Внутреннее управление коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…………………..3

Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3

Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4

2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5

2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6

2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7

2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9

3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11

3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11

3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12

3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13

3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14

4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15

4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15

4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16

4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17

4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………………….18

Список источников и литературы……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Процесс управления банком_MoiseenkovDn.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

      Надзор  должен способствовать формированию эффективной  и конкурентной банковской системы, отвечающей потребностям общества в квалифицированных финансовых услугах, предоставляемых по приемлемым ценам.

      Надзор  не может и не должен гарантировать, что... банки не разорятся.

      (...) 

          3.3. Предмет текущего банковского надзора

      А. Риски банковских операций

      Банковское дело связано с рисками, порождаемыми многочисленными обстоятельствами. Органы надзора должны понимать суть этих рисков и следить за тем, чтобы банки правильно оценивали их и могли управлять ими.

      Б. Разработка и осуществление пруденциальных норм и правил

      Риски банковского дела должны выявляться, отслеживаться и контролироваться. Важная роль в этом отведена органам  надзора. Цель органов надзора состоит  в том, чтобы ограничивать степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки. Эти требования не должны предопределять решения руководства банка. Их назначение — устанавливать минимальные пруденциальные стандарты, обеспечивающие надлежащее проведение банковских операций. Динамичное по своей природе банковское дело требует периодического пересмотра органами надзора своих пруденциальных требований и оценки ими степени соответствия существующих норм реальной ситуации, как и необходимости разработки новых нормативов.

  1. Достаточность капитала

      Органы  надзора должны определять соответствие всех банков требованиям о достаточности капитала. Эти требования должны соответствовать уровню рисков, которые банк принимает на себя, $ также определять конкретные составляющие капитала, принимая во внимание его способность покрывать возможные потери.

  1. Управление кредитными рисками

    Стандартное кредитование и мониторинг кредитов

      Важным  элементом системы надзора является независимая оценка политики, практики банка и применяемых им процедур, связанных с кредитованием и размещением инвестиций, а также с текущим управлением портфелями займов и инвестиционными портфелями.

             3. Оценка качества активов и достаточности обеспечения для покрытия сомнительной задолженности

      Органы  надзора должны убедиться в том, что банки выработали и придерживаются адекватной политики, практических мер и процедур оценки качества активов, достаточности банковских фондов и резервов для покрытия сомнительной задолженности.

    4.   Концентрация рисков и крупных рисковых позиций

      Органы  надзора должны проверять наличие  в банках управленческих информационных систем, позволяющих руководству банков идентифицировать концентрацию рисков. Органы надзора должны устанавливать допустимые пределы, ограничивающие риск потенциальных убытков от кредитования отдельных заемщиков или групп связанных между собой заемщиков.

    5.  Предоставление кредитов лицам, связанным с банком

      В целях предотвращения злоупотреблений, связанных с кредитованием аффилированных лиц, орган надзора должен требовать, чтобы банки предоставляли кредиты  таким организациям и связанным  с ними лицам на одинаковых для всех условиях при эффективном наблюдении за таким кредитованием и использовании других мер контроля за рисками или их минимизации.

    6. Страновой и трансфертный риски

      Органы  надзора должны убедиться в том, что банки располагают адекватной политикой и процедурами, позволяющими идентифицировать, отслеживать и контролировать в ходе проведения международных ссудных и инвестиционных операций страновой и трансфертный риски, и предусматривают резервы на покрытие таких рисков.

    7.  Управление рыночными рисками

      Органы  надзора должны убедиться в том, что банки располагают механизмами, позволяющими достаточно точно оценивать, отслеживать и эффективно контролировать риски, связанные с колебаниями рыночных цен и котировок. Органы надзора должны иметь полномочия устанавливать в необходимых случаях лимиты и/или требования к капиталу для покрытия рйночного риска.

    8. Управление ликвидностью

      Цель  управления ликвидностью состоит в  том, чтобы обеспечить выполнение банком всех его обязательств. Важными элементами надлежащей политики управления ликвидностью являются отлаженные системы управленческой информации, централизованный контроль за ликвидностью, диверсификация источников фондирования и планирование на случай непредвиденных обстоятельств.

      9. Операционный риск

      Органы  надзора обязаны убедиться в  том, что руководство банка располагает  эффективной системой внутреннего контроля и аудита, а также в том, что им разработана политика управления операционным риском или его минимизации. Органы надзора должны убедиться в том, что у банка есть обоснованные планы восстановления всех вышедших из строя основных систем с возможностью использования в экстренных ситуациях резервного технологического оборудования, расположенного на достаточном удалении.

    10. Внутренний контроль

      Органы  надзора должны убедиться в том, что банки располагают системой внутреннего контроля, соответствующей  характеру и масштабам их операций.

      11. Органы надзора должны убедиться в том, что банки придерживаются адекватной политики, практики и процедур, включая четкие правила проверки клиентов, которые способствуют повышению этических и профессиональных стандартов в финансовом секторе и препятствуют умышленному или неумышленному использованию банка преступными элементами.

      Поскольку деятельность банков регулируется многочисленными законами и правилами, они должны располагать адекватной политикой и соответствующими процедурами соблюдения этих законов и правил.

      Общественное  доверие к банкам может быть подорвано  и репутация банка может пострадать также в случае его связи (даже неумышленной) с криминальными элементами. Поэтому органы надзора должны следить за тем, чтобы банки применяли Соответствующие процедуры, включая жесткую политику изучения своих клиентов, а также содействовать достижению высоких этических и профессиональных стандартов в финансовом секторе.

      3.4.  Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов 

  • Эффективная система надзора должна включать формы надзора, осуществляемого как непосредственно на местах, так и с помощью методов внешнего наблюдения.
  • Органы надзора должны поддерживать регулярные контакты с руководством банка и хорошо понимать суть операций, осуществляемых этим банком.
  • Органы надзора должны располагать средствами сбора, оценки и анализа пруденциальных отчетов и статистической информации, поступающей от банков на индивидуальной и консолидированной основе.
  • Органы надзора должны располагать средствами независимой оценки надзорной информации путем проверок на местах или с помощью внешних аудиторов.
  • Важным элементом надзора является способность надзорного органа вести надзор за банковской группой на консолидированной основе.

      В случае возникновения проблем банки  должны быть уверены, что могут довериться надзорному органу, проконсультироваться с ним и ожидать конструктивного и конфиденциального совместного обсуждения этих проблем. Банки должны осознавать свою обязанность своевременно информировать надзорные органы о важных делах, связанных с их деятельностью.

      Требования к банкам о представлении финансовой отчетности

  • Органы надзора должны быть удовлетворены, убедившись в том, что банк ведет необходимую отчетность на основе последовательно проводимой бухгалтерской политики и практики, что позволяет надзорному органу получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка и прибыльности проводимых им операций, и в том, что банк регулярно публикует свою финансовую отчетность, адекватно отражающую его состояние.
 

      Органы  надзора должны располагать адекватными  возможностями для осуществления  своевременных корректирующих мер в отношении банков, не соблюдающих установленные пруденциальные требования, а также в случае нарушения банками правил банковского регулирования или создания любой другой угрозы интересам вкладчиков.

      В случаях, когда выявленная проблема относительно невелика, орган надзора может ограничиться неофициальным вмешательством (например, просто устным или письменным контактом с руководством банка).В других случаях могут потребоваться официальные действия. Такие корректирующие меры имеют наибольшие шансы на успех тогда, когда они являются частью комплексной программы финансового оздоровления банка, разработанной самим банком. Если не удается достигнуть согласия с руководством банка, то это не должно удерживать надзорный орган от предъявления банку требований принять необходимые корректирующие действия.

      Орган надзора должен иметь полномочия не только ограничивать текущую деятельность банка, но и препятствовать проведению им новых видов операций и капиталовложений. Он должен также иметь право ограничивать или приостанавливать выплаты дивидендов или других доходов, а также ограничивать переводы активов и скупку банком своих собственных акций. Надзорный орган должен располагать эффективными средствами для решения управленческих проблем, включая право контролировать смену владельцев, директоров и менеджеров банка, ограничивать их полномочия, а при необходимости лишать отдельных лиц права заниматься банковской деятельностью. В крайних случаях орган надзора может ввести внешнее управление в банке.

      4. Внутреннее управление коммерческим банком

      4.1. Особенности деятельности банков в современной России 

      Принципиальное  своеобразие деятельности банков в  любой стране состоит в том, что  она непосредственно связана  с таким вопросом первостепенной государственной важности, как регулирование денежного хозяйства и тем самым — обеспечение здоровья финансов страны путем уменьшения или увеличения денежной массы в обра- щенйи, сжатия или эмиссии кредитных денег. Это значит, что имеются рыночные денежные операции, которые банки не могут не выполнять и которые небанкам не могут быть доверены и дозволены (прием денег в депозиты от юридических и физических лиц, выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов и некоторые другие),'операции, которые могут выполнять только банки и НКО, а также операции, которые банки и НКО могут проводить наравне с прочими хозяйствующими организациями (в отличие от двух первых групп операций эти последние не требуют наличия лицензии центрального банка). Уже из этого видно, насколько сложна структура деятельности банков. Данное обстоятельство накладывает весьма серьезные ограничения как на .внутреннее, так и внешнее управление банками, в том числе объясняет предельную жесткость применяемого к ним государственного надзора и регулирования.

      К особенностям банковской деятельности относятся также:

      1) преобладание в ресурсах банков  привлеченных и заемных средств,  влекущее высокую ответственность  за эффективное использование  прежде всего средств вкладчиков  и кредиторов;

        1. чрезвычайная подвижность, изменчивость параметров функционирования финансовых рынков, вызываемая не только экономическими, но и политическими, социальными и иными причинами, требующая от сотрудников, прежде всего от управленцев, постоянной аналитической напряженности и высочайшей оперативности, причем не в ущерб качеству анализа и проведения операций;
        2. необходимость постоянно и одновременно работать с самыми разнообразными клиентами, представляющими практически все сферы и отрасли хозяйства, противоречивые интересы и цели которых надо согласовывать, на самых разнообразных рынках, испытывающих отнюдь не совпадающие тенденции, со всем богатством существующих в каждый данный момент финансовых инструментов, с разнообразными валютами, что все вместе формирует комплекс управленческих проблем, зачастую кажущихся неразрешимыми;
        3. нематериальный характер банковских продуктов и необходимость участия практически всех подразделений банка в производстве каждого такого продукта.

Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком