние структуры иностранных банков и иностранных НКО (банки и НКО со 100-процентным или преобладающим участием иностранного капитала), а также филиалы уже этих дочерних организаций, открытые ими на территории РФ.

      В-четвертых, в данной формулировке названы отечественные кредитные организации в широком смысле слова. Но при этом не ясно, имеются ли в виду только банки или также все НКО, в том числе и те, которые Банк России не лицензирует.

      В-пятых, почему-то забыты отечественные загранбанки (см. ст. 8 Закона «О Центральном банке РФ») и зарубежные филиалы российских банков (в 2003— 2004 гг. их было четыре) и российских НКО.

      Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию.

      Банковская  система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):

  • Банк России;
  • Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы (с точки зрения организационно-правовой формы Агентство — это государственная корпорация);
  • отечественные коммерческие банки и НКО;
  • филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;
  • зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;
  • российские загранбанки и их филиалы за рубежом;
  • действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;
  • действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Мировая и отечественная банковская практика и теория говорят, что совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций может иметь одно- либо двухуровневую организацию. Первый уровень (ярус), верхний, — центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), второй уровень (ярус), нижний, базовый, — коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские). Иных принципиальных вариантов не существует. Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой. 

           2. Общие основы управления банковской деятельностью

      2.1.  Основные понятия  управления 

     Управление  присутствует уже в индивидуальной сознательной (осознанной) человеческой деятельности как внутренний элемент этой деятельности, ответственный за осознание и оценку потребностей, желаний и намерений действующего лица, возможностей достижения желаемых результатов, выбор способов необходимых действий, распределение соответствующих усилий. Это управление человеком своими действиями, управление собой.

     В приведенном определении в неявном  виде присутствует важная мысль. Производственная и всякая иная человеческая деятельность невозможна без использования определенных вещей, элементов природы (предметов и средств труда и производства). Поэтому указанная деятельность всегда являет собой сочетание двух типов управления: управления вещами и управления собой. Данная мысль справедлива и для совместной деятельности. Развитая форма управления связана с совместной деятельностью людей, осуществляемой в сравнительно крупных масштабах. В этом случае управление выделяется и обособляется в отдельный, специфический вид сознательной человеческой деятельности, умственного (интеллектуального) труда, который предполагает наличие особой категории лиц — управленцев (управляющих) и особых органов — управляющих структур. И сущность этого управления сводится к целенаправленному воздействию на участников и на существенные характеристики и факторы процесса совместной человеческой деятельности посредством определенных управленческих действий (решений) с целью достижения желаемых результатов такой деятельности.

     При ближайшем рассмотрении в названном  процессе принято выделять содержательную и процессуальную (технологическую) стороны (аспекты), а также его объект (объекты) и субъект (субъекты).

      Выяснить содержание управления — значит ответить на вопросы: для чего должны делать (с какой целью или с какими целями) и что должны делать те, кто принимает управленческие решения (какие именно управленческие действия они могут и должны предпринимать, на что именно могут и должны распространяться принимаемые ими решения). Ответить на первый из этих вопросов — значит раскрыть функции управления, на второй — задачи управления.

      Первый  из названных вопросов обычно как бы не замечается, во всяком случае не ставится как особый вопрос. Между тем он имеет принципиальное значение, поскольку речь идет о необходимости различать цели деятельности организации и цели деятельности тех, кто принимает решения, обязательные для всех исполнителей. Они не могут и не должны совпадать. К примеру, максимизация прибыли или удовлетворение кредитных потребностей клиентов могут быть целями деятельности банка, но не могут быть признаны непосредственными целями управления как специфического вида деятельности, поскольку зарабатывание прибыли и выдача кредитов — обязанность конкретных подразделений банка и их вполне определенных сотрудников. Что же можно считать функциями управления?

      2.2. Функции и задачи  управления

      Можно предложить следующие варианты решения данного вопроса (применительно к коммерческой организации в целом):

        1. функция (цель) управления — само качественное управление как способ удовлетворения потребности, объективно присущей совместной деятельности;
        2. функция управления — обеспечение максимально благоприятных условий для долговременной стабильной устойчивости функционирования и развития организации в соответствии с ее уставными целями и задачами. Эта генеральная функция управления может быть конкретизирована как:
  • адекватное определение состояния и тенденций развития среды, в которой организации приходится действовать, а также места организации в экономической системе;
  • разработка и поддержание в работоспособном состоянии (развитие) механизма формирования реалистичных целей деятельности организации и механизма оценки степени их достижения;
  • обеспечение условий для эффективной деятельности организации в целом и всех ее структурных подразделений, что предполагает, в частности: по мере надобности (в соответствии с меняющимися условиями) рационально распределять (перераспределять) и координировать трудовые функции, пересматривать организационную структуру, а также цели и задачи подразделений; конечные результаты схему горизонтальных и вертикальных связей, информационных потоков; разработать, поддерживать в работоспособном состоянии (развивать) и эффективно применять механизм управления организацией, включая механизм согласования интересов и целей деятельности ее подразделений; разработать способы или средства оценки качества механизма управления организацией, при необходимости совершенствовать их;
  • достижение надежности, технологичности, простоты и экономичности процесса управления.

Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком