Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа
Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.
Введение………………………………………………………………………….…………………..3
Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3
Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4
2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5
2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6
2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7
2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9
3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11
3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11
3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12
3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13
3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14
4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15
4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15
4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16
4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17
4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………….18
Список источников и литературы……………………………………………………………………...20
Таким образом, качественные характеристики управленческого труда многогранны, среди них есть экономические, социальные, организационные и др. Их оценка предполагает обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями реальной банковской деятельности.
Эффективность управленческих решений определяется тем, что их реализация должна принести организации больше средств, чем было затрачено на их разработку и воплощение в практику.
При оценке управленческого решения как процесса используются такие качественные характеристики, как оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, уровень рисковости, социальная значимость, правовая защищенность.
Качество управления банком в конечном счете проявляется в следующих характеристиках:
• социально-экономических — рентабельность, интегрированность в экономику, характер отношений с клиентурой;
Управление банковской деятельностью со стороны центрального банка, как уже отмечалось, включает в себя четыре аспекта. При этом вначале необходимо выделить следующие принципиальные моменты:
Итак, первый аспект управления, осуществляемого Банком России, — это управление им собственной деятельностью. Содержательный анализ данного аспекта не входит в задачи настоящей работы. Вместе с тем нельзя не отметить, что после того как у Банка России не стало устава (апрель 1995 г.), утеряна возможность объективного суждения о том, как его центральный аппарат должен руководить всей системой ЦБ и насколько это должное соблюдается. Отдельные положения относительно того, как такое управление должно осуществляться, содержащиеся в банковском законодательстве и некоторых нормативных актах самого Банка России, либо слишком неконкретны и расплывчаты, либо посвящены вопросам скорее технического свойства (как, например, Положение «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519).
Второй аспект связан с управлением Центральным банком развитием банковской системы (сектора) страны в целом. Нормативно-правовая база управленческой деятельности Банка России в данном аспекте более чем скромна и ограничивается, по сути, ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ», в которой лаконично прописаны цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Но в Законе не определено, что следует понимать под «развитием и укреплением» банковской системы. Кроме того, среди вмененных Центральному банку задач (ст. 4 Закона) нет ни одной, указывающей, что и как именно он обязан или вправе делать для достижения названной цели. Отсюда следует, что руководство ЦБ, во-первых, вправе при желании как бы и не замечать данную цель, во-вторых, толковать ее по собственному усмотрению или разумению, в-третьих, намечать для ее достижения меры, неизвестно откуда и почему вытекающие.
Таким образом, ключевым моментом организации эффективного управления со стороны ЦБ развитием банковской системы (сектора) страны является научно обоснованное определение критериев прогрессивного, здорового развития указанной системы (сектора). В качестве таковых можно было бы рассмотреть и оценить воспроизводимые ниже принципы формирования и функционирования банковской системы, уже предложенные специалистами.
Третий аспект — управление текущим функционированием и развитием всех кредитных организаций — воплощается в многочисленных нормативных актах, принимаемых Банком России. Качество таких актов (качество осуществляемого с их помощью управления), к которому у банкиров и специалистов постоянно находятся серьезные претензии, требует специального и подробного анализа. Представляется, что такой анализ должен завершиться формулированием целостной совокупности убедительных целей (задач), условий, правил и достаточно ясных и простых критериев разумности управления Банком России текущим функционированием и развитием кредитных организаций.
Четвертый аспект управления банковской деятельностью со стороны ЦБ реализуется в его действиях, которые связаны с внешним управлением, санированием, реорганизацией и ликвидацией конкретных кредитных организаций.
3. Внешнее управление текущей деятельностью банка
3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения
Правовая база
Центральной частью управляющего воздействия Центрального банка на функционирование действующего коммерческого банка можно считать надзор за его деятельностью и регулирование этой деятельности. Однако в специальном банковском законодательстве соответствующие вопросы проработаны недостаточно подробно. Фактически им посвящены лишь две статьи Закона о Центральном банке, первая из которых приведена ниже.
Из Закона «О Центральном банке РФ»
Ст. 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных" в них обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных в федеральных законах.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные в настоящем... Законе, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий... подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Из нормативных актов Центрального банка, в которых решаются именно общие вопросы надзора за деятельностью банков и ее регулирования, следует отметить инструкции:
«О
применении к кредитным организациям
мер воздействия» от 31 марта 1997 г. №59.
Ключевыми
терминами в данном случае выступают
«надзор», «регулирование» и «
Логически на первом месте стоит надзор — процесс внешнего контроля, т.е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов самого поднадзорного банка.
До сих пор указанную цель Банк России трактовал ограниченно, с «карательных» позиций, имея в виду прежде всего отыскание в деятельности банка ошибок и промахов, нарушений законодательства и банковских правил и наказание его за это. Конечно, выявление и пресечение конкретных нарушений весьма важно. Но возможности надзорных органов шире. Они могут и должны выявлять типовые проблемы в банковской сфере и обеспечивать руководство разных уровней информацией, позволяющей принимать соответствующие решения. Но главное — надзорный анализ должен и может проводиться не столько для того, чтобы наказать банк за уже совершенные нарушения и ошибки, сколько для того, чтобы выяснять его способность выполнять свои обязательства в ближайшем'будущем и в обозримой перспективе. Это была бы другая позиция, другая философия надзора, в корне отличная от не оправдавшей себя сложившейся практики.
Качественный и действенный надзор необходим Центральному банку, который в этом случае должен представлять интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров; наши банки допускают множество самых разнообразных нарушений. Назовем некоторые взаимосвязанные причины, отражающие общий низкий уровень управления:
Проверки, анализ, надзор в целом — это не самоцель. Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для банковского сектора в целом. Такое воздействие на банк со стороны Центрального банка и/или иных руководящих органов и будет означать регулирование его деятельности.
Регулирование Банком России деятельности конкретного банка частично опирается на данные надзора за данным банком и включает в себя:
Идеальной системы надзора, которая могла бы полностью обеспечивать устойчивость банковского сектора, не существует. Однако рациональный надзор и эффективное регулирование предотвращают или по крайней мере ограничивают тот ущерб, который может быть причинен вкладчикам, клиентам и банковской системе в целом из-за неправильного управления тем или иным банком.
3.2. Надзор за банками и его организация
Стандарты надзора за коммерческими банками (рекомендуемые, но формально не обязательные), содержатся в изданном в 1997 г. письме Базельского комитета по банковскому регулированию «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» (извлечение из документа дается применительно к действующему банку).
При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих основных посылок:
Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком