Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа
Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.
Введение………………………………………………………………………….…………………..3
Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3
Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4
2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5
2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6
2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7
2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9
3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11
3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11
3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12
3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13
3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14
4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15
4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15
4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16
4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17
4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………….18
Список источников и литературы……………………………………………………………………...20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3
2.1.
Основные понятия управления………
2.2. Функции
и задачи управления……………………………
2.3. Принципы
и классификация методов
2.4. Управление
банковской деятельностью и
2.5. Качество
управления банковской деятельностью……………………………………………
3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11
3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11
3.2. Надзор
за банками и его организация…………………………………………………
3.3. Предмет текущего банковского
надзора……………………………………………………...
3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14
4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15
4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15
4.2. Объекты
внутрибанковского управления……………………………………………………
4.3. Специальные
принципы банковского управления……………………………………………….
4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы……………………………………………………
Введение
Выражения «банк», «кредитная организация», «небанковская кредитная организация», «банковская система» и производные от них словосочетания известны всем. Исходным для характеристики того, что есть банк, является более широкое понятие — «кредитная организация».
Банки — логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации — звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи, ставящие банки в положение первичного звена?
Это, во-первых, способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота); во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия, и НКО; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами. В совокупности все это ведет к тому, что количественные и качественные ограничения работы прочих кредитных организаций с деньгами и производными от них инструментами, сама технология их деятельности во многом задаются банками.
Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Целью
данной работы является рассмотрение
методов, функций качественного и эффективного
управления банком.
1. Банковская система: структура, функции, качество
1.1. Элементы и уровни банковской системы
«Банковская система» — понятие, употребляемое в устной речи и в публикациях не менее часто, чем «кредитная организация» и «банк». И так же часто ее содержание трактуется не самым убедительным образом. Приведем несколько примеров.
Статья 2 Закона «О банках и банковской деятельности» начинается так: «Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Такая формулировка вызывает ряд вопросов.
Во-первых, ошибкой представляется упоминание о представительствах, поскольку они не ведут никаких банковских операций (сделок кредитных организаций).
Во-вторых, филиалы иностранных банков (банков-нерезидентов), если они есть в стране (в России пока был зарегистрирован только один такой филиал, просущест- вовший в таком качестве до конца 2003 г.), можно и нужно рассматривать как элементы банковской системы, но это же должно быть отнесено и к действующим в России филиалам НКО-нерезидентов.
В-третьих, непонятно, почему в приведенной формулировке не названы официально действующие в нашей стране дочерние структуры иностранных банков и иностранных НКО (банки и НКО со 100-процентным или преобладающим участием иностранного капитала), а также филиалы уже этих дочерних организаций, открытые ими на территории РФ.
В-четвертых, в данной формулировке названы отечественные кредитные организации в широком смысле слова. Но при этом не ясно, имеются ли в виду только банки или также все НКО, в том числе и те, которые Банк России не лицензирует.
В-пятых, почему-то забыты отечественные загранбанки (см. ст. 8 Закона «О Центральном банке РФ») и зарубежные филиалы российских банков (в 2003— 2004 гг. их было четыре) и российских НКО.
Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию.
Банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):
Много
недоразумений обычно вызывает вопрос
об уровнях банковской системы. Мировая
и отечественная банковская практика
и теория говорят, что совокупность действующих
в стране банков и иных кредитных организаций
может иметь одно- либо двухуровневую
организацию. Первый уровень (ярус), верхний,
— центральный банк (иногда этот уровень
может включать в себя и некоторые другие
элементы), второй уровень (ярус), нижний,
базовый, — коммерческие банки и прочие
кредитные организации (небанковские).
Иных принципиальных вариантов не существует.
Развитая банковская система как элемент
рыночной экономики должна и может быть
только двухуровневой.
2. Общие основы управления банковской деятельностью
2.1.
Основные понятия
управления
Управление присутствует уже в индивидуальной сознательной (осознанной) человеческой деятельности как внутренний элемент этой деятельности, ответственный за осознание и оценку потребностей, желаний и намерений действующего лица, возможностей достижения желаемых результатов, выбор способов необходимых действий, распределение соответствующих усилий. Это управление человеком своими действиями, управление собой.
В
приведенном определении в
При ближайшем рассмотрении в названном процессе принято выделять содержательную и процессуальную (технологическую) стороны (аспекты), а также его объект (объекты) и субъект (субъекты).
Выяснить содержание управления — значит ответить на вопросы: для чего должны делать (с какой целью или с какими целями) и что должны делать те, кто принимает управленческие решения (какие именно управленческие действия они могут и должны предпринимать, на что именно могут и должны распространяться принимаемые ими решения). Ответить на первый из этих вопросов — значит раскрыть функции управления, на второй — задачи управления.
Первый из названных вопросов обычно как бы не замечается, во всяком случае не ставится как особый вопрос. Между тем он имеет принципиальное значение, поскольку речь идет о необходимости различать цели деятельности организации и цели деятельности тех, кто принимает решения, обязательные для всех исполнителей. Они не могут и не должны совпадать. К примеру, максимизация прибыли или удовлетворение кредитных потребностей клиентов могут быть целями деятельности банка, но не могут быть признаны непосредственными целями управления как специфического вида деятельности, поскольку зарабатывание прибыли и выдача кредитов — обязанность конкретных подразделений банка и их вполне определенных сотрудников. Что же можно считать функциями управления?
2.2. Функции и задачи управления
Можно предложить следующие варианты решения данного вопроса (применительно к коммерческой организации в целом):
Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком