Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа
Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.
Введение………………………………………………………………………….…………………..3
Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3
Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4
2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5
2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6
2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7
2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9
3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11
3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11
3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12
3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13
3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14
4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15
4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15
4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16
4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17
4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………….18
Список источников и литературы……………………………………………………………………...20
Перечисленные особенности банковской деятельности не обладают какой-либо страновой спецификой. К ее особенностям, характерным для современной России, можно отнести:
Современные
российские коммерческие банки работают
в нелегких условиях, что так или иначе
отражается в их управлении, хотя не всегда
в адекватных формах.
4.2. Объекты внутрибанковского управления
Ключевым выступает вопрос о том, что такое управление банком самим собой. Повсеместно распространено представление, в соответствии с которым банковское управление состоит в основном из двух частей или блоков: управления финансами банка и управления его персоналом. Это совершенно неудовлетворительное представление.
Чтобы
логично подойти к обозначенной
проблеме, необходимо: во-первых, во всех
случаях последовательно
В соответствии с этим банковское управление — это управление всеми процессами, характеризующими деятельность банка, всеми его отношениями — финансовыми, экономическими, трудовыми, технико-технологическими, организационными, правовыми, социальными и др.
Отсюда легко
сделать выводы о том, какими именно
объектами должен управлять банк, когда
он управляет собой (рис2).
Предложенный здесь подход не «приговаривает» банки к полностью совпадающим, неким универсальным выводам, а, напротив, оставляет за ними такую степень свободы выбора, которая вытекает из природы дела. Представляется, что такая свобода имеет два измерения: банк вправе составить собственный перечень объектов, которыми он намерен управлять, в том числе более детализированный; выбрать разную, соответствующую его целям и возможностям, «плотность» управления теми или иными намеченными объектами.
4.3. Специальные принципы банковского управления
Принципы, более характерные для деятельности банков. Их немного, но все они существенно важны и составляют взаимосвязанное множество:
Разные
банки или их группы могут применять
перечисленные принципы с теми или
иными особенностями, формулировать для
себя новые принципы в дополнение к общепризнанным.
4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру
Все изложенное в настоящей главе позволяет очертить круг требований к высококвалифицированным банковским служащим, принимающим управленческие решения. Представляется целесообразным разделить все такие требования на 3 части, касающиеся понимания, знания и умения.
Банковский менеджер должен понимать:
Банковский менеджер должен знать:
Банковский менеджер должен уметь на своем уровне управления:
Заключение
Как коммерческая организация банк должен преследовать известную цель — получение прибыли. Таким образом, если банк регулярно получает хорошую прибыль (здесь лучше судить по уровню рентабельности), то это свидетельствует о том, что управление в нем поставлено хорошо. Это важное, понятное и убедительное свидетельство, хотя и косвенное. Данный показатель качества банковского управления можно понимать как первый уровень целевого подхода к рассматриваемому вопросу.
Существует второй уровень, более емкий, богатый по сравнению с первым и более информативный. Он правомерен потому, что в планах нормального банка на каждый текущий период обычно значится несколько целей, только одна из которых связана с прибылью (лишь банки-однодневки думают исключительно о прибыли). Такие цели могут касаться важнейших качественных и количественных параметров предстоящего развития банка — собственного капитала и его структуры, клиентуры и отношений с нею, источников привлечения ресурсов, направлений вложения средств, видов продуктов банка, финансовых технологий, технической базы банка, собственных организационных структур, отношений внутри коллектива и т.п.
Исходя из этого можно сформулировать более широкий косвенный критерий качества банковского управления: свидетельством хорошего управления банком можно считать успешное достижение им поставленной перед собой (своими подразделениями и работниками) совокупности целей деятельности. Предполагается (в рамках данного косвенного подхода иное допущение невозможно), что банк систематически занимается планированием своей текущей и перспективной деятельности, делает это профессионально и эффективно.
Однако рассматриваемый подход имеет определенные недостатки, что делает его применение ограниченным. Во-первых, в своеобразных условиях нашей страны между качеством банковского управления и прибыльностью его деятельности далеко не всегда можно обнаружить сколько-нибудь определенную связь. Кроме того, указанная связь, даже если она и имела место, утрачивается с такой же регулярностью, с какой органы государственного управления на ходу, сюрпризом меняют условия налогообложения, рефинансирования, резервирования и многие другие «правила игры» с банками.
От этого недостатка в какой-то мере свободна оценка качества банковского управления на втором уровне (по совокупности целей банка), но здесь трудность в том, что цели разных банков и соответственно оценки уровня управления в них могут быть в большей или меньшей степени несопоставимыми.
Во-вторых, данный опосредованный подход в любом случае остается косвенным, в определенном смысле умозрительным. Он позволяет (в идеале) выяснить, что, например, банк А, судя по ряду итогов, управляется лучше, чем банк Б. Но при этом остается совершенно не известным, чем такой результат обусловлен, т.е. как именно осуществляется управление в том и другом банке, на основании каких принципов, по каким правилам и технологиям, что позитивного и негативного в соответствующем опыте каждого банка. При косвенном, не прямом подходе собственно управление не показывается из «тени» и не рассматривается как таковое, а следовательно и не оценивается. На самом деле здесь оцениваются последствия применения неких неизвестных управленческих технологий, а не сами эти технологии, не их качество (сравнительные плюсы и минусы, потенциальные возможности, мера перспективности и т.д.).
Поэтому
необходим и второй подход, названный
выше непосредственно управленческим,
ориентированный не на «окольную», а прямую
оценку качества управления, прямое определение
хотя бы некоторых требований (условий,
правил, процедур, норм и других параметров),
которые могут быть предъявлены к процессу
банковского управления как обязательные,
минимально необходимые, т.е. такие, без
выполнения которых управление заведомо
не может считаться качественным (но которые
сами по себе, конечно, также не гарантируют
банку непременный успех). Указанного
рода требования можно разбить на следующие
укрупненные группы.
Список литературы
Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком